Русская линия
Столетие.Ru Савелий Носков14.03.2009 

Учитель должен быть голодным?
2010 год в России объявлен Годом учителя

Если Год учителя объявлен для того, чтобы учителя России были, наконец, услышаны — честь и хвала устроителям этой акции. А если этого сделано не будет — увы, громкое мероприятие может обернуться очередным трескучим пшиком российского масштаба.

Что ж, после постсоветского безвременья, когда учителям месяцами не платили зарплату, поворот к ним государства «лицом» должен только радовать. Между тем, особого ликования среди учителей не чувствуется. Т, с кем удалось обсудить эту новость, отнюдь не выглядели именинниками. Слишком еще свежи в их памяти обиды, слишком глубоки они были.

Практически с самого начала экономических реформ в начале 90-х школьная и вузовская интеллигенция были в числе тех, кто пострадал чуть ли не сильнее всех. Прежняя каста «белых воротничков» в России по уровню жизни сразу же была сброшена на самое дно новой экономики. На них решили сэкономить, постоянно недоплачивая, вынуждая все время подрабатывать.

— Социологи тогда ввели термин «новые бедные», в эту категорию как раз и попала школьная и вузовская интеллигенция, — говорит председатель Территориального комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Кузнецов. — Учителя и доценты все эти годы экономили каждую копейку, жили от получки до получки. Этим и можно объяснить все наши тогдашние бесчисленные акции протеста: митинги, пикеты, демонстрации, профессорская голодовка зимой 1996 года. Шло разрушение системы образования.

В последние шесть-восемь лет ситуация изменилась. Про учителей вроде как вспомнили, зарплату стали платить регулярно. Но на самом-то деле никакого революционного повышения их социального статуса не произошло.

Заработная плата, главный показатель этого статуса, продолжает пребывать в состоянии унизительном для них.

Исключения есть, но они — лишь подтверждение правила. Одно из исключений — политика властей столицы. Как заявил мэр Москвы Юрий Лужков, правительство города планирует довести заработную плату учителей школ в Москве в 2009 году до значений, превышающих среднюю зарплату в столичном регионе. По данным Мосгорстата, средняя месячная заработная плата в городе составляет почти 36 тыс. рублей. Между тем, уровень зарплаты в организациях, ведущих образовательную деятельность, продолжает оставаться наиболее низким. По сообщению статистического ведомства, он составляет около 22 тыс. рублей. Для Москвы это — просто мало, учитывая высокий уровень цен, коммунальных расходов и прочих издержек столичной жизни, «высасывающих» деньги из карманов москвичей.

Но московские зарплаты в стране — исключение. В Белгородской области только надеются, что средняя заработная плата учителей в 2009 году дойдет до 10 тысяч рублей. Комментируя ситуацию с оплатой труда школьных работников (в среднем — чуть больше 7 тыс. руб.), губернатор Саратовской области тоже лишь только надеется, что зарплата школьного учителя в области в 2009 дойдет до 13−14 тысяч рублей. Но это пока — только прожекты.

А вот реальная сегодняшняя жизнь. Средняя заработная плата учителя в Новгородской области — 9652 рубля. В Ставропольском крае фактическая средняя заработная плата школьных работников с начислениями составила 6 тысяч 473 рубля, а средняя зарплата учителей (с доплатами за классное руководство, проверку тетрадей и т. д.) — 8 тысяч 755 рублей в месяц. По данным министерства образования и науки Самарской области, средняя заработанная плата учителей по Самарской области составляет 11 тысяч рублей.

Большая часть выпускников Горно-Алтайского государственного университета после его окончания идут работать в коммерческие фирмы и федеральные структуры, а не в школы — у коммерсантов и чиновников заработная плата много больше, чем у педагогов.

На алтайские учительские зарплаты (у молодых учителей — около 4−5 тысяч рублей при средней заработной плате в республике 11,7 тысячи рублей) прожить, мягко говоря, — невозможно.

Оттого во многих регионах страны учить детей некому. Велика нужда российских школ в преподавателях иностранных языков, технологии, физики, математики и физической культуры.

Как ни странно, но больше всего учителей не хватает в столице Татарстана — Казани, а не в отдаленных населенных пунктах. Сильнее всего здесь ощущается потребность в учителях математики. «В районах республики нехватки педагогов практически нет. Самое большое количество вакансий в Казани. По данным на конец прошлого учебного года, больше всего не хватало преподавателей математики — 75 вакансий, физики — порядка 55, технологии — 40, биологии — 25», — заявил сотрудник пресс-службы министерства образования и науки республики.

Не хватает учителей иностранных языков, технологии, физики и в Нижегородской области. По словам представителя пресс-службы губернатора и правительства региона, сегодня в нижегородских школах вакантны 637 учительских места. Наибольший дефицит учителей английского языка — 88 вакансий (4,9%), физической культуры — 44 вакансии (3,1%), технологии — 46 вакансий (3,1%), физики — 27 вакансий (2,3%). Нелишне упомянуть здесь, что средняя зарплата учителя в Нижегородской области в 2008 году составила 8789 рублей (при средней зарплате в регионе 11 330 рублей). В Свердловской области больше всего не хватает учителей информатики и музыки. В дефиците и преподаватели иностранного и русского языков. И это притом, что среднестатистическая зарплата учителя в регионе немного не «дотягивает» до средней зарплаты: классный руководитель на Среднем Урале со всеми надбавками получает 15,7 тысячи рублей, а средняя зарплата по данным прошлого года составляет 16,8 тысячи рублей.

Зачем я утомляю читателя горой статистики? Да только затем, чтобы показать всеобщий характер проблемы учительского нищенства.

На такие деньги учитель в России не может не то что покупать нужные ему книги, выписывать газеты и журналы, ходить в театры и на концерты, но и. нормально одеться, чтобы прийти в класс не бедным

родственником, а — достойно выглядящим интеллигентом. Не будем забывать, что подавляющее большинство педагогов — женщины, и как они еще ухитряются, получая свои 7 тысяч, что-то откладывать «на гардеробчик». А если ты мать-одиночка и тебе одной приходится «поднимать» своих детей? А это значит, что на те самые 7−8 тысяч должны прожить два, а то и — три человека.

Вдумаемся: средняя зарплата учителей в стране (по оптимистическим реляциям Росстата) составляет сегодня около 60% от средней зарплаты в государственном секторе экономики.

Правда, Министерство образования и науки РФ, Минздравсоцразвития и Минфин увлечены нынче реформой оплаты труда школьного работника. Разработчики эксперимента в Минобрнауки заявляют: «при новой системе больше получать будут только те учителя, которые работают качественно». У всех остальных зарплата не уменьшится, но им будут платить только базовую часть, а так называемую стимулирующую платить не станут. Придуманы и «критерии» оценки работы учителя: успеваемость учеников, результаты ЕГЭ, количество правонарушителей в классе и даже заболеваемость детей. К оценке работы учителя теперь будут привлекать его коллег, родителей и учеников. В результате, по мнению этих гениев-разработчиков реформы, российский учитель заживет так, как и не снится его зарубежным коллегам.

Бред этой новации очевиден всем. Невозможно объективно оценить труд учителя с помощью придуманных «критериев», мнения мам и пап с их чадами. Субъективность оценок повлечет за собой шквал скандалов, обид и инфарктов. А центральная идея реформы — так называемое подушевое финансирование (деньги будут выделяться на «количество голов» учащихся) не менее бредова, чем родительские оценки работы педагога.

В самом деле, в идее подушевого финансирования заложен либеральный постулат о том, что в хорошие школы, мол, дети бегом побегут, а к плохим — повернутся задом. А что делать тем школам, в которые некому бежать? А таких школ в регионах — почти 70%. Если есть в поселке одна школа, а детей в поселке ровно 50? И других детей взять неоткуда? Значит, эта школа будет в заведомо проигрышном положении, и, поди, исхитрись тогда повысить зарплату из лимитированных «подушевых» денег.

Короче говоря, над российским учительством чиновники опять экспериментируют. И поплевывают на реакцию учительства, как будто ее и нет. Стоит вспомнить только, сколько было протестов с мест по поводу пресловутого Единого государственного экзамена. Какой шквал негодования вызывала и вызывает эта затея в школах и вузах. Но чиновники как плевали на учительскую критику, так плевать и продолжают.

В Указе президента России черным по белому написано «Правительству Российской Федерации утвердить план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя». Ведомство министра образования и науки Фурсенко уже пыхтит над их разработкой. Что это будут на «мероприятия», узнаем скоро.

Раздастся ли просто очередной «пшик»? Учителя России напряженно прислушиваются к сигналам из Москвы.

http://stoletie.ru/obschestvo/uchitel_dolzhen_bit_golodnim_2009−03−13.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика