Русская линия
Радонеж А. Орешкина25.03.2009 

Выставки, ярмарки…

Выставки, ярмарки… Прежде чем анализировать выставочную деятельность целесообразнее уточнить терминологию. В русском языке два основных слова определяют эту сферу — ярмарки и выставки.

В словаре Даля ярмарки — большой торговый съезд, привоз товаров в определенное в году время. В то же время ярмарка подразумевает не только рынок товаров, но и во многом рынок развлекательных услуг (аттракционы, сцены, концерты и т. п.). Таким образом, под ярмарками исторически понимались регулярные торжища широкого значения.

Выставка определялась как публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной деятельности человека.

В 90-х года ХХ века начинается период возрождения православных выставок-ярмарок.

Православные выставки-ярмарки собирались с начала XVII века стихийно, но с 1641 года уже были признаны официально.

Собирались выставки-ярмарки у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом на Волге.

В 1685 году весь привезенный товар оценивался в огромную для того времени сумму — 120 тысяч рублей, что составляло десятую часть всего государственного бюджета.

На ярмарках продавались меха, ткани, чай, драгоценности, вино, посуда, самовары, предметы культового назначения.

В 1816 году ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. Это уже было заботой государства. В этот период строятся временные деревянные торговые ряда, которые позже перестраиваются в кирпичные. Эти кирпичные торговые ряды сохранились до наших дней и там продолжаются выставки-ярмарки.

Выставки и ярмарки — это рыночные мероприятия, на которых участники — экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.

Выставки и ярмарки — как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов (товаров) также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

В конце 80-х годов прошлого столетия начинается процесс духовного возрождения в России. А после торжеств, посвященных 1000-летию крещения Руси, активизируется возврат храмов и монастырей Русской Православной церкви. А вместе с этим церковь возвращается к православным выставкам-ярмаркам. В начале это были небольшие выставочные площади заводских помещений, кинотеатров, домов культуры.

Начиная с 1996 года выставки пришли на Всероссийский выставочный центр. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II это были выставки-ярмарки, посвященные двунадесятым православным праздникам и возглавил эту деятельность оргкомитет «Покровский центр» («Новые выставки») — руководитель В.А.Егоров. Этим оргкомитетом уже проведено 40 православных выставок-ярмарок.

К концу XX века активизируется процесс проведения православных выставок-ярмарок.

На федеральном уровне уже действует шесть оргкомитетов по организации таких выставок и более чем в 20 субъектах Российской Федерации созданы региональные оргкомитеты.

Разнообразна тематика православных выставок: «Рождественский пост», «Рождественский дар», «Крещение», «Широкая масленица», «Сретение», «Православная трапеза», «Мир — клир», «Светлая Седьмица», «Вербная неделя», «По завету Князя Даниила», «Церковный звон колоколов» и другие. В каждой выставке принимают участие от 150 до 400 храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Данные выставки пользуются большой популярностью у посетителей.

Оргкомитеты приобрели определенный опыт работы. Но наряду с положительными результатами наступил период анализа и совершенствования этого вида деятельности церкви.

Обладая большим миссионерским, просветительским, информационным и экономическим потенциалом, православная выставочно-ярмарочная деятельность в силу различных причин не использует его в полной мере.

Отсутствуют:

— концептуальный подход к организации православных выставочно-ярмарочных мероприятий, нет разработанной технологии организации и проведения православных выставок и общей идеологии формируемых на них экспозиций, отсутствует методика анализа православной выставочно-ярмарочной деятельности, координация ежегодных планов этих выставок и каждый оргкомитет действует самостоятельно.

Желательно иметь систему или хотя бы 1−2 раза заниматься подготовкой православных выставочных кадров.

Следует отметить некоторую епархиальную разобщенность в подходе к вопросу церковной поддержки православной выставочно-ярмарочной деятельности.

Преодолеть эти сложные проблемы можно только путем объединения усилий.

Об этом же и говорилось в Обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на епархиальном собрании в декабре 2005 года.

На письме в его адрес от имени Всероссийского выставочного центра была дана резолюция: «Вопрос о создании Ассоциации православной выставочной деятельности считаем актуальным и требующим тщательной подготовки и проработки».

Всероссийский выставочный центр взял на себя эту миссию. Было подготовлено Положение о православных выставках-ярмарках, разработана концепция, устав, проведено собрание руководителей оргкомитетов православных выставок. Но единства и желания объединиться, чтобы совершенствовать эту общую деятельность Русской Православной Церкви от имени которой они работают, пока не удалось.

Не поступило официального ответа от выставочной компании «РЕСТЭК», оргкомитетов выставки «В начале было слово», «Узорочье».

В том же декабрьском обращении Патриарх Алексий II говорил: «У многих православных верующих людей вызывает удивление то, что все больше пространства выставок начинают занимать предметы, не имеющие прямого отношения к Православию, а иногда даже компрометирующие Православие. Это литература сектантского и раскольничьего характера, всячески поносящая священноначалие, это службы и акафисты неканонизированным святым, их «жития» и изображения в виде икон. Там же продаются дорогие ковчеги со «святыми мощами», неизвестно кем освидетельствованными. И несмотря на такую резкую критику в адрес оргкомитетов, призыв к сплочению, совершенствованию православной выставочной деятельности не нашел положительного ответа, вопрос остается открытым. Это называется «путь в никуда?».

В настоящее время каждый из действующих оргкомитетов запланировал по 6−7 выставок. Получается, что через 10−15 дней на одной выставочной территории проходит православная выставка, что вызывает справедливые нарекания у посетителей, устают и сами храмы и монастыри. Слышать советов по повышению качества и эффективности проводимых православных выставок оргкомитеты не желают. Порой ими же нарушаются и правила выставочной деятельности.

Хочется верить, что данная проблема не останется без внимания вновь избранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и православная выставочная деятельность Русской Православной Церкви займет достойное место в её деятельности.

Главный специалист по взаимодействию с религиозными организациями УД ОАО «ГАО ВВЦ» А.С. Орешкина

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2981


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru