Православие.Ru | Зоран Павлович | 18.03.2009 |
Прошел год с момента провозглашения албанцами независимости Косова и непризнания сербской стороной этого акта, противоречащего как нашему внутреннему, так и международному праву.
На протяжении всего этого времени сербские власти продолжали борьбу на международной арене, получая поддержку, прежде всего, со стороны России, а также и других свободомыслящих стран, не заинтересованных в нарушении прав, на которых держится современный мир. Дипломатические усилия, по крайней мере, те, что направлены на позиции СМИ, приносят определенные плоды, а риторика наших официальных лиц создает впечатление, что они, несмотря на огромное давление со стороны влиятельных сил, действительно борются за сохранение Косова и Метохии в границах Сербии. Однако дипломатические усилия являются действенным средством воздействия исключительно на международные организации, их одних недостаточно для достижения цели. Существует еще множество методов, которые мы должны использовать, чтобы достичь успеха в важнейшей борьбе, которую мы ведем. Внутренняя борьба затихла, а вернее и вовсе не была начата ни до, ни после 17 февраля. А эта борьба не менее важна, чем дипломатическая, а, возможно, она даже важнее, ибо это борьба за формирование и сохранение в сербском народе восприятия Косова и Метохии как важнейшей части сербской земли. Полвека атеистического и антинационального воспитания привели к тому, что среди меньшей части сербского народа такое восприятие необходимо активно поддерживать, а в сознании большинства, особенно среди молодежи, — формировать заново.
Между тем политическая элита будто не замечает этого. Кроме официозных высказываний представителей власти и большей части оппозиции о том, что сохранение Косова и Метохии является приоритетом нашей политики, никаких других мер не предпринимается, чтобы объяснить людям, в чем значение Косова и Метохии, почему нужно пытаться сохранить эти территории, что мы выиграем, отстояв их, а что потеряем, потеряв их. К Косову и Метохии власти относятся так же, как к любой другой части страны, и думают, что им удастся убедить народ в необходимости борьбы за них, повторяя только, что так они охраняют «суверенитет и территориальную целостность». Подобная риторика хороша для иностранцев, а нам нужно более глубокое объяснение, основанное на Косовском завете и Cвятосаввстве[i] как первопричинах любой исторической активности серба, смысла его существования, указывающих путь к вечной жизни. Без такого объяснения мотивация к борьбе слаба, и в ближайшем будущем это может привести к полному отказу от борьбы под давлением пропаганды. В необходимости пробуждения национального — косовского — сознания сербского народа легко убедиться в любом месте и любым способом: проведя обыкновенное анкетирование на улице или послушав, что говорят люди в любом учреждении, в любой конторе, просто между собой в дружеском разговоре. Вывод один — широкие народные массы мало знакомы с основополагающими истинами, как историческими и религиозными, так и с политическими. Патриотическое сознание существует, но оно плохо аргументировано, и в этом его слабость, из-за которой оно склонно трансформироваться в свою антинациональную противоположность или же принимать формы, противные православному учению.
Зададимся вопросом: воспитание национального самосознания игнорируется намеренно, или это результат всеобщего незнакомства с темой со стороны ответственных лиц во власти? Вероятнее всего, имеет место и то и другое. Десять лет сербы воспитывались не для жизни в борьбе за национальные идеалы, а для борьбы за удовлетворение собственных инстинктов, в результате чего сформировалось поколение, не имеющее никакого понятия о национальной идентичности и не желающее предпринимать какие-либо конкретные действия на благо представителей своего рода, оказавшегося в беде. Лишь немногих сегодня интересует сербский национальный вопрос, и лишь немногие способны увидеть решение наших современных проблем. Это церковные верующие люди, которые воспринимают жизнь, мир вокруг себя и национальный (косовский) вопрос, исходя из идеалов веры. Но таких меньшинство, возможно, всего несколько процентов. Остальные ориентированы исключительно на материальные ценности, погоне за которыми они посвящают не только рабочее, но и свободное время, которое они могли бы потратить на что-то другое. Какова ситуация в народе, такова она и в политической элите, вышедшей из этого народа.
Духовная оккупация
Сербский народ находится во внутренней оккупации с 1945 года, и эта внутренняя духовная оккупация намного серьезней физической (то есть политической и военной). Человек, сильный духом, свободен и в темнице, а сломленный человек связан и на свободе. Это второе — определение современного серба. Духовная оккупация проявляется, прежде всего, в ошибочном толковании понятия свободы. Это слово никогда еще не произносилось чаще, чем теперь, но сербы никогда еще не были настолько несвободными. Слово «свобода» стало синонимом всевозможного греха, и все это под видом освобождения от «устаревших, несовременных и непрогрессивных» идей, которые «ограничивают» личность в ее стремлении к счастью. К «устаревшим» идеям эти «современные» и «прогрессивные» теоретики «свободы» относят и национальную (читай: косовскую) идею, и христианское видение мира, на котором эта идея и основана, так как подобные идеалы им мешают. А мешают они им потому, что настойчиво воздействуют на те остатки совести, которые еще не уснули окончательно и, как след Божий в человеке, напоминают о бдительности и осторожности в осуществлении идеала «свободы». И сегодня в душах сербов идет борьба, которая существует с тех пор, как существует мир и человек в нем: борьба добра и зла, идеалов истинной и ложной свободы, которые отражаются и на актуальном национальном (косовском) вопросе.
СМИ как средство распространения антинационального духа
Ключевая роль в формировании какого бы то ни было видения мира в современной действительности принадлежит СМИ, велика она и в деле национального просвещения сербов. Если бы ответственные круги это осознавали, СМИ и занимались бы именно этим. Но в реальности все не так: СМИ занимаются чем угодно, только не национальным воспитанием. Если большая часть народа, включая и политическую элиту, как правящую, так и оппозиционную, воспитывалась в коммунистической системе, предпочитавшей идеалы ложной свободы, не удивительно, что и те люди, которые сегодня управляют сербскими СМИ, придерживаются таких же взглядов на мир, дополненных демократической и мондиалистской идеологией, также основанной на идеалах ложной свободы. Они определяют, какая картинка появится на экранах наших телевизоров, что мы будем думать и как жить, на что нам тратить время и деньги. Они решают, какие фильмы и сериалы будут сниматься, кого приглашать в политические программы, какие темы будут там обсуждаться, и каким образом будут представлены актуальные политические, экономические и социальные вопросы, в том числе и вопрос сохранения Косова и Метохии в границах Сербии. Наконец, это им принадлежит решение не объяснять народу истинный смысл борьбы за Косово и Метохию, который подразумевает углубление в сущность проблемы и рассмотрение ее с исторической, религиозной и только потом политической точек зрения. Они решили не снимать сюжеты, которые освящали бы христианский аспект косовского вопроса; они решили, что религиозная тематика вообще должна быть сведена к минимуму. Некоторые из них делают это намеренно, прекрасно осознавая, что народу нельзя давать возможность христианского и национального образования, потому что это приведет к краху их антинациональных идеалов. Для них Косово — это балласт, от которого нужно как можно скорее освободиться ради «счастливого и богатого» будущего в «современном» мире. Ослепленные чужеродной идеологией и спонсируемые средствами мощных центров, заинтересованных в отчуждении Косова и Метохии, они просто запрещают просвещение народа. С другой стороны, некоторые из них абсолютно неосознанно пренебрегают данной тематикой, считая, что это не так уж и важно, что другие вещи гораздо важнее, как, например, примитивные во всех отношениях развлекательные программы, приносящие большие деньги. Действия и первых, и вторых ведут к одному результату — поражению национального сознания, невежеству народа в этом вопросе, особенно это касается молодежи, которую лишают права узнать больше о собственной идентичности. Это право подменяется множеством информации, распространяющей идеологию ложной свободы, на которой воспитывались и их родители и которая в современную эпоху стала только губительнее, чем в их времена.
Подобное духовное состояние нации на руку нашим противникам, ведь известно, что вся сила мира — ничто против человека, который знает, за что борется, и готов принести любую жертву ради осуществления своих идеалов. В сербской истории найдется множество примеров, свидетельствующих о преимуществе духа над силой, которые могли бы вдохновить современные поколения. Это примеры борьбы, не всегда вооруженной, но неизбывной в сфере культуры и духовности. Но современные поколения не знакомы с этими примерами; напротив, под влиянием СМИ они переориентировались на совершенно другие идеалы, которые не принесут пользы в сегодняшней борьбе за сохранение Косова и Метохии. Будучи духовно обезглавленными, мы становимся легкой мишенью для наших противников, чем они постоянно и пользуются.
Из сложившейся ситуации есть выход, но найти его непросто. Прекрасно бы было, если бы на нашей арене появилась личность или группа людей, которые понимали бы, как мы можем победить, но в современных условиях это маловероятно. Особенно если учесть, что те, кто на словах больше всех болели за решение косовского вопроса в пользу Сербии, абсолютно игнорировали национальное просвещение народа, пока были у власти, и вели себя точно так же, как и те, кто пришел им на смену. Другое решение требует больше времени и терпения: оно заключается в воспитании новых поколений молодежи, нашей смены, которая повернет ход событий в сербскую сторону. Так как на оккупированные СМИ рассчитывать не приходится, основная ответственность на этом пути ложится на школу, чья задача — вложить в молодых людей те знания, которые понадобятся им в борьбе за Косово и Метохию и осуществлении тех идеалов, которые вдохновляли их святых предков на спасение душ.
Перевод с сербского Анастасии Галаниной
______________________________________
[i]
В оригинале по-сербски «Светосавлье». Это национально-религиозная категория, часто встречающаяся в сербской духовной и исторической литературе. Само слово происходит от словосочетания «святой Савва», поэтому в буквальном переводе «Светосавлье» звучит как «Святосаввство». Под этим понятием подразумевается вся совокупность духовного наследия святого Саввы Сербского и выросшая на нем сербская национальная церковная традиция и культура. Под Святосаввством в широком смысле можно понимать всю совокупность сербского Православия в наиболее характерных его проявлениях, неотъемлемой частью которого является и этика Косовского завета. — Прим. ред.