Милосердие.Ru | Анастасия Отрощенко | 13.03.2009 |
Ракурс сверху
Действительно, наши дети — это возможность еще и еще раз пережить радость открытия мира, сотворенного Богом. И чем больше детей, тем понятнее и ближе становится тебе этот мир, сам закон мироустройства. Я помню один день прошедшего лета, когда вечером, уложив детей спать, я перечислила про себя, что нового я открыла сегодня вместе с ними. Результат оказался удивительным. С годовалой Машей я впервые увидела лошадь и жеребенка. Я присела на корточки и увидела их такими, какими они видны маленькому человечку. С семилетним Федей мы впервые прочитали истории из Ветхого Завета и они также зазвучали для меня совершенно иначе, с 11-летним Андреем мы смотрели на звезды, а 13-летняя Дуня впервые пекла ягодный пирог: собирала малину и смородину, рассматривала, изучая каждую ягодку. Это — тоже целое открытие.
Когда ребенок один, ты тоже переживаешь все это, но в гораздо меньшей степени, не имея возможности еще и еще раз возвращаться к подобным чувствам. Маленький ребенок, который в большой семье есть всегда, делает тебя постоянно молодым и открытым миру, он заставляет тебя, хочешь ты того или нет, снова пережить чудо познания.
Однако жизнь многодетной семьи — это и сложности, и испытания. И их, конечно, больше, чем у семьи с одним ребенком. Если вы не многодетный родитель или не выросли в большой семье, вам очень сложно представить себе все сложности, с какими связана многодетная жизнь. То, что мы видим в храме, когда нарядные трогательные малыши окружают улыбающихся родителей, — лишь праздничный фасад, за которым могут скрываться бесконечные, невероятные, каждодневные сложности.
Простейшие вещи, мелочи, могут становиться проблемой. Например, как позавтракать всем вместе в одно время на шестиметровой кухне, когда папа, бабушка и дедушка собираются на работу, трое детей в школу, а младший просто хочет покапризничать у мамы на руках. И таких «мелочей» очень много.
Ракурс снизу
Завуч по воспитательной работе нашей Димитриевской школы (тоже, кстати, многодетная мама) провела опрос родителей больших семей об условиях проживания детей. Цифры оказались малоутешительными.
Были опрошены 36 семей. Всего в этих семьях 143 ребенка, из них в школе учатся 69. Отдельная комната есть у 8 детей. 25 детей проживают в комнате совместно с еще одним ребенком, по трое живут 19 детей, вчетвером — 10, впятером — 5. 19 детей проживают в комнате со взрослыми.
Всего 19 наших учеников имеют стандартные спальные места. 40 детей спят на двухъярусных кроватях (из них 2 ребенка — на третьих ярусах). 8 детей спят с кем-то (братом или сестрой) и 2 ребенка спят по очереди на полу.
Из 69 детей всего 43 ребенка имеют свои собственные рабочие места. При этом под рабочим местом опрашиваемые родители подразумевают не только письменный стол, но и тумбы, книжные этажерки, «наращенный папой подоконник», просто место, где хранятся учебники и т. д. Делит стол с другими детьми 21 ребенок. И 5 учащихся делают уроки где придется.
Позволить себе делать уроки в одиночестве могут 12 детей (5 — до одного часа, 7 — более одного часа). У 57 детей вообще нет возможности уединиться.
Многие дети остаются после уроков на продленку, посещают кружки и секции. Большинство детей ездит в школу издалека. В среднем, дома в будние дни учащиеся начальной школы проводят 3,5 часа ежедневно, учащиеся средних классов — 2,5 часа.
Итак, 85% учащихся нашей школы из многодетных семей не имеют дома условий для качественного выполнения домашних заданий, для полноценного отдыха после всех дневных нагрузок, а некоторые даже и для нормального сна.
И цифры, и выводы неутешительны. Тем не менее, на это можно взглянуть и с другой стороны.
En face
Дети, привыкшие к трудностям, легче смогут преодолевать их в дальнейшем. Живя в одной комнате с кем-то, они учатся терпеть и прощать, помогать и уступать друг другу. Родители могут помочь им в этом, детей можно научить планировать свое время, потому что письменный стол надо делить с кем-то, научить их подстраиваться под других членов семьи. Эти навыки помогут им во взрослой жизни.
Глупо спорить с тем, что дети из большой семьи менее обеспечены, чем их сверстники, у которых нет братьев и сестер. Но ведь вещи не самое главное. Важнее, что у ребенка из многодетной семьи гораздо больше друзей, потому что обычно многодетные общаются с такими же многодетными, и круг знакомств детей расширяется в прогрессии. Я росла в многодетной семье и дружила с детьми из таких же семей — конечно, не потому что родители специально что-то выбирали, просто так получилось. И теперь, когда все мы выросли, когда выросли не только мои друзья, но и их младшие братья и сестры, у меня есть «знакомства» во всех сферах. Брат подруги стал прекрасным детским врачом, друзья сестры учат музыке, кто-то готов заниматься английским, кто-то учить бисероплетению. Я могу рассчитывать и на друзей брата, которые разбираются в автомобилях и т. д. При этом любой окажет помощь бескорыстно, потому что все эти люди выросли в семьях, где было принято помогать и выручать. В больших семьях, возможно даже в силу необходимости, огромное место занимает дружба. Важно, не то, что на тебе надето, не то, в какой квартире живешь, а что ты — настоящий, надежный друг.
Большая семья противопоставляет современному обществу потребления свои ценности — настоящие, вечные. Не на словах, а всей своей жизнью, каждой минутой эти ценности многодетные семьи утверждают и прославляют в глазах людей. Но нельзя забывать, что большим семьям нужна помощь. Часто не столько материальная, сколько физическая. Погулять с малышами, привести детей из школы, сходить с кем-то к врачу, помочь собрать документы, для получения каких-нибудь льгот и т. д. Вариантов помощи много, требуется лишь человеческое участие.
Об авторе:
Анастасия Отрощенко — многодетная мама (детям — 13, 11, 7 и 1,5 года), учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе. Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.