Одна Родина | Ян Таксюр | 05.03.2009 |
Многие из тех, кого президент Ющенко любит называть «маленькими украинцами», сегодня пребывают в смятении. Внешний мир, где они как-то приспособились жить, рушится. Зарплата становится меньше либо исчезает совсем. Вот-вот уволят с работы. Чем завтра кормить семью, неизвестно. И эта неизвестность пугает рядового украинца.
Страх усиливается, когда украинец оглядывается вокруг и видит тех, кто сильнее, богаче и, казалось бы, умнее его. Тех, кто имеет власть.
Люди в дорогих костюмах, неприязненно глядя друг на друга, говорят с экрана телевизора о кризисе, о рухнувших фондовых рынках, о непродуманном бюджете. А маленький украинец с надеждой вглядывается в их ухоженные лица, вслушивается в их речи, и тревога в его душе только нарастает. Потому что он понимает или, скорее, чувствует — эти люди вряд ли помогут ему.
Тогда он пытается найти что-нибудь успокаивающее в бесконечных новостях, в комментариях экспертов, в газетах, в Интернете. Но картина открывается ещё более нерадостная. Холодное мошенничество банков, склоки премьера и президента, сектант с шутовскими замашками во главе столицы его государства. А рядом жена, дети, которых нужно кормить, неоплаченные счета.
И в душе украинца возникает сознание того, что ему неоткуда ждать помощи, что он бессилен перед надвигающимся хаосом и что государство, экономика, конституция, депутаты — всё, что он считал источником хоть какого-нибудь закона и порядка, — находится в таком же параличе, как и он сам, и также растерянно стоит перед вопросами: что происходит? когда это кончится? что нам делать?
А между тем ответы на эти вопросы есть. И, как это всегда бывает в земной жизни, они двух категорий — ложные и истинные.
Ложные украинец знает. Причина его бед — мировой кризис, неправильные указы правительства, падение курса национальной валюты. И пока так будет, ему будет плохо. Поэтому на следующих выборах нужно голосовать как-нибудь иначе, а до того времени затянуть пояс, сажать больше картошки и ждать, с тревогой вглядываясь в туманную даль будущего.
Но все эти объяснения, лежащие в области материальной, покоя душе не дают и надежды тоже.
Истинные ответы пребывают в той сфере, о которой рядовой украинец и не помышляет. Ведь ни он, ни его родители не были приучены к вере, не привыкли связывать свою судьбу, своё положение на земле с Богом, то есть с Тем, Кто создал и землю, и страну, и самого украинца.
Однако без понимания духовной стороны происходящего на Украине ни осознать, ни изменить всерьёз что-либо невозможно.
Вот житейский пример. Человек попал в беду. Ему грозит опасность, и он не может своими силами с ней справиться. Что он делает? Он ищет того, кто может помочь, кто способен защитить его. Ну, а если тот, кто может защитить, и уже не раз выручавший человека, был им оскорблён? Что делать попавшему в беду? Как явиться к сильнейшему? Наверное, ему нужно понять, чем он обидел своего покровителя, просить прощения и надеяться на то, что благодеяния вернутся, и помощь придет вместе с прощением.
Сегодня украинец должен понять: всё, что с ним происходит, попустил Бог для его спасения. Никакого обвала валюты, никакого дефолта не могло произойти без воли Господа. И то, что случилось, имеет глубокий смысл. И касается не пустых карманов маленького украинца, а его бессмертной души, которая забыла Бога.
Именно то, что украинец отвернулся от Бога, забыл Христа и православную веру своих предков, — это и есть главная причина происходящего хаоса.
И видимо, Господь, как любящий Отец, разрешает своим неразумным чадам-украинцам узнать, как трудно и страшно жить без Него. Чтобы они, как блудный сын из Евангелия, вернулись к Нему и, получив прощение, узнали, наконец, радость подлинной жизни в Боге.
