Православие и современность | Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) | 21.03.2009 |
— День славянской письменности и культуры имеет в нашей стране статус церковно-государственного праздника. Но многим нашим соотечественникам пока не совсем понятно: что это значит, как и что именно следует отмечать.
— Идея установления этого празднования в России зародилась в середине 1980-х в среде лучших представителей отечественной культуры, таких как Дмитрий Сергеевич Лихачев, писатели В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев. Поддержали ее и другие известные писатели, ученые, журналисты, духовенство. И, можно сказать, что первое празднование Дня славянской письменности в 1986 году стало первой встречей гуманитарной интеллигенции и Церкви в СССР, уже на излете советской власти.
Вообще же день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия достаточно широко отмечается в славянских странах уже более полутора веков. Главной идеей празднования всегда оставалась идея значимости просвещения в судьбе наших народов. Кроме того, в балканских странах, где в XIX — начале XX веков политическая ситуация была очень сложной, день памяти просветителей славян стал такой датой, которая соединила в себе и актуализировала темы государственной независимости, сохранения национальной культуры, единства славянских народов.
— Вы учились в Болгарии. Правда ли то, что в этой стране существует особое отношение к этому празднику?
— Да, в Болгарии с момента возникновения независимого болгарского государства этот день считался чуть ли не самым главным национальным праздником, который отмечался здесь даже в советские времена. В столице социалистической страны, Софии, на трибуне уже не существующего сейчас мавзолея[1], в этот день во время торжественного парада стояли рядом генеральный секретарь ЦК компартии и Патриарх. Для всего тогдашнего социалистического лагеря это было уникальным явлением. Этот празднование настолько укоренилось в народной традиции, настолько оно было связано с героической историей национально-освободительной борьбы и национального возрождения, что даже коммунисты не посмели к этому празднику прикоснуться.
А что касается России — та первая встреча интеллигенции и Церкви, о которой я говорил, оказалась настолько удачной, что получила широкую поддержку в обществе, и в 1991 году День славянской письменности и культуры первым в нашей стране получил статус церковно-государственного праздника.
Я думаю, что государство признало таким образом исторический факт — исключительную роль Православия в национальном и культурном самоопределении русского народа. Мы часто говорим о том, что Православие является государствообразующей религией. Кто-то с этим спорит, кто-то соглашается, но факт есть факт: если бы не Православие, на нашей территории жил бы совсем другой народ — с другой историей, другим менталитетом, другой культурой, другими традициями.
— Есть ли у этих торжеств шанс стать настоящим праздником, который объединит саратовцев?
— Наше общество находится в таком состоянии, что объединить людей сегодня чем-либо очень трудно. Но надо использовать для этого любую возможность.
— По каким критериям выбирается город, где проходят всероссийские торжества?
— Существует оргкомитет, который возглавляют министр культуры РФ и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, причем владыка работает в этом оргкомитете со дня его основания. Ежегодно в качестве места празднования выбирается один из российских городов на основании тех заявок, которые подаются в оргкомитет. Например, Саратов в этом году конкурировал с Калининградом и Ставрополем. Как правило, возможности каждого города представляет делегация, состоящая из представителей церковной и светской власти. От того, насколько хорошо проходит представление, зависит решение оргкомитета. Право принять у себя всероссийские торжества — это знак доверия для региона. Поэтому многие субъекты Федерации борются за право провести у себя это празднование.
— Каковы источники финансирования этих торжеств?
— Финансирование происходит из федерального и областного бюджетов на паритетных началах: 50 на 50 процентов. Церковные мероприятия проводятся на средства епархии. И, как вы знаете, объявлен сбор средств на памятник святым Кириллу и Мефодию, открытие которого входит в программу празднования. Привлечение внебюджетных средств — это обычная, даже необходимая практика при организации каких-то торжеств.
В прошлом году, кстати, они проходили в Твери. Это регион достаточно небогатый, уступающий в этом отношении Саратову, тем не менее праздник был проведен на очень высоком уровне, во многом благодаря тому, что было привлечено достаточно большое количество спонсорских средств. Были приведены в порядок многие улицы, парки, набережная города Твери, положен новый асфальт, отреставрированы памятники, несколько храмов, в том числе Вознесенский кафедральный собор. И, можно сказать, что праздник удался. Даже несмотря на плохую погоду, было очень много людей на всех мероприятиях, причем людей, искренне заинтересованных происходящим. Мы с губернатором присутствовали на этом празднике, поэтому я могу судить о нем на основании своих собственных впечатлений.
— Ответственными организаторами празднования в Саратове являются епархия и областное правительство. Как распределяются между ними обязанности, полномочия? Находите ли вы понимание и поддержку у представителей областной власти? Насколько конструктивно складывается диалог власти и епархии в ходе подготовки к майским торжествам?
— Да, по традиции — так бывает во всех городах, где проходят торжества, — местный оргкомитет возглавляют губернатор и правящий архиерей. Приходится совместно решать множество организационных вопросов, и сотрудничество происходит успешно. Епархия находит у областной власти и поддержку, и понимание.
— Многие сомневаются, уместны ли траты бюджетных средств на праздник в кризис.
— Видите ли, этот праздник проходил и в худшие времена: и в 1991-м, и в 1998-м году. Есть люди, которые высказываются против массовых культурных акций, но они необходимы обществу, и я думаю, что идти у них на поводу нельзя.
— Насколько оправдан, на ваш взгляд, тот факт, что решение по памятнику святым Кириллу и Мефодию принималось достаточно келейно, без привлечения саратовской общественности к обсуждению проекта, места установки? Или, возможно, создание памятника святым требует соблюдения каких-то особых условий?
— Обсуждение не было келейным, но не было и очень широким, с привлечением общественности, просто потому, что мест для новых памятников в городе совсем немного, их можно пересчитать по пальцам одной руки. К сожалению, все основные видовые места Саратова сегодня заняты, и, увы, в основном торговыми точками, павильонами. А что касается эскиза самой скульптуры, здесь требовалась прежде всего экспертиза специалистов, потому что создание памятника святым должно происходить с соблюдением ряда условий. Их изображение должно быть каноничным, здесь нет места для постмодернистских и прочих изысков. Поэтому был выбран памятник, выполненный в классическом стиле. Думаю, что он понравится саратовцам.
— Будет ли использован в Саратове опыт проведения Дней славянской письменности в других городах? Что, на ваш взгляд, должно стать основной составляющей торжеств, чтобы потом действительно можно было сказать: Дни славянской письменности в Саратове состоялись?
— По сути уже сложился общий сценарий празднования, который с небольшими изменениями повторяется во всех регионах. Обязательный пункт программы — международная научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие». Она будет проходить в Саратове два дня — 22−23 мая. Конечно, будет масса концертов, фестивалей, выставок, разного рода конкурсов. К церковно-общественным мероприятиям можно отнести открытие памятника и крестный ход от Покровского храма до Троицкого собора, до берега Волги. Для нас главным событием станет освящение вновь построенного Троицкого кафедрального собора в Вольске.
А самое главное, что следует позаимствовать, — это то, что празднование не ограничивается только двумя-тремя днями или одной неделей официальных торжеств. Сам замысел праздника несколько иной. Это такое обращение к своему прошлому, которое должно послужить неким толчком, актуализировать историческую память народа для того, чтобы помочь ему определиться в современном мире.
По сценарию праздника городу, который принимает его у себя, передается символ торжеств — вечевой колокол, который находится здесь до следующего года. И это значит, что столица Дней славянской письменности остается таковой на протяжении всего этого времени. Весь год должен пройти в области под знаком этого празднования, в нем должны быть задействованы и школы, и библиотеки, и все учреждения культуры.
И можно будет сказать, что торжества состоялись, если в итоге все наши жители, в том числе школьники и студенты, смогут правильно ответить на вопрос: «А кто такие Кирилл и Мефодий?». И будут знать, кому мы обязаны нашей письменностью, нашей грамотой, нашей культурой.
_________________________________________
[1]
В мавзолее в Софии находился прах Георгия Димитрова (1882−1949) — генерального секретаря компартии Болгарии. В 1990 г., после падения коммунистического режима, прах Димитрова был перезахоронен; в 1999 г., по решению Общественного совета Софии, мавзолей был снесен.http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6304&Itemid=4