Одна Родина | Сергей Сокуров-Величко | 07.03.2009 |
Образ восточнославянского единства, жизненно важного для России, может сохраняться на Украине практически всегда, если будет в ближайшем времени создана и станет проводиться в жизнь чёткая государственная концепция взаимоотношений РФ с диаспорой. Речь идёт об эмигрантах из России особой, уникальной категории. Эти миллионы душ родины не покидали. Они остались за пределами России, когда та, разрывая по живому союзные связи, начинала «одиночное плавание» по волнам безбрежной демократии. Именно в этот период времени многие российские соотечественники оказались перед выбором: или полная ассимиляция в титульную нацию нового унитарного государства, со сменой языка на мову, с принудительным забвением великой культуры ради наспех сочиняемой (лишь бы не напоминающей общерусскую), или жребий граждан второго сорта, мигрантов. Отсюда особость, уникальность русской (точнее, русскоязычной) диаспоры на Украине, да и практически повсюду на постсоветском окраинном пространстве.
***
Итак, концепция и механизм её реализации на Украине.
Слабая, но законодательная база есть. Например, Закон «О соотечественниках» (правда, работает кое-как; руки, как всегда, не доходят). В традиционные «рассейские разговоры» выродилась деятельность Совета соотечественников Государственной Думы уже вскоре после его создания. Не сработала Государственная инвестиционная корпорация. Почему? Была она сугубо государственной, «при России». Наверное, в этом главная причина её нежизнеспособности. Необходима, предполагают некоторые из лидеров Русского движения Украины, смешанная структура, Международная государственно-общественная инвестиционная корпорация, Межгособинкор. Её понимание было, кажется, когда-то у белорусского президента А. Лукашенко: Межгосударственная корпорация Белоруси-России. Так? Или здесь ошибка? Слово за специалистами.
Межгособинкор (или иначе названная структура) работает, предположительно, на территориях, населённых соотечественниками (регионы компактного проживания русской диаспоры), которые объявляются Россией благородно и законно зонами особых стратегических интересов РФ (чем, скажите, «благороднее», например, нефть Кувейта, позволяющая Соединённым Штатам определять эту страну зоной своих стратегических интересов?!). Межгособинкор курируется, допустим, Советом безопасности РФ, Администрацией Президента, только не министерствами, которые похоронят начинания под тоннами бумаг; растащат, разбазарят, закрутят в оборотах финансовые и другие средства. Второй куратор (на местах) — организации соотечественников, представляющие «большое национальное меньшинство» расколотой нации, «нечаянных эмигрантов».
Только так (во всяком случае, наилучшим образом) средства, выделенные целевым назначением по особой строке бюджета для Межгособинкора, сосредоточатся в нём, будут справедливо и эффективно распределяться согласно разработанному механизму реализации (совместная программа этой структуры и Совета Безопасности, Администрации Президента). Необходимо сместить акценты финансовых и материальных потоков между РФ и Украиной (другими странами СНГи Балтии), иначе и впредь их будут использовать себе на усиление местные, недружественные нам правящие элиты. Начать со смены концептуального подхода, потом практического вектора; вот тогда «титульная знать» полюбит нас, ибо побоится потерять такого щедрого и состоятельного соседа.
Механизм функционирования Межгособинкора на Украине, как видится, имеет несколько позиций, главные из них — льготы, тарифы, квоты, др. Целесообразно сосредоточить в нём несколько элементов:
— льготную систему налогообложения;
— квоты на те или иные ресурсы;
— исходную государственную (РФ) материально-финансовую базу на «раскрутку» (порядка 300 млн. рублей).
Общественные организации соотечественников, получив отсюда каждый свою определённую долю, обязываются выделять часть средств на политические цели, чтобы перехватывать инициативу в борьбе за власть у местных кланов (за места мэров, районных, областных руководителей, за Верховную Раду Украины).
Компании, получающие квоты, тарифы, льготы, другие преимущества, выступают спонсорами русских организаций, иначе теряют привилегии. Цель этих условий — вовлечение частного капитала в поддержку диаспоры. Местный капитал, ради названных привилегий, начинает сотрудничать с русскими национально-культурными организациями, через них — с политическими структурами, выражающими интересы диаспоры. Именно это имелось в виду под фразой «Меценатство России необходимо дополнить (или заменить) системой предприятий, ориентированных на финансирование культурных и образовательных программ РКДУ» в статье «Прорусское и пророссийское на Украине».
Такие предприятия, компании лоббируют интересы соотечественников в ближнем зарубежье, способствуют их материальному благополучию, связывают местный капитал с экономическими и политическими интересами России. Тем самым они объективно способствуют сближению государств, народов, решают политические задачи экономической линии, создают рабочие места адресно — для русскоговорящих, которые в условиях унитарного государства первыми теряют работу и последними её находят. Можно достигнуть такого уровня, что все, кто хочет работать с Россией в ближнем зарубежье, должны действовать через Межгособинкор. Например, хочешь получить товар на реализацию, пожалуйста, но только через эту международную структуру (должно быть прописано в концепции), но при обязательстве выделения на нужды русских организаций определённого процента прибыли (до 50%). Межгособинкор снимает и проблему налога на вывоз. Местные кланы, отказывающиеся выполнять работу с экономическими структурами Русского культурного движения Украины (других стран постсоветского пространства), теряют эти привилегии. Цель такого подхода — перемена отношения общественно-экономических сил страны-соседки к русской диаспоре, что является конечной задачей Межгособинкора.