Но украинец, в массе своей утративший веру, да ещё обманутый политиками и продажными «аналитиками», не может сделать трезвые выводы: в том, что происходит, есть и моя вина; и нет смысла ждать помощи от «сынов человеческих», просить её нужно у забытого мной всемогущего Бога.
Наоборот, украинец ищет самооправдания. Он пытается утешать себя тем, что и в других странах тоже наблюдается упадок экономики. Правда, на Украине этот упадок явно глубже и безнадёжнее. Но невежество и гордое упрямство не позволяют украинцу впустить в свою душу еще одну важную мысль. На Украине хуже, чем у других, потому что сделано на её земле нечто худшее, то, что особенно мерзко перед Богом.
«Ходи предо мной и будь непорочен», — говорит Бог праотцу Арааму. И действительно, мы читаем в Библии: когда ветхозаветный народ не ходит пред Богом, забывает Его заповеди, поклоняется золотому тельцу и языческим богам — беды приходят в жизнь народа. И он кается, понимая, — «мы согрешили перед Господом».
Лишённый веры и осознания такого же всенародного предстояния перед Богом украинец даже не задумывается над тем, что совершена какая-то общая неправда. И прежде всего поэтому на земле Украины хаос страшнее и беспощаднее.
На примере Украины особенно наглядно указывается: вот, вы выбрали «на майдане» именно таких людей, с такими идеями и таким духовным устроением — смотрите, вам особенно плохо.
Ваши вожди исповедуют ненависть к братскому народу, пресмыкаются перед чужестранцами, целью жизни ставят материальное благополучие, разрешают раскольникам разрушать Церковь и хозяйничать среди святынь. И всё это вами поддержано. И всё это всенародное предательство особенно мерзко перед Богом. Потому что это грех предательства, грех Иуды.
Что же делать, спросит маленький украинец, если, конечно, захочет услышать эту правду о себе. Может, мне не работать, а только молиться и каяться?
Никто не призывает не работать, но лишь расставить правильно приоритеты. Сначала упование на Бога, а потом — на «князи, на сыны человеческия». Сначала Небо, потом — хлеб.
Да и молиться душа украинца не хочет. И каяться — тоже не спешит. Что-то ей мешает. И это что-то — гордыня. А за гордыней всегда стоит лукавый. И здесь, как говорится, маски сброшены.
События «оранжевого переворота» впустили в украинское общество и в украинские души особенно угодные лукавому и гибельные для человека страсти.
Оранжевая революция развязала в народе худшие его черты — злобу, нетерпимость, национальное чванство, пустое тщеславие, забвение собственной истории и веры.
Подобная духовная деградация неизбежна, когда огромная масса людей собирается вместе во имя ложных ценностей. Люди, как болезнью, заражают друг друга тем, что в православной аскетике называется «прелестью». А прельщает тот, кто и всегда — лукавый.
Господь Иисус Христос говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». А значит, там — Церковь. Оранжевый Майдан стал антицерковью, поскольку на нём собрались во имя иного.
Что же остаётся пожелать миллионам обманутым и ныне растерянным в хаосе? Прежде всего, исцеления от прелести. Православная Церковь знает средство от этого недуга — таинство покаяния.
Милосердный Господь простит украинцам всё содеянное, если они, Его дети, явят искреннее раскаяние в том, что поддались чуждым и гибельным соблазнам. На деньги врагов оскорбили своих русских братьев. По-холуйски преклонили колени перед теми, кто проповедует наживу, приветствует парады извращенцев, убийства младенцев во чреве матери, разрушение семьи под видом ювенальной юстиции и, конечно, патологическую ненависть к России.
Хаос уйдёт, и жизнь наладится, если мы вспомним наше преданное и попранное сокровище — Православную веру. Если мы вернёмся с покаянием в забытые нами храмы. Потому что только там можно встретить Того, Кто прощает.
Кризис по-гречески означает суд. Если мы выйдем из нынешнего экономического кризиса с осознанием подлинных причин зла, тогда можно надеяться избежать осуждения на более Страшном суде, когда времени на покаяние и исправление уже не будет.