Русская линия
Седмицa.Ru21.03.2009 

Праздник иконы Божией Матери Албазинской

Албазинская «Слово плоть бысть» икона Божией Матери

Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г.

Албазинская «Слово плоть бысть» икона Божией Матери ["Знамение" - Албазинская] (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иеромон. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого муж. монря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. Мон-ря во имя Всемилостивого Спаса в урочище Брусяной Камень, образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иеромон. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монрь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск-на-Амуре и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск Преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии язвы; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение Акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по р. Амур икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске. В кон. 1991 г. А. и. была возвращена РПЦ и крестным ходом перенесена в Благовещенский кафедральный собор (в наст. время в столице Амурской обл. ведется строительство собора для А. и.). По инициативе еп. Гавриила (Стеблюченко) была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальн. Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе «Миклухо-Маклай» (янв. 1997; май 2000). В кон. апр. 2000 г. чудотворный образ на военном самолете совершил путешествие на Сахалин; 1 мая А. и. была отправлена в специальном вагоне поезда из Благовещенска в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в муж. монре Сретения Владимирской иконы Божией Матери; на обратном пути посетила Иркутск и Читу.

Иконография А. и. сходна с изображением Божией Матери «Знамение», отсюда ее именование «Знамение» — Албазинская. Отличительная особенность иконы — изображение в полный рост Младенца Христа в препоясании. Десница Его прижата к груди, левая рука опущена вниз. По обеим сторонам фигуры Богоматери — 2 шестикрылых серафима.

Икона почитается как целительница от многих недугов, помощница матерей, ожидающих рождения ребенка, и во время разрешения от бремени; как покровительница рус. воинов, защитница края от военной угрозы.

Литература: Прибавление к Иркутским ЕВ. Благовещенск, 1882. N 47. С. 603; Русский паломник. 1891. N 23. С. 353−354; Сергий, архиеп. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX в. СПб., 1900. С. 21; Поселянин Е. Богоматерь. С. 194−195; Плушс П. Первая годовщина возрождения Благовещенской епархии // ЖМП. 1995. 11. С. 46−47.

Е. В. Буренкова

http://www.sedmitza.ru/text/619 105.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика