Русская линия
Православие.Ru Дмитрий Лапа17.03.2009 

Святой Давид, покровитель Уэльса

Святой Давид (Дейви) Уэльский, архиепископ Меневийский, чудотворец (память 1/14 марта), живший в VI веке, был славен своим благочестием и многими подвигами во имя Божие. Об этом повествует его житие. Написанное через 500 лет после преставления святителя — примерно в 1090 году — Ригифархом, старшим сыном епископа Сулиена из Сент-Дейвидс, это житие хотя и изобилует ссылками на политические обстоятельства времени его создания и указаниями на события, вовсе не имеющие отношения к святителю, тем не менее содержит немало интересных подробностей о жизни и служении святого. Между прочим, в него входит и проповедь святого Давида против пелагианства. Кроме того, житие считается одним из лучших источников сведений об устройстве кельтских монастырей в раннехристианскую эпоху.

Монашеская жизнь началась в юго-западной части Британии около 475 года — в местечке Тинтаджел в Корнуолле. Тинтаджел, подобно многим другим ранним монашеским центрам Британии, расположен на берегу, и до него легко добраться морским путем. Из Тинтаджела монашество позднее пришло в такие места, как Ллантвит-Фор, Лланбадарн-Фор (ныне Лампетер), Лланкарван, Лландафф, Кэлди (монашеский остров), Гластонбери и Сент-Дейвидс, и далее продвинулось в южную и центральную Ирландию.

В 5-й части жития святого Давида Ригифарх пишет: «Подражая египетским монахам, Давид вел жизнь, подобную их жизни». Аскетическая традиция, которой следовал святой Давид, как и все кельтские святые, пришла из Египта — родины монашества, от преподобного Антония Великого. Эта традиция быстро распространилась по всему восточному Средиземноморью, далее к областям, где сейчас расположена Румыния, и на запад, к территории современной Франции и к кельтским землям.

Собственно, связи между восточным Средиземноморьем и западом Британии существовали задолго до воплощения Христа: финикийцы здесь торговали оловом и, возможно, другими металлами. Естественно, сохранялись и развивались эти связи и позднее, в раннехристианскую эпоху. Археологи на побережье Корнуолла, а также южного Уэльса и южной Ирландии находили амфоры, датируемые V и VI веков, в которых привозили вино для причащения из восточного Средиземноморья. Морские пути в Британию через Гибралтар к этому времени уже были хорошо освоены. Египет, Палестина, Кипр, Малая Азия, Родос, Эгейские острова, Тарс, Афины, Антиохия и Константинополь были в прямом общении с прибрежными землями юго-западной Британии. Если гончарные изделия и вино попадали в монастыри юго-запада Британии по Бристольскому проливу, то же самое можно сказать и о паломниках, монахах и идеях.

В житии святого Давида рассказано о том, как он вместе со святыми Тейло[1] и Патерном[2] посетил патриарха Иерусалимского и как патриарх посвятил святого Давида в архиепископа. Достоверность этого рассказа ставится под сомнение многими историками, которые считают его прямым проявлением политической борьбы конца XI века: в нем видят стремление убедить в некогда существовавшей независимости Уэльса от Кентербери. Возможно, это и так. Но данная версия предполагает, что патриархат Иерусалима был согласен рукоположить епископа из области, как минимум «на бумаге» принадлежавшей другому патриархату — Римскому. Это кажется неправдоподобным, но, тем не менее, в этой истории рукоположения архиепископа Уэльского в Иерусалиме можно увидеть глубокий смысл.

Святой Давид родился в начале VI века в Уэльсе. Точный год его рождения неизвестен. Некоторые ученые утверждают, что он родился около 500, либо около 510, либо около 520 года, другие считают, что святой родился в 487 году. Матерью святого Давида была святая Нонна, происходившая из королевской семьи области Дайфед (память 3 марта). Она впоследствии приняла монашество и подвизалась в монастыре Ти Гвин; преставилась в Бретани. Часовня и святой источник святой Нонны находятся до сих пор рядом с кафедральным собором во имя святого Давида, ее сына, в городе Сент-Дейвидс. Такие же часовня и источник есть и в местечке Алтарнум в Корнуолле, где хранятся святые мощи Нонны.

Столь великими дарами был наделен святой, что еще во чреве матери творил чудеса. Однажды беременная Нонна вошла в церковь послушать проповедь, и тут же священник на некоторое время онемел. Это был знак свыше, что ребенку, которого носит Нонна, надлежит превзойти всех валлийских учителей веры и стать духовным отцом своего народа.

Святой Давид с детства отличался благочестием и любовью к валлийской Церкви. Он в весьма молодом возрасте стал священником, принял монашество. Он проходил школу монашеского жития в разных монастырях. Ведь и до святого Давида в Уэльсе существовала довольно развитая церковная и монашеская жизнь, но Давиду было Господом определено стать величайшим уэльским святым, основать более десяти монастырей, создать в стране единый духовный центр — архиепископию и, самое главное, наполнить всю уэльскую землю духом святости и аскетизма, обеспечив на многие столетия эту страну высоким духовным потенциалом. Кто же были наставниками святого Давида?

Промыслительно, что два даровитых епископа из Галлии — святой Герман Оксеррский (378−448; память 31 июля) и святой Луп Труаский (383−478; память 29 июля), давшие православный ответ распространенной в то время ереси пелагианства, посетили Британию в 429 году. Святой Герман, сделавший Оксерр, наряду с Туром, прославленным монашеским центром северной Галлии, вернулся в Британию в 447 году вместе со святым Севером Трирским, чтобы навсегда искоренить тут ересь. Здесь учеником святого Германа стал святой Иллтид Уэльский[3]. Святой Иллтид стал для Уэльса тем же, кем был святой Энда для Ирландии, — основателем и организатором монашеской жизни. У святого Иллтида учились такие великие святые, его духовные преемники, как Кадок[4] и Дубриций[5], Патерн и Павел Аврелий († 575), а также Гильдас[6] и Давид.

Святой Давид обучался монашеской жизни у многих подвижников. Так, по преданию, святой побывал на острове Уитленд у святого Павлина (которого исцелил от слепоты) и в Лланилтут-Фор (ныне город Ллантвит Мейор) в монастыре и школе святого Иллтида. Выучившись монашеским правилам и богословским наукам, святой Давид отправился странствовать по стране, основывая монастыри. Во время странствия по югу Уэльса святой исцелил от слепоты одного тамошнего правителя.

На юго-западе страны, где сейчас расположено графство Пемброкшир, Давид, вместе со своими спутниками, среди которых были святой Тейло и святой Айдан Фернский[7], основал знаменитейший монастырь — в Меневии (Минив), ныне Сент-Дейвидс. Жившие в Меневии монахи следовали очень строгому монашескому правилу. Автор жития святого подчеркивает, что Давид и его ученики во всем подражали обычаям монахов египетских пустынь. Монастырь в Меневии, в котором практиковался ручной труд и поощрялось образование, стал настоящим рассадником святых. Святой Давид ввел устав, согласно которому в монастырях велась строгая монашеская жизнь под духовным руководством аббата. Физическим трудом никто не пренебрегал. Вполне вероятно, что святой Давид сам тянул плуг, неся хомут на своих плечах. Простую пищу братия делили поровну, она состояла из хлеба, зелени и воды. Вино полностью исключалось. Рыбу давали только больным и старым. Одежда святого была очень простой, любая собственность им презиралась, и все вещи у монахов были общими. «Работать усердно, ничего не иметь. Добровольная нищета и нестяжательство», — таким было правило монахов. Монахи посещали церковные службы каждый день. Одной из любимых форм аскезы святого Давида было в холодной речной воде, даже в зимнее время, прочитывать наизусть всю Псалтырь. «Когда работа на открытом воздухе заканчивалась, монахи возвращались в свои кельи, где читали, писали и молились», — говорит Ригифарх. Любые разговоры, кроме крайне необходимых, запрещались; монахи тренировали ум и сердце во внутренней молитве. Сам Давид совершал частые многочисленные коленопреклонения.

Монахами, однако, не забывались ближние: бедным и нуждающимся помогали. Еще одним правилом монастыря было «кормить обделенных, сирот, вдов, нуждающихся, слабых, больных и всех паломников во время их путешествий».

Слава о замечательном святом разнеслась по всей Британии и Ирландии. И тогда он уже творил много чудес: например, одному путнику он дал лошадь, которая перенесла его через море.

Известно, что святой Давид участвовал в церковном Соборе в Брефи (ок. 545; по другим сведениям — ок. 560 года), созванном для обсуждения вопросов церковной дисциплины и для того, чтобы сокрушить пелагиеву ересь. По преданию, святой Давид на Соборе говорил собратьям так красноречиво и был так вдохновлен свыше, что под ним вырос холм. На Соборе присутствовали и святые Дубриций, Даниил Бангорский, Павлин. На этом Соборе святой Давид был всеми единодушно избран архиепископом, а его монастырь был объявлен духовным центром страны. В Меневию было решено перенести архиепископскую кафедру. Решения этого собора актуальны и сегодня.

Святой Давид боролся за чистоту Церкви от всяческих ересей, поэтому его называют еще и «врагом монофелитов». Возможно, святой Давид дружил со святым Финианом Клонардским, «отцом святых Ирландии». Считается, что среди основанных святым Давидом монастырей один мог находиться в Гластонбери нынешнего графства Сомерсет. По крайней мере, достоверно известно, что святой посещал обитель Гластонбери.

Святой Давид совершал многочисленные чудеса в течение всей земной жизни и после того, как она завершилась. Почил святитель 1 марта 589 (по другим сведениям — 601) года. После кончины святого его почитание распространилось по всему южному Уэльсу, но его чтили также в Ирландии, Корнуолле и Бретани: некоторые ученые считают, что святой Давид совершал поездки в Корнуолл и Бретань, где тоже основывал монастыри.

«Будьте радостными, братья и сестры. Храните святую веру и делайте малое добро», — любил повторять святитель.

Святой Давид и его ученики проповедовали Евангелие в различных частях южного Уэльса, так что «слава о добром имени Давида разносилась в другие страны; короли и принцы призывались оставить свои королевства ради монашеской жизни, подобно святому Константину, королю Корнуолла, брату святого Иллтида». Не будем забывать, что святой Давид сам был королевского происхождения: он был праправнуком короля Кунедды. Будучи королевских кровей, настоятелем большого и известного монастыря, архипастырем, святой Давид сам возделывал истощенную землю Уэльской возвышенности, точно так же, как это делали многие его соотечественники до и после него. Он говорил: «Радуйтесь и храните вашу веру. Делайте те малые дела, что делал я: их вы видели и о них слышали. Я иду той дорогой, которую наши отцы прошли до нас». Для каждого валлийца святой Давид — олицетворение Уэльса.

Мощи святого Давида почивают в раке в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь святого Давида.

День памяти святого — 1/14 марта — является национальным праздником Уэльса. К сожалению, в наше время духовная составляющая праздника забыта, осталась лишь внешняя его атрибутика: так как эмблемой святого Давида издавна считается нарцисс (возможно, из-за сходства названия цветка с именем святого, которое по-валлийски звучит как «Дафид»), в этот день валлийцы носят в петлице желтый нарцисс (daffodil).

