Православие.Ru | 25.03.2009 |
Хорошо известно, какие яростные споры вызывает предложение ввести в школы изучение основ православной культуры. Министерство образования сопротивляется этому так, словно введение нового предмета вызовет в стране, по меньшей мере, гражданскую войну и полное падение нравов наших детей. А между тем никаких смут и межконфессиональных конфликтов так и не возникло в тех регионах России, где местные власти все-таки решились ввести опальный предмет в школы. Более того, людям, сидящим в высоких чиновничьих кабинетах, не мешало бы понять, что задача школы не ограничивается только лишь передачей ученикам некоторого количества абстрактных знаний. Ведь в школе молодые люди учатся жить, школа должна давать им понятие о том, откуда и куда они идут, для чего живут. Вопрос о смысле жизни уходит своими корнями в национальную историю, а корни истории любой страны уходят в религию.
Но без учителя, способного вызвать доверие у своего ученика, новый предмет изначально обречен. Можно одолеть косность чиновников от образования, убедить в своей правоте сомневающихся, написать уйму умных учебников, разработать самые тонкие методики, но если учитель будет скучным педантом или — того хуже — лицемером, то все усилия пойдут прахом. Поэтому самое пристальное внимание сейчас должно быть обращено именно на то, кто готовится прийти (или уже пришел) в школы преподавать основы православной культуры. Об этом мы и беседовали с диаконом Андреем Климовым, доцентом МПГУ, кандидатом исторических наук, который вот уже несколько лет преподает дисциплины по специализации «История русской православной культуры».
— Отец Андрей, среди противников введения ОПК в нашу школу популярно утверждение, что само преподавание этого предмета противоречит российскому законодательству. У вас есть что возразить на этот счет?
— Никакого противоречия, разумеется, нет. Конституция России, а также законы РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» и «Об образовании» позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровнях, самим школам и вузам своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе (и это очевидно) и на изучение православной культуры. Поэтому приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям является фактически нормой реализации прав школьников и студентов на получение образования в соответствии с традициями своей национальной культуры. Учителя, равно как и родители, помогают подрастающему поколению разобраться в себе. В этом смысле качество всего школьного образования свидетельствует, прежде всего, о том, насколько аутентично общество осознает самое себя, знает ли оно, что оно такое и к чему стремится. Религия ставит вопросы о смысле жизни, и именно в этом качестве она может войти в школу. Молодые люди должны иметь право формулировать свои вопросы о смысле своей жизни и обсуждать их в школе на уроках религии или философии наравне с обсуждением, допустим, каких-то исторических проблем на уроках истории.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию, и это невозможно не замечать. Именно это обстоятельство и послужило отправной точкой для сотрудничества Московского педагогического государственного университета с Русской Православной Церковью. В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II и ректор нашего университета Виктор Леонидович Матросов подписали соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Необходимо отметить, что Святейший Патриарх никогда бы не предложил преподавание в университете дисциплины, противоречащей существующему закону. В законе о свободе совести прямо говорится: «Признавая заслуги Русской Православной Церкви в становлении и развитии духовности и истории России, признать историю Церкви неотъемлемой частью истории России». К тому же, нельзя забывать и о существующей серьезнейшей опасности из-за религиозной необразованности потерять человека и гражданина своей страны в псевдорелигиозной среде, а точнее — в тоталитарных сектах, которых в России, увы, сегодня насчитывается немалое число.
На двух факультетах МПГУ — филологическом и историческом — выделились специализации по дисциплинам «Русская православная культура». Непосредственно реализацией этого соглашения руководит настоятель храма архангела Михаила в Тропарево-Никулино (патриаршего подворья), почетный профессор МПГУ протоиерей Георгий Студенов.
Помимо курсов для студентов у нас введены факультативные курсы для аспирантов и докторантов, которые состоят как бы из двух блоков. Первый из них — «Священное Писание как введение в православное богословие» — охватывает целый комплекс вопросов филологического, исторического и богословского характера. Освещение всех этих проблем является необходимой предпосылкой для более глубокого усвоения блока второго — «Духовные основы русской культуры». Оба курса читаются на высоком научном уровне по авторским программам. Руководят этими факультативами профессор кафедры общего языкознания А. Камчатнов и кандидат богословских и физико-математических наук В. Моров.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как именно в МПГУ преподается для студентов дисциплина «Русская православная культура».
— Прежде всего, следует подчеркнуть, что во всех случаях речь идет о свободном выборе студентов, как будущих филологов, так и историков. Что же касается филологического факультета, то здесь уже много лет существует курс «Русская литература и православная культура», который читается с пятого по восьмой семестры. Курс этот охватывает следующие разделы: русский фольклор и Православие, древнерусская литература и Православие, русская литература XVIII—XIX вв.еков и Православие. Данное направление позволяет глубже ознакомиться с мировоззрением писателей тех лет, которые были воспитаны в православной среде, что и отразилось так или иначе в их творчестве. И сегодня задача молодого учителя состоит в том, чтобы не противопоставлять православную культуру светской, а понять, как же они сочетались. Важно знать, что у православной культуры и светской русской литературы есть общий стержень — это вековые гуманистические ценности, обобщенные в заповедях.
На историческом факультете историю русской православной культуры студенты изучают с первого по пятый курс. Основной целью специализации для студентов-историков является изучение совокупности догматико-богословских воззрений Православной Церкви, канона и исторических фактов на основе анализа вероучительных, исторических, культурных источников и исследовательской литературы.
Уже на начальном этапе преподавания очевидны стали высокая заинтересованность и увлеченность наших студентов православной тематикой. Причина здесь мне видится как в необычности и новизне предлагаемого на факультетах материала, так и в самом характере его преподнесения.
Так, помимо традиционных лекционно-семинарских занятий, для лучшего освоения материала, а также развития творческого подхода к обучению недавно стал применяться инновационный метод презентации изучаемых тем, что позволяет студенту реально ощущать себя в контексте событий, происходящих в религиозном мире, проживать их. Посещение храмов, использование фото- и видеоматериалов, участие в религиозных праздниках оказывают действенное восприятие для более глубокого понимания тех традиций, что существовали в русском народе и являются духовным и культурным достоянием нации. Вместе с культурно-историческими знаниями студент нашего университета осваивает и догматико-богословскую основу Православия.
Помимо непосредственно учебы, студентам также предложена и практическая часть воспитательной внеклассной работы. Например, летом прошлого года в Подмосковье с целью подготовки площадки православного лагеря для детей и подростков студенты выезжали в село Алексино на территорию храма Покрова Божией Матери, где приводили в порядок помещения, предназначенные для лагеря.
Кроме того, начиная со второго года обучения, студенты, проходящие специализацию по истории русской православной культуры в МПГУ, знакомятся также с основными религиозными направлениями Востока — от даосизма до конфуцианства, много узнают об иудаизме, исламе, буддизме. Конечно, отдельным блоком идет материал по христианству с его многоконфессиональностью — Православие, католицизм, протестантизм. Такой анализ позиций разных религий и конфессий в итоге позволяет студентам легче ориентироваться в религиозном пространстве современного мира, различать специфику тех или иных направлений, а также способствует укреплению уважительного отношения к иным мировоззрениям, что позволяет решать задачу в том числе и проблем межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
— Насколько я знаю, несколько лет назад вы сами стали преподавателем МПГУ.