Подведу итог сказанному, не стесняясь повторений:
В Межгособинкор «закачиваются» определённые ресурсы, плюс квоты и льготы для привлечения российского и местного капитала, который работает в сугубо политическом ракурсе: в партнёрстве с назначенной организацией, выполняя чётко поставленную задачу, за что задействованный капитал не обкладывается налогом по экспорту, скажем, на Украину. Система взаимодействий государственных и частных структур, исходя из политики стратегических интересов России в ближнем зарубежье, с экономическими структурами русской диаспоры строится по нескольким направлениям:
а) поставка энергоносителей,
б) приобретение собственности на территории стран СНГ,
в) усиление экономического сектора организаций соотечественников,
г) накопление материальных ресурсов на тех направлениях, где намечается прорыв в международных отношениях и т. д.
В задуманном деле необходимо согласование планов Российской Федерации с русским движением Украины, что ставит на повестку дня его реконструкцию. Концепция взаимодействия с каждым постсоветским государством должна быть индивидуальна, учитывая внутриполитические особенности и особенности русских организаций. Их региональные или общегосударственные объединения адресно рекомендуют русский и местный бизнес, который будет работать в заданном направлении, за льготы вложит в дело средства, чтобы взаимодействовать с русской диаспорой; все действия согласуются с кабинетом министров РФ.
Экономическая форма взаимодействия российского капитала и на его основе накопляемого соотечественниками с местным капиталом становится одним из вариантов развития отношений Россия — диаспора. Он является экономическим рычагом при координации внутренней и внешней политики России в отношении диаспоры, в паре с рычагом политическим для усиления авторитета русских ближнего зарубежья, которые всюду являются важным элементом развития страны ввиду массовой образованности. При таком варианте максимально легко осуществляется вхождение соотечественников во власть страны пребывания, а политический рычаг — это, в первую очередь, особое внимание официальной России к лидерам диаспоры, в том числе широкая международная огласка их деятельности, награды за вклад в общерусское дело и т. д.
Рассматриваемая форма взаимодействия поможет постсоветским странам, в частности Украине, выйти со своими товарами на зарубежные рынки, что повысит авторитет русского «меньшинства», расчистит ему путь во власть всех уровней, повысит благосостояние и, значит, мироощущение диаспоры в пользу этнической родины. При этом чётко должны быть разработаны концепции взаимоотношений русских организаций Украины (других стран СНГ) отдельно по регионам с государственными российскими органами. Этот вариант представляется наиболее эффективным, но готова ли Россия к его реализации?
Если не готова, можно начать со второго варианта (назовём его так): выделяются приоритетные страны для решительного наступления в зоне особых стратегических интересов. Украина не просто естественно открывает список (там осталась половина русскоговорящего национального меньшинства), в ней выделяются приоритетные регионы, в которых проводится эксперимент всего комплекса новых взаимоотношений Россия — соотечественники: финансирование основных культурных мероприятий, частных школ и лицеев, издательств, правозащитных центров и др.
Не потребует больших финансовых трат организация самодеятельных трудовых бригад соотечественников для работы в России под патронажем соответствующих структур РФ и своих, на местах, коллективов. Россия уже сейчас в силах увеличить контингент соотечественников, приезжающих из-за новых рубежей учиться на общих основаниях в ВУЗы с гарантиями последующего трудоустройства. На остальных пространствах расселения диаспоры консервируется (с поправками на время и новые возможности России) схема поддержки соотечественников, предполагающая помощь национально-культурным объединениям, их центрам, дошкольным учреждениям, общеобразовательным школам и т. д. Должны быть усилены отклики прессы на беды и проблемы соотечественников, обострено внимание к ним, должна быть видна гласная озабоченность Москвы, реакция российского МИДа на нарушение прав диаспоры. Следует наладить полный сбор, концентрацию фактов нарушений прав соотечественников (вот одна из функций правозащитных центров!) с целью защиты находящейся за пределами России части ее народа. Интересы российских государственных институтов и русских организаций зарубежья должны совпадать.
Следует упомянуть ради полноты подходов такой возможный вариант развития отношений Россия — диаспора, как «Американо-Израильский» — массовое перемещение в Россию из стран ближнего зарубежья неординарных лиц, способных обогатить, усилить этническую родину, работая во всех сферах хозяйственной, научно-образовательной, политической и культурной жизни. Вряд ли он годится сегодня (им мы ослабляем русский фактор в ближнем зарубежье, что просто опасно на Украине, усиленно дрейфующей в НАТО), но в обойме с другими вариантами от него отказываться нельзя, учитывая утечку «серого вещества» из России и общий «недород» населения.
Сплочение русской диаспоры по новым государствам постсоветского пространства в виде ассоциаций, конфедераций, наподобие Русского движения Украины (РДУ), — к сожалению, распавшегося из-за острого дефицита средств, негибкого управления им диктаторскими методами одного лидера, — должно продолжиться созданием Межгосударственного русского движения (МГД) с участием собственно российских общественных объединений. Опыт образования «Руси Единой», создававшейся усилиями РДУ, успехом не увенчался. Межгосударственное русское движение при правильной организации его деятельности сможет объединить Русь как духовную территорию, единое культурное пространство родственных народов до того дня, когда, по словам наших предков, Царство переменится.
Политика России в отношении соотечественников должна быть цивилизованно-наступательная. Ведь за новыми рубежами мы не мигранты, мы — такие же коренные, как иноговорящее население. Взаимоотношения России и стран постсоветского пространства не могут быть плодотворными и полными без участия соотечественников; без них ни одна «незалежна держава» не попадёт ни в Европу, ни в Азию. Ни один из новых «суверенитетов», как бы ни разыгрывал собственную «имперскую карту», империей не станет, а колонией — да!