В 1920 году Уэльс вышел из-под юрисдикции Кентерберийского архиепископства. По этому случаю в Сент-Дейвидс прошла встреча христианских лидеров, на которую приехали и многие представители православного духовенства: патриарх Иерусалимский Дамиан, патриарх Александрийский Фотий, митрополит Антоний (Храповицкий) — первый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, другие православные архиереи. Встреча прошла в том месте, где когда-то жили аскет и подвижник святой Давид, старавшийся очистить свое сердце, и те, кто искал с ним спасения.

_______________________________________________

[1] Тейло (Тейлио) Уэльский, преподобный (ок. 500 ок. 580; память 9 февраля). Почитание этого святого на севере Уэльса и в Бретани было широко распространено; во имя его было освящено множество церквей в Уэльсе и на западе Англии. Предполагают, что святой Тейло родился в местечке Пеналли в Уэльсе, Пемброкшир. Преподобный Тейло был знаком со святым Павлом Аврелием, у которого обучался в молодые годы. Некоторое время святой Тейло жил в монастыре Меневия со святыми Давидом и Айданом Фернским. Рассказывают, как однажды два оленя помогли праведникам донести из леса дрова в монастырь. Святой Тейло является основателем монастыря Лландафф (Ландейо Фор «Большая церковь Тейло») в Дайведе, ставшего одним из главных центров монашеской жизни и учености в Уэльсе на долгие столетия. Святой Тейло оставил после себя много учеников в этом монастыре и духовных преемников, прославленных во святых. После эпидемии желтой чумы в 549 году преподобный Тейло со святым Самсоном и другими монахами отправился в Бретань, где они в Долле насадили много фруктовых деревьев. Через семь лет преподобный Тейло вернулся в Уэльс, где преставился около Лландаффа. Погребен в монастыре. По преданию, святой Тейло сражался с драконом, наводившим страх на жителей одного маленького государства в Бретани, которого и победил (скорее всего, это был демон). Гробница святого Тейло, а также его честная глава сохранились. Кафедральный собор Лландаффа, хранящий часть его мощей, является излюбленным местом паломничества православных христиан.

[2] Патерн, святой. Родился в начале V века в Арморике. За свою жизнь он побывал в Ирландии, Палестине и в Уэльсе, где основывал монастыри и церкви, среди которых и церковь Llan Padern-Vaur (церковь Патерна Великого). В 463 году он принимает участие в Ваннском Соборе, созванном для учреждения епископства. Став епископом Ванна, он столкнулся с недоброжелательством части местного клира и был вынужден уехать в земли франков. Святой Патерн умер на рубеже V и IV веков.

[3] Иллтид (Иллтут, также Ильтут) Уэльский, преподобный. (505, по другим данным ок. 450 530; память 6 ноября). Святой Иллтид один из ученейших людей своего времени, знаток Священного Писания. Вероятно, в молодости святой Иллтид получил также и военное образование. Был женат. Возможно, был учеником святого Германа Оксеррского. Принял монашество вместе со святым Кадоком, а позднее основал знаменитый монастырь в Ллантвите, под названием Ллантвит Фор, или Ллантвит Мейор, в Гламоргане («Большой монастырь святого Илтута»), в котором обучалось большинство святых Уэльса того периода. Монашеская жизнь в монастыре процветала до норманнского завоевания, а основанная святым Иллтидом монастырская школа в Лланиллтут отличалась тем, что давала действительно высшее образование. Этот святой особенно много трудился на юго-востоке Уэльса. Большинство достоверных сведений о нем можно узнать из жития святого Самсона. По преданию, святой Иллтид скончался в Бретани. Почитался как великий чудотворец. Имел дар пророчества. Вел строгую аскетическую жизнь. Святой Иллтид имел обыкновение ночью погружаться в холодную воду и читать в ней молитву «Отче наш». Среди учеников святого Иллтида святые Давид, Гильдас, Самсон и Тудвал.

[4] Кадок Уэльский, преподобномученик (497 ок. 580; память 24 января). Основатель монастыря Лланкарбан (518), неподалеку от Кардиффа. Этой обители суждено было стать одной из самых прославленных в Уэльсе, также центром учености. По преданию, святой Кадок родился в Монмутшире, был сыном местного правителя (возможно, святого Гвинлиу), родственником святого Петрока и учеником святого Татиу, который его крестил. Позднее он вел отшельническую жизнь на островке близ побережья Бретани, около города Ванн. Святой Кадок возвратился в Англию и, по преданию, был убит язычником в районе г. Уидона (Беневентум в Нортгемтоншире). Святому Кадоку приписывают основание обители в Бреконе, а также множества церквей в Дайфеде, Корнуолле, Бретани и одной церкви в Шотландии. Некоторое время он подвизался вместе со святым Гильдасом. Среди учеников святого Кадока был и святой Баррог. Во имя святого Кадока освящено множество церквей в Уэльсе и Бретани.

[5] Дубриций (Дифриг) Уэльский, святитель. (545; память 14 ноября). Святой Дубриций один из основателей монашеской жизни в Уэльсе. Вероятнее всего, Дубриций родился близ Херефорда в Англии. С детства отличался необычайным умом и религиозностью. Основал обители Хенллан близ Росс и Моккас в Уэльсе. Святой построил и много других монастырей, например в Уэльском районе Гвент и в Англии, в районе современного западного Херефордшира и долины реки Ви. Учредил монастырскую школу, где обучал сотни монахов. Поздние предания называют святого Дубриция архиепископом Кэрлеонским. Преставился на острове Бардси, где последние годы вел отшельническую жизнь. Мощи святого Дубриция в 1120 году были перенесены в собор в Лландафе в Уэльс, где, возможно, он также был епископом. По преданию, святой Дубриций был сподвижником короля Артура.

[6] Гильда (Гильдас) Мудрый, преподобный (493 или 516 570; память 29 января). Родился в год, когда состоялась битва, во время которой бритты разгромили саксов при горе Батоне. Возможно, родиной святого Гильдаса является Шотландия. Был учеником святого Иллтида в Уэльсе, в монастыре которого и принял священство. Является одним из главных апостолов православной веры и проповедников в Уэльсе. Вероятно, святой Гильдас посетил Ирландию около 565 года. В конце жизни святой Гильдас уехал в Бретань, вел отшельническую жизнь на полуострове Руис, где, возможно, основал монастырь. Он был известным историком и летописцем бриттов, написал «Историю разорения Британии», в которой сурово порицал своих соплеменников бриттов, за грехи которых остров подвергся нашествию англосаксов.

[7] Айдан Фернский, святитель (626; память 31 января). Родился в области Коннот. Считается первым епископом Фернским в графстве Уэксфорд в Ирландии. В Фернсе святой Айдан основал знаменитый монастырь, став его аббатом. Он также основал монастыри в Друмлане и не менее 30 церквей в Ирландии. В молодости святой Айдан прожил некоторое время в Ленстере, непрестанно читая Библию. А позднее, «ведомый сильным желанием тщательно изучить Священное Писание», уехал в Уэльс, где принял монашество и подвизался в Меневии вместе со святым Давидом. Он учился у святого Давида несколько лет, прежде чем уехать в Ирландию. Впоследствии снова вернулся жить в Уэльс. Святой Давид скончался у него на руках. Святой Айдан, возможно, стал преемником святого Давида по управлению обители в Меневии. Его почитание в Уэльсе так же велико, как и в Ирландии. Святой Айдан учил монахов, чтобы они отдавали бедным и голодным даже свои последние крохи: «Раздавайте так щедро, как будто владеете всей пищей в горах Ирландии». Святой Айдан очень любил животных и всегда их защищал, порицая охотников. Однажды, по его молитве, олень стал невидимым и спасся от преследователей. Святой в течение семи лет питался только водой и ячменным хлебом. Ему удавалось прочитывать в день всю Псалтирь по нескольку раз. Святого Айдана почитают и в Шотландии.

http://www.pravoslavie.ru/put/29 647.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru