Седмицa.Ru | 09.03.2009 |
Преподобный Еразм Печерский
Статья из т. 18 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.
Еразм (кон. XI—XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста — в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Е. посвящен рассказ Киево-Печерского патерика «О Еразме черноризце» (Слово 21-е Кассиановской 2-й редакции), в 1222—1226 гг. составленный бывш. печерским монахом, впосл. Владимирским еп. св. Симоном. В Патерике повествуется, что Е. отдал все свое богатство «на церковную потребу» и на украшение иконами Успенского собора обители. Когда он стал нищим, многие отвернулись от него. Искушаемый диаволом, Е. начал сожалеть о потраченном богатстве, впал в отчаяние и проводил жизнь в бесчинствах. За это он был наказан тяжелой болезнью и 8 дней оставался немым и слепым. Явившиеся Е. преподобные Антоний и Феодосий Печерские сказали, что Господь даровал ему время на покаяние, в те же дни было ему видение Пресв. Богородицы с Младенцем Христом и святыми. Пресв. Дева обещала ему спасение и Царствие Небесное как награду за украшение ее церкви при условии, если Е. покается и примет схиму. Встав после болезни, Е. исповедал свои грехи перед братией, был пострижен в схиму и, по речению Пресв. Богородицы, на 3-й день преставился. Свт. Симон слышал рассказ о Е. от «свидетель святых и самовидець, блаженых старец» (по всей видимости, тогда, когда был печерским монахом, т. е. в кон. XII — нач. XIII в.). Мощи Е. почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры.
Давнее местное почитание Е. подтверждено включением его имени в месяцесло-вы «Полуустава» (К., 1643) и Минеи общей (К., 1680), изданные в Киево-Печерском мон-ре. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) Е. назван «чудотворцем». В составленном при Киевском митр. св. Петре (Могиле) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг, Е. посвящен 2-й тропарь 7-й песни: «Ерасме мудре, иже богатство свое истощил еси в благолепие храма Божия, твоими молитвами храм мя покажи духовный» (цит. по: Дива печер Лаврських. 1997. С. 148). Имя Е. упоминается в 7-м тропаре 8-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших.
Ист.: Патерик Киевского Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 86−87, 186; Древнерус. патерики: Киево-Печерский Патерик, Волоколамский Патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 32−33.
Литература: СИСПРЦ. С. 96; Филарет (Гумилевский). РСв. Февр. С. 136−138; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195; Описание о российских святых. С. 25; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 199−201; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 55, 91, 92, 124, 125, 129; Жиленко I. В. Святиня: Iсторiя Киiво-Печерьскоi лаври XI-XVII ст. К., 2005.
Е. В. Лопухина