— Да, в 2006 году, после защиты диссертации, мне было предложено прочесть ряд лекций по истории русских традиций на кафедре культурологии. Мною было решено взять за основу материал, отправной точкой которого являлся народный фольклор. Такой подход, на мой взгляд, позволяет выявить и укрепить интерес к почти утраченному наследию предков. Так, например, в лекции «Дом и Вселенная» мы рассматривали вопросы древнерусского зодчества, где человек фактически создавал себе микро-вселенную в собственном доме. В лекции «Там чудеса, там леший бродит» молодые люди узнавали о происхождении русских легенд, связанных с появлением нечистой силы: как, например, с этой нежитью боролись в древности, что такое мир злых духов и так далее. Самая приятная, на мой взгляд, лекция — под названием «Всякая душа празднику рада», она рассматривает календарный вопрос (юлианский и григорианский календари), раскрывает этимологию самого слова «праздник», рассказывает о традициях русского народа в праздновании Рождества Христова, Крещения Господня, при проведении святочных дней. Студенты узнают, что такое Радоница, как возник праздник масленицы, слушают рассказы о Вербном воскресенье и Чистом четверге перед Пасхой, о праздновании Светлого Христова Воскресения.
— В университете не только читаются лекции о православной культуре, он также активно сотрудничает в этом вопросе и со средними школами Москвы и Подмосковья. Кстати, а с кем работать проще — со студентами или с школярами?
— Здесь нет такой проблемы — проще или сложнее. Везде есть своя специфика. Главное другое — и студентам, и школьникам этот предмет интересен, если подавать его не в сухой лекционной форме (вроде, «слушайте меня, я все знаю»), а предлагать им сотрудничество, сотворчество.
Сегодня преподавание предмета «Основы православной культуры» силами нашего университета проводится в трех школах. Это московские школы N 1114 и N 696, а также школа в подмосковном поселке Дорохово.
В связи с тем что, как вы знаете, полемика по вопросу обязательного преподавания ОПК в школе и во властных структурах, и внутри нашего общества так и не пришла к единому мнению, мы предложили ввести этот предмет на факультативной основе. В каждой из школ было выделено по часу в неделю для проведения факультатива. Причем руководство школ сочло, что лучше будет начинать обучение с младшеклассников — с 1-го по 5-й класс.
Была написана специальная программа по курсу преподавания ОПК, которую мы постарались построить на соразмерном сочетании теоретических и практических знаний. Так, например, для развития творческих способностей ребенка было предложено использовать театральные постановки на религиозные и исторические темы. Ребята разыгрывали целые религиозные мистерии, реконструировали разные исторические события. Поверьте, их это увлекло необыкновенно. Кроме того, наши школьники ездили в храмы и монастыри, знакомились с искусством колокольного звона, иконописи. А простая беседа в общем кругу за чаем с настоящим самоваром привела в итоге к доверительности в отношении между учениками и учителем.
Довольно скоро выяснилось, что и старшие школьники тоже желают познакомиться с таким необычным новым предметом, и это, откровенно говоря, вызвало у нас большую радость. Но, понятно, что для старшеклассников надо было разработать свою методику преподавания. С учетом ассоциативного восприятия молодого поколения, легко воспринимающего всевозможные ток-шоу по телевидению, мы предложили им темы для разговора, такие, например, как «Великий пост и современный мир», «Астрология и православный календарь», «Любовь и брак в современном мире». Своими силами ребята оборудовали техническую студию, проводили съемки, переписывали затем все на DVD-диски. По окончании обсуждения предлагаемых вопросов проводился интерактивный опрос, позволявший свободно выражать свое мнение голосованием.
Скажем, наше ток-шоу под названием «Великий пост и современный мир», проходившее на базе школы поселка Дорохово, рассматривало вопросы духовно-нравственного содержания традиции православного поста, его восприятия людьми самых разных взглядов и направлений. На мероприятие, в частности, я пригласил православного священника, представителя религиозной организации «Свидетели Иеговы», которые давно уже расположились на территории поселка, и заведующего поселковой поликлиникой. Спор был довольно жарким и, смею надеяться, более чем небесполезным для ребят. Наше второе ток-шоу — по проблемам астрологии и православного календаря — было не менее острым. Мы рассматривали вопросы отношения Православия к астрологии и астрономии, выясняли причины разделения юлианского и григорианского календарей, много говорили о славянском языке и культуре. В этом ток-шоу также принимали участие приглашенные гости: православный священник, астролог, католик, представитель баптистской религиозной организации и литературовед. Но главными участниками разговора были, разумеется, сами ребята.
Кроме того, в целях ознакомления учащихся с иными религиями в России мы провели общешкольные фильмы-лекции с показом видеофильмов. Эти факультативы носили информативный характер, предлагая ученикам познакомиться с историей той или иной конфессии, дабы, во-первых, сформировать у детей уважительное отношение к другому религиозному течению, а во-вторых, предостеречь их от тоталитарных сект. Кстати, в наших школах достаточно много ребятишек, принадлежащих к иным религиям, в частности, например, к исламу. Так вот, первоначальное отторжение у них быстро сменилось интересом к тому, как живут, чем дышат их православные сверстники. На уроках, например, «духовного краеведения», что является обязательным для подмосковных школьников, мы вместе изучаем не только расположение православных храмов и монастырей, духовное наполнение Церкви, но и рассматриваем, как живут мусульмане, иудеи, католики, протестанты, узнаем о местных мечетях, костелах, синагогах и так далее. И в итоге нам удалось не только не «потерять» иноконфессиональных детишек, но и создать в классах атмосферу взаимного уважения и интереса друг к другу. Представьте себе, недавно один мальчик-мусульманин на нашем уроке так проникновенно, с таким глубоким пониманием рассказывал классу о Рождестве Христовом, что даже я был поражен. На самом деле, дети куда более терпимы к иному мнению, другому мировоззрению, чем взрослые, в особенности если учитель, которому они доверяют, демонстрирует собственное искреннее уважение к чужим взглядам и верованиям.
— А с родителями у вас проблем не было? Вероятно, далеко не все пришли в восторг от того, что их чересчур самостоятельные дети решили пойти на ваш факультатив?
— Да нет, со стороны родителей никакого отторжения мы не почувствовали. Но, правда, прежде чем приступить к работе с детьми, мы сначала поговорили с каждым из родителей. А теперь у нас в Дорохово, например, стали традицией постоянные встречи с папами и мамами наших учеников в форме неформальных заседаний-чаепитий. Да им самим интересно пообщаться на волнующие их темы со священниками, с преподавателями и студентами МПГУ. В отличие от чиновников от образования, родители в массе своей понимают, что постижение духовно-нравственных основ детьми фактически является своеобразным обучением жизни. Если ребенок не научится правильно жить в обществе, для него бесполезным станет изучение наук. Если он не научится воспринимать свою жизнь как служение, он никому не сможет принести пользу. Так что с этой стороны никаких проблем не было, даже напротив — доверие к нам, к нашим усилиям год от года только увеличивается.
— Но ведь не бывает все так просто и гладко, тем более в столь тонком виде деятельности как воспитание ребенка! Какие-то проблемы, наверное, все же были?
— Самая главная на сегодняшний день для нас проблема, как мне кажется, это недостаток в методических пособиях и программах, не говоря уж об учебниках. Фактически мы все делаем сами, причем многое, так сказать, на ощупь: и инновационные методы придумываем, и сами же их внедряем в жизнь. Мне могут возразить, что существует масса пособий по данным направлениям. Однако практика показывает, что они все достаточно специфичны и имеют узкую направленность на уровне воскресных школ, что, как вы сами понимаете, совершенно не входит в компетенцию светского образования. Так что многое, действительно, приходится придумывать практически с нуля и применять новые технологии в преподавании ОПК как для школьников, так и для студентов, с учетом, так сказать, специфики состояния современного общества.
И все же, учитывая тот очевидный интерес со стороны наших учеников, который наблюдается в процессе преподавания предмета, можно смело делать вывод: начинание наше благое и позитивное. И университету надо продолжать готовить будущих учителей по новому предмету, потому что пусть не сегодня, но завтра-послезавтра этот слабый пока росточек пробьет толщу льда из сомнений и неприязни, и обществу самым острым образом потребуются преподаватели, способные донести до детей всю красоту и мудрость православной культуры нашего народа.
Беседовала Татьяна Птицына