Русская линия
Патриархия.Ru24.03.2009 

Православие на Калининградской земле

История Калининградской области в составе России не ограничивается периодом после великой Победы. Был момент, когда Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи во времена правления Елизаветы Петровны, потом русские воины проливали кровь в первой наполеоновской войне и освобождали Пруссию от Наполеона в 1812 г., воевали с немцами в 1914 г. История войн и насилия завершилась в 1945 г., когда Восточная Пруссия пала под ударами Красной армии, преследовавшей фашистских захватчиков, и, согласно решениям Ялтинской конференции, была передана СССР. Встал вопрос о восстановлении здесь хозяйства, разрушенного войной, мирной жизни.

В область было направлено много переселенцев, которые отстраивали разрушенное войной и вели стройки социализма. Они попадали сюда со всей России и нынешних стран СНГ. Следует упомянуть наличие здесь главной базы Балтийского флота и военной группировки, куда посылали на службу призывников и выпускников высших военных учебных заведений. Эта особенность создала здесь по-своему уникальный сплав различных культур, традиций и национальностей, которые вместе трудились, работали, защищали Родину. Основную часть прибывших составляли люди из областей, где были сильны традиции православной веры.

В течение 1947−1950 гг. было очень много обращений в органы власти, проводились многочисленные акции по сбору подписей за открытие прихода. Верующие даже были готовы молиться в здании немецкой кирхи, не используемой в хозяйстве, им был важен факт регистрации прихода. Власти обычно ограничивалась отписками и формальными отказами. В 1950-х годах религиозная жизнь ушла в подполье. Внешне город считался местом, где победил атеизм, поскольку в городе не было ни одного православного храма. Жители Калининграда посещали храмы в Литве, Белоруссии, Смоленске. Они венчались, крестились, только власти не замечали это, заняв «круговую оборону» от заявлений о регистрации прихода.

Лед тронулся лишь в 1980-е годы. С началом «перестройки», после почти 40 лет молитв и ожидания приход Русской Православной Церкви был зарегистрирован. Это событие было связано с двумя процессами? новой конституцией СССР 1977 года, давшей право на свободу вероисповедания, и сменой руководства Калининградского обкома КПСС в 1984 г. Первыми приход зарегистрировали баптисты, а православным пришлось ждать еще 7 лет даже, несмотря на поддержку уполномоченного совета по делам религий Ю.Я. Махобайского, назначенного на этот пост в 1978 г. Он встречался с верующими, со старостой общины М.И. Витенковым и убеждался, что эти люди лояльны власти. М.И. Витенков был ветераном войны, высококлассным специалистом-инженером совхоза и, как и многие верующие, уважаемым человеком.

Регистрация прихода состоялась в 1985 г. Новый руководитель обкома партии Д.М. Романин, человек прогрессивных взглядов и следящий за действующей политической ситуацией, подписал соответствующее распоряжение. Калининградский приход был закреплен за Смоленско-Вяземской епархией, которую возглавлял архиепископ Кирилл (ныне? Патриарх Московский и всея Руси), и он назначил в область первого священника. 23 Апреля 1985 г. приход был официально зарегистрирован горисполкомом.

Сразу встал вопрос о выборе места будущего храма, к тому же число прихожан стало расти. Поначалу богослужения проходили в доме церковного старосты Витенкова, а община составляла 10−12 человек. Ю.Я. Махобайский и верующие проделали огромную работу по выделению участка земли под строительство храма, которая включала административную борьбу, преодоление чиновничьих препон, когда решение зависело от одного человека. В итоге участок был предоставлен именно там, где просили верующие, а не на далеких окраинах.

Это место представляло собой разрушенную немецкую кирху Юдиттен-кирхе на Тенистой аллее, в тихом и малолюдном районе Калининграда, на холме. Плюсом этого места была доступность со всего района и наличие проходящих мимо транспортных маршрутов.

Кирха представляла собой развалины. Колокольня была разбита, повсюду валялись груды кирпичей, вырос кустарник. Одна стена отсутствовала.

Религиозная жизнь бурно развивалась. Для регулярных служб в помещении, предоставленном одной из прихожанок, появился домовой храм на улице Третьяковской, и в нем 12 сентября состоялось первое архиерейское богослужение.

Число прихожан быстро росло? скоро на богослужениях заполнялось все здание, общее число прихожан достигло 500 человек.

Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, стройматериалы. 19 декабря было совершено первое богослужение, которое возглавил архиепископ Кирилл. Собралось очень много людей.

Это событие стало толчком для многих жителей города и области в стремлении к соборной молитве. Уже на следующий год был зарегистрирован приход в городе Советске Калининградской области. В дальнейшем приходы стали открываться по нескольку в год. Обычно все начиналось с группы активных целеустремленных прихожан, молодого священника и разрушенного (запущенного, бывшего клуба, спортзала, развалин) здания.

Противодействие властей еще по инерции продолжалось, но оно теперь не являлось серьезной помехой для православных. В городе им были переданы еще несколько кирх, в которых открылись кафедральный Крестовоздвиженский собор, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Рождества Пресвятой Богородицы — по одному на район города, а с 1989 г. было образовано Калининградское благочиние.

Одновременно стали возрождаться церковное пение и иконопись. Первым регентом первого хора стала Г. Макеева. Церковь быстро вошла в культурную и духовную жизнь города Калининграда и области. Появились катехизаторские курсы и воскресные школы, православнее СМИ. На местном телеканале стала выходить просветительская программа «Благовестие», появились приходские СМИ, радиопередачи.

В 1988 году в Калининграде были торжественно проведены мероприятия в честь 1000-летия Крещения Руси. К Православию впервые было приковано внимание общественности, люди увидели, что Церковь жива, живы традиции Руси. Это празднество положило начало регулярным фестивалям церковного пения, конференциям, семинарам и лекториям.

После распада СССР область оказалась в окружении образовавшихся прибалтийских государств, фактически прервалась связь с остальной Россией. Начались политические спекуляции на теме истории города — стали звучать голоса о переименовании Калининграда в Кенигсберг, появился «региональный сепаратизм», когда отдельные политики и общественные деятели призывали к автономии области от России и встраивание ее в Европейский Союз. Церковь, как носитель веры и традиций, дала им достойный ответ? в культурной жизни города появился фестиваль, посвященный, как основателям славянской письменности свв. Кириллу и Мефодию. Проводились другие мероприятия по укреплению патриотизма и глубокой связи поколений, укрепления русской культуры на Балтике, воздействие ее на окружающие страны для формирования положительного мнения о России.

Было принято решение о возведении в центре города храма Христа Спасителя как символа торжества Православия на калининградской земле, связывающего Калининградскую область и Россию. В 1992 г. начался сбор пожертвований, стали появляться архитектурные проекты. Возникли сомнения, можно ли будет возвести храм на таком оживленном месте, как главная площадь, главный рынок, мэрия. Был проведен социологический опрос горожан, и 74% участников высказалась «за» строительство собора. Во время Крестного хода в честь 10-летия Православия на Калининградской земле в 1995 г. недалеко от места строительства был установлен закладной камень и поставлен семиметровый деревянный крест. 15 мая 1996 макет собора в присутствии мэра города, архитектора собора и митрополита Кирилла был представлен Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Он благословил строительство. 23 июня 1996 митрополит Кирилл и Президент РФ Б.Н. Ельцин совершили торжественную закладку собора. В его основание была положена капсула с землей с места Храма Христа Спасителя в Москве как символ преемства и неразрывной духовной связи Калининграда и России. А пока строительство разворачивалось, был построен деревянный малый собор Христа Спасителя, в котором начались и продолжаются по сей день богослужения.

Красивый пятикупольный храм строился долго, более 10 лет. Его созидали, как и всегда, всем миром. Люди жертвовали стройматериалы, денежные средства, сами трудились на площадке.

В 2005 г. в Калининграде проводился праздник 750-летия города, ожидался визит президентов России, Германии, Франции В.В. Путина, Г. Шредера, Ж. Ширака, заседание Госсовета. В период подготовки была реконструирована площадь перед храмом, демонтирован памятник Ленину, стоявший между храмом и площадью. К строительству были привлечены средства специального фонда по подготовке к юбилею, внебюджетные инвестиции, и к началу праздника строительство было завершено. Не было только внутренней отделки, не был еще готов нижний храм, но собор уже поражал своим величием.

3 июля, в период юбилейных празднеств, состоялся чин малого освящения храма, который совершил митрополит Кирилл. Богослужение транслировалось по телевидению. На стенах еще не было отделки, не был готов иконостас. Многое еще предстояло сделать.

В тот же день храм посетил президент России В.В. Путин и пожелал скорейшего окончания строительства. Через год президент снова посетил собор — на Великое освящение храма Христа Спасителя, которое состоялось 10 сентября 2006 года. Его совершил Святейший Патриарх Алексий во время своего Первосвятительского визита. На церемонии освящения присутствовали архиереи, областные и городские чиновники, многочисленные прихожане. Позже был освящен придел храма.

В настоящее время кафедральный собор Христа Спасителя стал центром церковной жизни Калининградской области. В нем совершаются архиерейские богослужения, сюда доставлять мощи и святыни для поклонения верующих. Но жизнь не ограничивается только этим храмом. Когда-то чиновники горкома партии хотели предоставить участки земли для верующих на самых окраинах города, путь до которых занимал бы много времени. Теперь на этих двух участках построены храм преподобного Герасима Болдинского и строится храм святых бессребреников и мучеников Космы и Дамиана. Строятся храмы и в области. Также предусмотрено возведение церквей в новых микрорайонах города Калининграда и области, где развивается жилищное строительство или где поступают запросы от общества на создание прихода.

Социальное служение стало для Смоленской и Калининградской епархии тем самым делом, о котором люди судят о Церкви. В Калининградской области Церковь сотрудничает с больницами, исправительными учреждениями, армией, организована служба сестер милосердия. Священнослужители освящают боевые корабли Блатийского флота, проводят беседы с призывниками в военкоматах. Открылся храм на территории военно-морского училища. Одновременно действует сеть катехизаторских курсов, где люди имеют возможность узнать больше о Православии, получить ответы на волнующие вопросы, утешиться, найти друзей. Открыты центры реабилитации бывших членов сект и наркозависимых. Особую роль в социальном служении занимает образование — расширяется сеть воскресных и церковно-приходских школ, они организовываются почти при каждом приходе.

http://www.patriarchia.ru/db/text/592 484.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика