Русская линия
Седмицa.Ru25.03.2009 

«Евангельски шествовати изволил еси…»

Св. Григорий, именуемый в восточной церковной традиции Двоесловом (Собеседником), а в западной — Великим, родился в Риме ок. 540 г.

Григорий принадлежал к древнему римскому патрицианскому роду Анициев, одному из самых знатных и влиятельных в Риме. Из этого рода вышли Римские Папы св. Феликс III (483−492), который был прямым предком Григоряи, и св. Агапит I (535−536). К этому же роду принадлежал знаменитый философ Боэций (ок. 480 — 524 или 526). Считают, что из этого же семейства вышел и преп. Венедикт Нурсийский (ок. 480−547). В Западной Церкви были причтены к лику святых мать Григория — Сильвия и две его тетки, сестры отца — Тарсилла и Емилиана. В средние века как святого почитали в Риме и отца Григория — Гордиана. Не удивительно, что имея такую родословную, будущий святитель смолоду проявлял редкое для своего смутного времени благочестие и устремление к монашеской жизни.

Тем не менее, будущий святитель, следуя традициям аристократических фамилий Рима, получил блестящее светское образование, после чего достиг высших государственных должностей в Риме. Но несмотря на принадлежность к кругам высшей римской знати, Григорий вел скромную благочестивую жизнь. После кончины отца Григорий оставил службу и истратил доставшееся ему огромное наследство на строительство шести монастырей в родовых имениях на Сицилии. В Риме же он основал монастырь во имя св. апостола Андрея Первозванного, передав ему свой богатый дом на склоне холма Целий. Здесь он сам принял монашество, к которому так давно стремился. Позднее здесь была возведена базилика, освященная во имя св. Григория Двоеслова.

Около 577 г. св. Григорий был рукоположен в сан диакона. По поручению Папы Римского Пелагия II Григорий долгие годы жил в качестве апокрисиария в Константинополе, где представлял Римскую кафедру при дворе императора. Здесь он изучал творения восточных отцов, ознакомился с богослужебной традицию Византийской Церкви.

К 586 г. Григорий вернулся в Рим, где вскоре стал настоятелем созданного им Андреевского монастыря, который благодаря Григорию стал важнейшим центром монашеской жизни и духовного просвещения. Одновременно Григорий стал ближайшим помощником Папы Пелагия II в управлении Римской Церковью.

В 590 г., после смерти Папы Пелагия II, св. Григорий был избран на Римскую кафедру, которую принял лишь после долгих колебаний и уговоров паствы. Ему досталось весьма тяжелое наследие: в это время Италия подверглась новому нашествию варваров-лангобардов, некогда блистательный Рим пришел в еще большее запустение. Папе Римскому в таких условиях приходилось быть не только главой Римской Церкви, но и принять на себя попечение о пришедшем в упадок городе и его бедствующем и стремительно теряющем свое культурное наследие населении. Св. Григорий проявил себя одинаково как ревностным архипастырем, так и выдающимся государственным и общественным деятелем. Особую любовь римлян Григорий снискал своей заботой о бедных и обездоленных. В монастыре при базилике св. Григория в Риме и сегодня можно видеть огромных мраморный стол, за которым Григорий устраивал трапезу для бедняков. Здесь же он однажды сподобился явления Христа. Милостивый к неимущим и страждущим, Григорий сам оставался всю свою жизнь строгим аскетом и бессребреником.

Еще одной важной заслугой Григория перед Римом стала его успешная дипломатическая деятельность, плодом которой явился мир с лангобардами. Более того, святителю удалось привлечь к Православию многих из этих свирепых варваров, бывших прежде язычниками или еретиками-арианами. Благодаря св. Григорию также успешно продвигалось дело проповеди Христианства в Британии.

Св. Григорию традиционно приписывают составление латинского чина Литургии Преждеосвященных Даров, который пришел в практику Западной Церкви, благодаря знакомству будущего Папы Римского с литургической практикой Византии.

Св. Григорий был одним из немногих Римских Пап, оставивших обширное литературное наследие, выступая, прежде всего, в качестве экзегета, проповедника и моралиста. Находясь в Византии, Григорий написал «Толкование на Книгу Иова». Позднее появились его «Беседы на Книгу прор. Иезекииля», «Беседы на Книгу Песни Песней Соломона», «Беседы на Евангелия». «Правило пастырское» св. Григория является одним из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию: на Западе клирикам даже предписывалось иметь его в качестве настольной книги.

Самое известное сочинение св. Григория «Беседы (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души», написанное в простой, доступной форме и рассчитанное на широкую аудиторию. По жанру оно относится к житийной литературе. После появления этой книги святителя и стали называть «Двоесловом», то есть «Ведущим диалог, собеседником».

Скончался свт. Григорий после долгой болезни в 604 г. Он был погребен в соборе св. апостола Петра в Ватикане, где его мощи почивают доныне.

http://www.sedmitza.ru/text/631 548.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru