Православный Санкт-Петербург | Екатерина Шелковникова | 20.01.2006 |
В начале лета группа протестантской молодежи приехала в Петербург. Руководители группы решили пригласить православного священника, чтобы он рассказал ребятам о Православии. А меня они пригласили в качестве переводчика. Вечером назначенного дня мы с батюшкой вошли в загородный дом, в котором жили молодые люди из Германии. Руководители группы уже ждали нас. Одну из них — назовем ее Мария — мы хорошо знали. Она представила батюшке своего коллегу, молодого человека с богословским образованием, такими словами:
— Познакомьтесь, это Петер, он наш духовный отец.
Мария много читала о Православии и думала, что богослов — это и есть духовный отец. И ей казалось, что батюшка увидит в нем собрата и будет рад с ним познакомиться.
Затем всех пригласили на ужин. Перед трапезой и после нее протестанты молятся сидя, закрыв глаза. Поужинав, ребята отправились в соседнюю комнату слушать лекцию батюшки. В этой комнате на стенах висели православные иконы. Перед лекцией, в качестве молитвы, ребята пели песню о Боге. Затем началась лекция.
Сначала батюшка рассказал о том, что когда молятся православные, они не закрывают глаза, не принимают специальную позу на людях, то есть не устраивают театральное представление. Они просто, с открытыми глазами, обращаются к Богу. Я подумала, что на батюшку тоже произвела впечатление некоторая наигранность в молитвах протестантов. После этого батюшка увлеченно говорил о том, как он пришел в православную церковь и как Православие изменило его жизнь.
Молодые люди слушали с большим интересом. Протестанты всегда внимательно слушают, когда кто-нибудь говорит о себе. А в любом рассказе для них прежде всего важно то, что касается личности рассказчика, а вся остальная информация имеет второстепенное значение. В итоге, когда батюшка говорил о том, какую огромную роль Церковь играет в жизни православного христианина, ребята восприняли это так, что лично батюшке очень нравится быть православным. А когда батюшка рассказывал о важности Таинств в нашей церкви, молодежь поняла, что православный священник восхищается внешней формой богослужения. Меня поразило, что, говоря на одном языке и на одну тему, можно подразумевать совершенно разные вещи.
Лекция прошла замечательно. Молодежь слушала со вниманием, благодарила и аплодировала. А после лекции ко мне подошла одна женщина и возбужденно сказала:
— Я уверена, что могу молиться как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Ведь когда я закрываю глаза, я молюсь Богу, который живет во мне.
— Я слышал про Иисусову молитву. Я знаю, что она помогает от депрессий, — сообщил один молодой человек.
— Я много читал об Оптинских старцах. Мы тоже стараемся помогать людям так, как это делали они, — заметил кто-то другой.
Некоторые рассказывали о том, что Бог наградил их даром говорения языками, как древних христиан. Протестанты уверены, что для обладания дарами, которыми Бог наделял христианских подвижников всех времен, нужна только вера, а она у них есть. Почему они так думают? Потому что протестантизм никогда не выходит за пределы человеческой личности. Все, что происходит в их церкви или в их духовной жизни, имеет единственную цель — помочь человеку чувствовать себя удобно и надежно. А главная задача Бога, по мнению протестантов, — убирать все препятствия, которые встречаются на жизненном пути отдельной личности. Протестантизм настаивает на том, что каждый человек, который уверовал в Иисуса Христа как Господа и крестился, спасется. Поэтому они не сомневаются, что после смерти их ждет совместная радостная загробная жизнь в Царствии Небесном.
В одном протестантском богословском журнале мне попалась статья, смысл которой сводился к тому, что Бог хочет от человека того, чего хочет сам человек. И Бог будет всячески помогать человеку в осуществлении его желаний, если человек достаточно сильно стремится к достижению желаемого.
Некоторые из протестантов преуспели в этом. Многие немецкие православные полагают, что именно поэтому протестанты часто выглядят очень милыми, открытыми и отзывчивыми людьми. Вся духовная жизнь протестанта заключается в том, чтобы убедить Бога поработать над его личностью и довести ее до «совершенства»: помыть, почистить, погладить, отрезать острые углы. А если на его жизненном пути возникают какие-то преграды, значит, он плохо договорился с Богом. И найдется много желающих, готовых ему помочь научиться договариваться лучше. В этом и заключается протестантское душепопечительство. И это имел в виду человек, который говорил о том, как они, протестанты, подражают оптинским старцам.
Человекобожество — именно это понятие вмещает в себя все особенности современного протестантизма. Человек поклоняется собственной личности и делает Бога слугой для осуществления собственной воли. В течение длительного времени мне приходилось общаться с представителями самых разных конфессий. Позволю себе утверждать, что православная церковь — единственная церковь в мире, для которой человеческая личность — не самое главное. Только православные христиане признают, что Церковь выше человеческой личности и имеет власть и право руководить ей. Только православный христианин приходит в Церковь, чтобы подготовиться к жизни в другом мире, а не для того, чтобы достичь максимального комфорта в этом. И только в православной церкви происходит встреча человека с живым Богом, а не общение человеческой личности с героями спектаклей, разыгрывающихся в собственном воображении. Если человек приходит в церковь, чтобы пожаловаться на жизнь, чтобы ему улыбались, его слушали и поили чаем, то он окажется в одной из протестантских церквей. А если человек действительно ищет встречи с Богом, то рано или поздно он придет в православную церковь и сможет по достоинству оценить все то богатство, которое сокрыто в ней.