Русский вестник | 24.03.2009 |
В помещении администрации Калязинского района есть большой стенд. Взглянув на него, любой житель района и области может только порадоваться. Среди многих наград и поощрений, которых удостоились за последние четыре года район и его глава, некоторые выделяются особенно. Благодарственное письмо Газпрома за значительный вклад в сооружение газопровода-отвода «Углич-Калязин» и подачу природного газа в город Калязин. Диплом департамента ЖКХ администрации Тверской области за участие в областном конкурсе, в рамках Всероссийского конкурса, за звание «Самый благоустроенный город России», диплом победителю областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по развитию туризма среди муниципальных образований Тверской области, диплом оргкомитета Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке», диплом за активное участие в работе первого межмуниципального инвестиционного форума «Территории экономических ценностей», свидетельство эксперта межведомственной группы по разработке унифицированной системы критериев и показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления на территории Российской Федерации. Здесь и благодарность секретаря Союзного государства Павла Бородина «За большой вклад в дело объединения Белоруссии и России, укрепление сотрудничества между народами».
Не так давно по итогам III Всероссийского конкурса на лучшее муниципальное образование Калязинский район одержал победу в номинации «Социальная сфера муниципального образования». Калязинский район лидирует в Центральном федеральном округе по работе программы обеспечения жильем молодежи.
Серьезной заботой калязинцев стала сфера жилищно-коммунального хозяйства. Как видно из интервью главы Калязинского района К.Г. Ильина областной газете Федерации тверских профсоюзов «Позиция», официально вступившего в должность на второй срок с убедительным результатом по выборам в 91,6%, сегодня район в числе других четырех районов Тверской области участвует в программе реформирования ЖКХ. Из федерального и областного бюджета на реализацию проектов в этой сфере получено 104,1 миллиона рублей на переселение из ветхого и аварийного жилья и еще 43,8 миллиона рублей на капитальный ремонт жилого фонда. Ведется активный ремонт жилых домов, на восстановление которых и выделены эти средства. Подана заявка на еще один транш, по которому предполагается получение дополнительно еще 50 миллионов рублей на переселение и около 14 миллионов рублей на капитальный ремонт зданий.
С целью более эффективного использования муниципального имущества по тепло-, водо- и газоснабжению города и села, а также улучшению качества по предоставлению услуг населению по ремонту жилого фонда было создано межпоселковое предприятие «Калязинские коммунальные системы». Создание такого предприятия — это уникальный прецедент для всей России. Теперь в г. Калязин приезжают руководители из разных областей с целью перенять этот положительный опыт. В системе ЖКХ был создан и начал действовать механизм взаимодействия частного бизнеса и муниципальных унитарных предприятий. Активно привлекаются коммерческие структуры, которые в своем абсолютном большинстве работают честно и добросовестно. При этом, как следует из разработок программы развития района, перед ними на предстоящие годы создаются условия для развития конкурентных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и повышения качества работы ЖКХ. Сюда же входит задача по выработке продуманной тарифной политики, включая мероприятия по снижению издержек на производство жилищно-коммунальных услуг и тем самым создание условий для снижения, а не на повышение тарифов для населения как конечного потребителя этих услуг.
Однако именно здесь и обнаружилось, что не все коммерческие предприятия были готовы с самого начала сотрудничества с администрацией района работать так, как они обещали.
Речь идет прежде всего о такой коммерческой организации, как ООО «Гортепло». Она занимается выработкой и отпуском тепловой энергии, которая через Калязинское муниципальное предприятие «Коммунэнерго» поступает конечному ее потребителю — населению города Калязина, обеспечивая его жителей горячей водой и отоплением.
