Седмицa.Ru | 10.03.2009 |
Преподобная Вальпурга
Статья из т. 6 «Православной энциклопедии». Москва, 2003 г.
Вальпурга [Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710−779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда, еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (еп-ство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии.
В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд отрыл мощи для всеобщего почитания.
В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (диоцез Кёльн). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (диоцез Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форнхайма (диоцез Бамберг), Альфен и Вормбах (диоцез Падерборн), Зандвайер (диоцез Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (диоцез Майнц).
В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн (совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были пренесены в Арнем, и Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго гр. Шампани ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа Айхштеттского, в Айхштетте от мощей истекал елей).
Первое житие В. написано Вольфхардом, пресв. из мон-ря Херриден (диоцез Айхштетт), и состоит из 4 книг, в к-рых неск. глав посвящены жизни В.; большая часть произведения представляет собой повествование о ее посмертных чудесах. Второе житие написано Адельбольдом, еп. Утрехтским (1010−1027), в последних главах он повествует о чудесах, бывших от мощей В. в Тиле. Еще одно стихотворное житие написано неким Медибардом или Медингаудом. Жизнеописание В. включил в свое «Историческое предание» (Reatio historica) Альдеберт Хайденхаймский. Пятое житие было написано Филиппом, еп. Айхштеттским ок. 1306 г.
Праздник начала весны у древних германцев и по средневек. нем. народным поверьям — праздник ведьм («великий шабаш»), отмечавшийся в ночь на 1 мая, получили название «Вальпургиевой ночи» из-за совпадения с празднованием 1 мая памяти В.
Обычно В. изображается как аббатиса с посохом в одной руке и книгой в другой, иногда над ее головой появляется корона.
Источники: Acta SS Febr. T. 3. P. 523; Wolfhardus presbyter Hasenrietanus. Vita Sanctae Walburgis abbatissae Heidenheimensis in Germania. // PL 129. Col. 866−867; Adelboldi Vita Sanctae Walburgis // PL 140. Col. 1099−1102.
Литература: Bang-Kaup A. Walburga // LTK. Bd. 10. Sp. 928.
Д. В. Зайцев