Фонд стратегической культуры | Николай Димлевич | 20.03.2009 |
В этих условиях Россия вынуждена искать симметричные ответы на новые вызовы, связанные с глобализацией и возникновением глобального информационного общества. На Западе по-прежнему сильна инерция изображения России как наследницы «империи зла». В игру на этом поле всё активнее вовлекаются государства Прибалтики, Грузия, Украина. Русофобия объективно усиливается относительной слабостью Российского государства, утратившего былые возможности и влияние, а также презрением к народу, не способному «воспринять западные ценности».
Ужесточение конкурентной борьбы в информационной сфере убеждает нас в том, что «ИДЕИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ». Не случайно в США за лозунгами «безыдейного прагматизма» никогда не забывали мессианских заветов отцов-основателей о «богоизбранности Америки», что по сей день является важнейшей основой общества и государственной, в том числе внешней, политики. В России точки над «i» в сфере идеологии до сих пор не расставлены, что не способствует ни укреплению государства, ни становлению гражданского общества. В общественном сознании поддерживается пагубный мировоззренческий раскол на «белую» и «красную» Россию. Между тем важность восстановления единого исторического сознания и «общего потока национальной истории» очевидна: идеологическая борьба все заметнее распространяется на историческую сферу.
Особое место здесь принадлежит стремлению пересмотреть общепринятые оценки истории Великой Отечественной войны и навязать комплекс некоей исторической вины. Это долгосрочная стратегия, нацеленная на ограничения роли страны в формирующемся миропорядке: русские-де несут ответственность за все «грехи тоталитаризма» и не имеют права играть собственную роль в мировой политике.
Информационная ситуация в последние годы вокруг России изменилась самым серьезным образом. Ужесточение прессинга со стороны западных СМИ на политические и экономические элиты и руководство нашей страны вылилось в августе 2008 года в жесткое противостояние. Едва ли не впервые после 1991 года сопровождение событий западными СМИ свелось к тотальному информационному прессингу с циничным искажением фактов и замалчиванием причин случившегося, вплоть до попыток объявить Россию агрессором.
Против нашей страны задействуется такой комплекс специальных информационно-пропагандистских мероприятий по управляемому воздействию на индивидуальную психику и общественное сознание, который более характерен для информационных войн и представляет собой не что иное, как инструментарий психологической войны. И совершенно очевидно, что интенсивность антироссийских кампаний в обозримом будущем будет только возрастать.
Существенной особенностью последних лет стала очевидная интенсификация за рубежом информационных атак, направленных на изменение как внутренней, так и внешней политики России. К обвинениям в ограничении демократических свобод, ужесточении контроля над СМИ и общественным мнением добавилась усиливающаяся критика внешнеполитического курса страны. Очевидно, что цель такого прессинга остается прежней — заставить российское руководство пойти на принятие решений, не соответствующих нашим государственным интересам. Составной частью его является давление на политические элиты, которое, по моему мнению, также заметно усилилось, в частности, через попытки компрометации и противопоставления одних групп другим («региональные элиты — центр», «силовики — либералы» и т. д.).
Россия в целом, бизнес-сообщество и государственный (энергетический) сектор в частности, должны быть готовы к весьма существенным потерям, если не пересмотрят свое отношение к своей информационной составляющей во всех сферах деятельности.
Можно констатировать, что практически все развитые страны мира в настоящее время уделяют серьезное внимание разработке методов и средств противодействия угрозам в сфере информационной безопасности.
Взять Америку. В качестве одной из главных угроз для себя, помимо глобального экономического кризиса, США рассматривают государства бывшего СССР. Об этом говорится в докладе об угрозах безопасности США, подготовленном разведслужбами страны, сообщает Washington Profile. В целом же перечень угроз безопасности включает в себя: насильственный экстремизм; политические процессы на Ближнем Востоке, в Иране, Ираке, Афганистане и Пакистане; возможность усиления Китая и Индии; реализацию ядерной программы КНДР; проблемы Балкан, Латинской Америки и Африки; действия организованной преступности.