В июне 2007 г. Бастрыгин С.В. — руководитель филиала ООО «Гортепло», построившего и эксплуатирующего две блочно-модульные котельные в г. Калязине — прилюдно, на заседании собрания депутатов Калязинского района, пообещал, что в задачу его организации входит «не повышать тарифы, а сохранить их». Так прямо в протоколе собрания и записано. Тогда депутаты, сделав необходимые расчеты, установили, что срок окупаемости инвестиционной программы по вводу в строй и эксплуатации блочно-модульных котельных должен составить пять лет, а тариф будет доведен до 950 руб/Гкал без учета НДС.
Однако депутаты, глава района и жители г. Калязина были банально обмануты. Коммерсанты от тепла представили в РЭК Тверской области изготовленную ими самими т.н. «инвестиционную программу», где они самочинно сократили срок окупаемости инвестиций до 3,8 года вместо 5 лет. На этом основании тариф на тепло, отпускаемое ООО «Гортепло», как пояснил представитель в РЭК Тверской области, существенно вырос.
И РЭК Тверской области здесь как бы и не причем.
В результате заработала заранее спланированная и пронырливо выстроенная «коммерческая» схема, которая никак не вписывается в требования российского уголовного законодательства. Сначала руководство ООО «Гортепло» пообещало не повышать тарифы, а ради этого администрация и согласилась на подписание с ними инвестиционного договора, ради этого выделила им землю и подключила блочно-модульные котельные к с таким трудом полученному в г. Калязин природному газу. Затем ловкие коммерсанты подсунули в РЭК Тверской области не утвержденную по закону инвестиционную программу развития блочно-модульных котельных, содержащую заведомо ложные сведения о сроке окупаемости инвестиций, и получили каким-то непонятным образом от РЭК Тверской области незаконный тариф. Чиновники регулирующей организации в нарушение закона, которым они обязаны руководствоваться, не провели экспертную проверку достоверности предоставленных им ложных сведений, не стали запрашивать экспертизы заинтересованных лиц — администрации района и совета депутатов Калязинского района, который как представительный орган утверждает инвестиционные программы и, следовательно, согласовывает срок их окупаемости, что является ключевым моментом для установления размера тарифа на тепло.
То есть сотрудники РЭК Тверской области почему-то запамятовали, что регулируемые тарифы не есть их личные представления о том, как он формируется, с однобоким учетом пожеланий от алчных коммерсантов.
Ведь Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» прямо требует, чтобы регулируемые тарифы были результатом «достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг». Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации обязывают регулирующую организацию проверять поступающие им документы, выяснять их достоверность. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» требует защищать экономические интересы потребителей от монопольного повышения тарифов, которые нарушают права и законные экономические интересы потребителей этой энергии. Тем более, что потребителем и одновременно поставщиком этой энергии населению является муниципальное унитарное предприятие, учредители которого (администрация Калязинского района) ставят уставной целью МУП «Коммунэнерго» удовлетворение потребностей населения г. Калязина тепловой энергией для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Следующим шагом ООО «Гортепло» в продуманной его руководством цепи необоснованного обогащения стало заключение ими договора на поставку тепловой энергии Калязинскому МУП «Коммунэнерго». Действуя под прикрытием незаконного тарифа и будучи монополистом на рынке выработки и отпуска тепла на основе газовых блочно-модульных котельных, ООО «Гортепло» легко навязало своему контрагенту невыгодные для него условия договора. В результате Калязинское МУП «Коммунэнерго» перестало справляться со своими затратами. Появилась искусственно созданная и спланированная загодя ООО «Гортепло» денежная задолженность (говорят, в размере 19 млн руб.!), погасить которую потребитель оказался не в состоянии. За долги Калязинского МУП «Коммунэнерго» по закону отвечает (несет субсидиарную ответственность) его учредитель, то есть администрация Калязинского района, которая должна будет вынуждена расплачиваться за счет свертывания социальных программ. Например, приостановить предоставление субсидий молодым семьям для получения жилья, прекратить помощь малообеспеченным и малоимущим жителям района. Из последних сил администрация Калязинского района удерживала тариф для населения района на уровне 1332 руб/Гкал., не меняя его в 2007 г. даже после того, как тепло от ООО «Гортепло» стало поступать по искусственно завышенной цене. В 2008 г. тариф на тепло вырос до 1442 руб/Гкал, а в 2009 г. достиг уже 1507 руб/Гкал. с НДС, а для бюджетников и прочих потребителей тепла — 2669 руб/Гкал.
Попытки переговоров с руководством ООО «Гортепло» успеха не имели. Коммерсанты просто не захотели их вести. Видно, махинаторская схема инвестиций такого поворота событий никак не предусматривала. Незаконный тариф РЭКа и арбитражный суд, втянутый оборотистыми предпринимателями в цепочку коммерческой наживы, с легкостью принял их сторону и начал взыскивать деньги с Калязинского МУП «Коммунэнерго».
Тогда Калязинский МУП «Коммунэнерго» тоже решил поискать правды в суде. В том же Арбитражном суде Тверской области. И вот что он там нашел.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 17 февраля 2009 г. о принятии заявлении к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания было предложено РЭК Тверской области представить «документальное и нормативное обоснование принятия оспариваемого приказа, правомерность изменения тарифов и размер по сравнению с другими». То есть суд затребовал те документы, которые содержатся в тарифном деле. РЭК эти документы ни по адвокатскому запросу, ни по просьбе суда не представил.
Вместо них в деле появилась уже известная инвестиционная программа от ООО «Гортепло», содержащая заведомо ложные сведения со сроком на 3, 8 г.
Ни одно из ходатайств представителя Калязинского МУП «Коммунэнерго»: ни об истребовании экспертизы РЭК (по которой суд может судить о правомерности или неправомерности действий должностных лиц РЭК Тверской области и установить законность принятого тарифа), ни о привлечении администрации Калязинского района и собрания депутатов Калязинского района (которые могут подтвердить обстоятельства, касающиеся инвестиционной программы) не было не только удовлетворено, но и не было публично рассмотрено. После этого судья Бажан О.М. посчитала, что все задачи, которые ставит перед судом АПК РФ по подготовке дела к судебному разбирательству, выполнены и назначила судебное разбирательство.
За пояснением ситуации мы обратились к доктору юридических наук, профессору РАГС при Президенте РФ М.Н. Кузнецову. И вот что он пояснил. Получается, что арбитражный суд, еще не начав рассмотрение дела, уже в ходе подготовки к судебному разбирательству игнорировал нормы процессуального права, содержащиеся в диспозиции ст.ст. 66, 135, 159, 184 АПК РФ, а также ст. 6, ст. 7, ст. 8, ст. 9 АПК РФ и создал угрозу вынесения заведомо неправосудного решения.
То есть еще до начала судебного разбирательства суд неправильно применил целый ряд статей АПК РФ, не обеспечив равенства организаций, участвующих в деле, перед законом. В то же время в силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (см. ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по каждому делу обязан обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств (см. п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.). Получается, что суд изначально поставил одну из сторон — РЭК Тверской области — в преимущественное положение, умаляя и одновременно лишая Калязинское МУП «Коммунэнерго» гарантированного АПК РФ права на заявление ходатайств об истребовании доказательств и ходатайств о привлечении третьих лиц, а также права знать об аргументах РЭК Тверской области до начала судебного разбирательства (см. ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Все это также означает, что суд вынес определение о назначении дела к судебному разбирательству в нарушение ст. 136 АПК РФ, не разрешив ходатайств стороны, участвующей в деле — Калязинского МУП «Коммунэнерго», то есть не завершив рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов, а также не учтя мнение участников процесса о готовности дела к судебному разбирательству, назначил дело к судебному разбирательству в условиях, не обеспечивших возможности по защите нарушенных прав и законных интересов Заявителя в предстоящем судебном разбирательстве.
В то же время ст. 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» устанавливает, что одной из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации, а значит и Арбитражного суда Тверской области, при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целом создается устойчивое убеждение, что вопреки требованиям, содержащимся в ст. 5 АПК РФ, на суд оказывается постороннее воздействие, угрожающее нарушением принципа независимости арбитражных судов, установленного Конституцией РФ, а подготовка к судебному заседанию проведена вне требований АПК РФ. Как следствие этого возникает угроза вынесения заведомо неправосудного судебного решения.
Нельзя не сказать и о других обстоятельствах этого дела. Незаконный тариф создает условия для возникновения социального конфликта в Калязинском районе и в Тверской области. Дело в том, что при формировании тарифа на тепловую энергию в Калязинском районе РЭК Тверской области был обязан установить тариф в соответствии с требованиями российского законодательства, а не выборочным путем, учитывая лишь односторонние требования коммерческой организации ООО «Гортепло», заинтересованной в получении искусственно завышенного тарифа через предоставление заведомо ложных сведений для обмана регулирующей организации. Действуя на основе Конституции РФ и во имя ее исполнения, РЭК Тверской области был обязан найти баланс интересов потребителей и производителя, а не ограничиваться защитой интересов исключительно коммерческой организации.
В результате Калязинский МУП «Коммунэнерго», будучи получателем тепловой энергии по регулируемому тарифу, в свою очередь, вынужден либо поставлять тепловую энергию конечному потребителю — населению г. Калязина — по искусственно завышенному тарифу ООО «Гортепло», либо обращаться в администрацию Калязинского района, несущего с ним субсидиарную ответственность по долговым обязательствам МУП «Коммунэнерго». То есть погашение искусственно созданной задолженности должно погашаться за счет средств бюджета путем сокращения дотирования других социальных программ района.
Таким путем в Калязинском районе организуются условия для возникновения конфликта между социально разнородными по признаку платежеспособности большими группами населения, унижается достоинство малоимущих групп населения. Оплата за отопление и горячее водоснабжение по незаконному, а потому недоступному для малоимущих и малообеспеченных жителей района тарифу, составляющую значительную по размеру группу населения, все больше превращает ее в растущую и окончательно неплатежеспособную социальную группу, для которой услуги по предоставлению тепловой энергии становятся недоступны. Это, в свою очередь, создает условия для возникновения ненависти, либо вражды между экономически разнородными группами населения (см. ст. 282 УК РФ). Таким же образом социальная напряженность искусственно создается между жителями различных районов Тверской области, пользующихся существенно различающимися по своему денежному выражению тарифами на тепловую энергию. Как уже отмечалось, незаконный тариф уже вызвал социальную напряженность в Калязинском районе и в Тверской области. Об этом говорилось в интервью первого заместителя губернатора Тверской области В. Толоко, а также следует из писем жителей района главе Калязинского района.
Российская Федерация, куда, безусловно, входит Калязинский район Тверской области, — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на неосновательное обогащение коммерческих структур за счет населения и, таким образом, создания условий для возникновения социальных конфликтных ситуаций между различными социальными группами, идущих вразрез с социальной политикой Президента России и правительства Российской Федерации.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Таким же образом в условиях экономического кризиса ставится задача по сохранению достаточного уровня социальной защиты населения в России, как об этом заявил председатель правительства Российской Федерации В. Путин на конференции министров социального блока государств-членов Совета Европы 26 февраля 2009 г.
Западные аналитики делают выводы, что России угрожает распад в связи с тем, что Правительство не может обеспечить населению конституционные социальные гарантии. Такая ситуация уже привела к развалу СССР. В этой связи мы считаем, искусственное повышение тарифов в любом районе или области Российской Федерации — это повод для немедленного реагирования со стороны правоохранительных органов.
С. В. НИКИТИН, П. И. БЕЛЯЕВ, С. Н. ПЕРОВА
и другие, всего 12 подписей,
ветераны, Тверская область