В последние годы в США продолжается совершенствование концепции ведения информационной войны. Так, происходящие концептуальные изменения нашли отражение в документе армии США «Стратегия информационных операций» (Information Operation Roadmap). Он показывает дальнейшую эволюцию военной мысли Пентагона в области планирования и ведения информационной войны. Сам же документ сосредоточивается на вопросах расширения пространства, совершенствования средств и методов ведения информационного противоборства. Он был введен в действие в октябре 2003 г. с грифом «Секретно/Не для иностранцев», в конце 2007 г. гриф «Секретно» с документа был снят. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что развитие концептуальных основ ведения информационной войны в США уже вышло на более совершенный уровень.
Анализ документа, по мнению западных аналитиков, позволяет выделить появление принципиально новой концепции информационных операций, т.н. full-time&full-spectrum information operations (FTFSIO). Наиболее адекватным толкованием данного термина может быть словосочетание «тотальная информационная война».
А его оценка показывает, что развитие понимания природы информационных операций заставляет американских специалистов существенно трансформировать свои взгляды, в частности, на объект и субъект воздействия. В ранних доктринальных документах Министерства обороны США отмечалось, что основными формами ведения информационных операций являются: общественная дипломатия (public diplomacy), связи с общественностью (public relations) и психологические операции (PSYOPS). Эти формы остаются и в рассматриваемом документе, определено и их сущностное наполнение.
Основным различием в применимости этих инструментов являлся акцент на аудиторию, время и силу реализации. В частности, PSYOPS ранее применялись только против противника и только во время конфликта, при этом PSYOPS включают также и методы «жесткого» (шантаж, технические, химические и иные средства воздействия на психику) воздействия на аудиторию. По мнению авторов документа, сегодня различие, в частности, между зарубежной и внутренней аудиториями становится больше вопросом восприятия той или иной информации, а не вопросом ее распространения.
Особо подчеркивается, что современные информационные операции — это непрерывные операции, требующие обширных приготовлений в мирное время. Значительное усилие должно быть предпринято с целью точной идентификации потенциальной антагонистической аудитории (носителя безусловной враждебности в предполагаемой операции) и, что особенно важно, ключевых антагонистических лиц, принимающих решения.
Также отмечается, что для повышения оперативности в работе с запрещенными аудиториями и объектами необходимо сосредотачиваться на создании скрытых средств воздействия, которые скрытно развертываются уже в мирное время, а активизируются с обострением конфликта.
Характерным является тот факт, что многое из описанного в документе было достаточно успешно реализовано на практике. Это, в первую очередь, стратегическая информационная операция под общим названием «Борьба с международным терроризмом», в результате которой США добились серьезного геополитического прорыва по целому ряду вопросов. В этом же ряду стоит и операция «Борьба с оружием массового поражения в Ираке» (как часть более масштабной и долгосрочной операции «Борьба с международным терроризмом»), в результате которой США закрепились на Ближнем Востоке и создали условия реализации собственного плана переустройства региона под общим названием «Стратегия формирования Большого Ближнего Востока». Сюда же могут быть причислены и действия в рамках общественной дипломатии и связей с общественностью по развитию тезисов о «несостоявшихся государствах», и «оси зла», которые способствовали обоснованию планов по превентивному применению военной силы в отношении суверенных государств без санкции международных организаций на примере СФРЮ, 10-летие бомбардировок американской и натовской авиацией которой исполняется в апреле этого года.
Следует также отметить, что в последние месяцы акцент смещается с темы борьбы с международным терроризмом в сторону борьбы с коррупцией в международном масштабе, основой которой должны стать действия по контролю над финансовыми потоками в рамках противодействия легализации преступных доходов.
Активизируются не только американцы. Командование ВС Франции на основе анализа хода и военно-политических последствий грузино-осетинского конфликта также отмечает возрастающую в современных условиях роль информационного противоборства. По мнению французских экспертов, подведение только промежуточных итогов кризиса на Кавказе показывает, что, несмотря на решение Россией основных задач в период вооруженной фазы конфликта, данный успех, как и принятые российским руководством меры в дипломатической сфере, были частично нейтрализованы за счет эффективной антироссийской кампании в западных СМИ, а также публичной деятельностью официальных представителей НАТО, ЕС, США и Грузии.
В этой связи французское командование сделало вывод о необходимости пересмотра действующих в настоящее время руководящих документов. Во Франции подчеркивают, что активная фаза вооруженного конфликта на Кавказе в августе прошлого года составила несколько суток. Масштаб боевых действий, глубина использования сил и средств ВС носили ограниченный характер. В то же время размах информационного противоборства в рамках данного локального конфликта достиг глобального уровня. На этой основе французские эксперты делают выводы о необходимости заблаговременной готовности к проведению информационных операций. При этом должно быть обеспечено тесное взаимодействие правительственных структур, силовых министерств и подчиненных им ведомств. В этой связи межвидовому центру концепций, доктрин и экспериментов штаба ВС Франции поручено приступить к разработке новой редакции необходимых документов с таким расчетом, чтобы их утверждение и вступление в силу состоялось до конца 2009 года.
Кроме того, с опорой на новые концептуальные положения французское военное руководство планирует расширить и укрепить органы, ответственные в рамках Минобороны за планирование и проведение информационных операций.
Парламент Ирана, по информации западных экспертов, подготовил для правительства страны доклад, в котором констатируется, что Вашингтон наращивает масштабы «информационной войны» против Тегерана, направленной на усиление недовольства иранцев действиями властей, провоцирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов и формирование негативного образа исламской республики на международной арене. Для противодействия пропагандистской деятельности американцев иранские парламентарии рекомендуют усилить координацию между ведущими информационными агентствами Ирана по определению согласованной линии при освещении важных внешне- и внутриполитических вопросов, ужесточить контроль за зарубежными радио- и телевизионными трансляциями на иранскую территорию, а также за интернет-ресурсами. Предлагается использовать неточности и несоответствия действительности в продвигаемых Вашингтоном материалах об Иране для демонстрации их «сфабрикованности».
В целях организации контрпропаганды признается целесообразным расширить масштабы деятельности существующих и создать новые иранские радио- и телевизионные каналы, вещающие на английском и арабском языках. Не исключается использование информационных возможностей иранских диаспор за рубежом и привлечение западноевропейских и арабских СМИ для противодействия планам Вашингтона по дискредитации правящего в Иране режима.
Вернёмся к России. Её образ, проецируемый за рубеж, неизбежно даёт о себе знать внутри страны. И здесь очень важно расширять взаимодействие с международным экспертным сообществом. Эта материя очень тонкая — речь идет о работе «с сознанием, которое формирует сознание». Популярным становится «Валдайский форум», но вне России у нас своих информационных площадок практически нет. Даже ведущие российские ньюсмейкеры, приезжая за рубеж, вынуждены выступать на иностранных площадках. Мировой опыт подсказывает несколько возможных путей решения проблемы. Один из вариантов — создание системы фондов и их зарубежных представительств, которые способны стать мощной сетевой структурой, эффективным инструментом реализации российской информационной политики за рубежом. Прорыв на этом направлении может быть обеспечен общими усилиями заинтересованных НПО, различных российских партийных структур и, конечно, российского бизнеса, чьи интересы, как показывает жизнь, нередко напрямую зависят от имиджа страны.
При этом нам необходимо учитывать, что российские финансовые возможности в этой сфере далеки от американских: ежегодные бюджетные ассигнования США на соответствующие цели превысили 1,5 млрд. долларов.
Наши успехи были бы значительнее, если бы усилия заинтересованных государственных структур, экспертного сообщества, СМИ и крупного частного бизнеса России объединялись единым системным замыслом. Постановка вопроса об улучшении российской системы координации информационной работы назрела давно. Основные геополитические конкуренты России располагают мощными «центрами влияния», обеспечивающими цели доминирования в мировом информационном пространстве и первенство в формировании правил игры на мировом рынке — мощными медиа-корпорациями, эффективно влияющими на мировое общественное мнение.
России предстоит создать нечто подобное, в противном случае она обречена систематически проигрывать.