Русская линия
Седмицa.Ru04.03.2009 

К 200-летию Санкт-Петербургской Духовной академии

История Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии

История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства — град святого апостола Петра — созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости — оплота государственности и Александро-Невского монастыря — твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа.

Первоначально в школе изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, слушали толкование Десятословия, молитвы Господней и Евангельских блаженств. В свободное время студенты занимались музыкой и живописью под руководством известных петербургских преподавателей. Несмотря на скудость средств, которыми располагала школа при Александро-Невском монастыре, постепенно уровень образования становился все выше. А сам Александро-Невский монастырь превращается в духовный и научный центр северной столицы.

В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. Ее ректором стал советник Святейшего Синода архимандрит Петр (Смелич), родом серб, бывший архимандрит Московского Симонова монастыря. Усилиями Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского, которые были выпускниками Московской и Киевской духовных академий, семинарии града святого апостола Петра было дано прочное устройство в преподавании и дисциплине. Прошедшие семинарский курс имели право на лучшие места в епархиях.

По распоряжению начальства или по собственному желанию многие выпускники Славяно-греко-латинской семинарии поступали далее в другие высшие и средние учебные заведения, в частности, в учрежденные в 1724 году указом Петра I Гимназию и Университет при Академии наук. В их первый набор предполагалось собрать 30 студентов из воспитанников Московской духовной академии, Александро-Невской и Новгородской семинарий. Это является ярким свидетельством того, что духовное образование высоко ценилось в светских кругах, а выпускники Духовных школ стали основой университетского студенчества нашей страны.

Следует отметить также, что с Академией наук и Университетом связи не прерывались на протяжении всей дореволюционной истории Санкт-Петербургских духовных школ. В разное время ее почетными членами были святитель Филарет (Дроздов), митрополит Макарий (Булгаков), митрополит Антоний (Вадковский), протоиерей Герасим Павский, профессора: В.В. Болотов, И.Е. Евсеев, И.А. Чистович, М.О. Коялович и многие другие выпускники, ректоры и наставники СПбДА.

В 1819 году Университет возобновил свою деятельность (с 1837 года — в здании Двенадцати коллегий). Повелением императора Николая I в Университете был учрежден храм в честь апостолов Петра и Павла — святых покровителей северной столицы. В 1837 году храм был освящен; его первым настоятелем стал протоиерей Павел Солярский. Он исполнял здесь свое служение в течение почти полувека — с 1835 по 1880 год — и преподавал в университете богословие.

Прихожанами университетского храма были известные философы Л.П. Карсавин, А.И. Введенский, Н.О. Лосский, химики Д.И. Менделеев и А.Н. Бекетов, востоковед Б.А. Тураев и многие другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок; здесь же состоялось его обручение с Л.Д. Менделеевой, дочерью Д.И. Менделеева.

В 1919 году университетский храм был закрыт. Община переместилась в квартиру академика И.И. Срезеневского, где была устроена домовая церковь в память Всех Святых, в земле Российской просиявших. Первую Литургию в этом домовом храме отслужил протоиерей Николай Чуков (будущий митрополит Григорий). В общину входили студенты Петроградского богословского института.

В 1990 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил Санкт-Петербургский государственный университет, а в 1991 году по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (+1995 г.) и большой группы видных ученых началось восстановление храма. В 1994 году Святейшему Патриарху было присвоено звание Почетного доктора Университета. С 1996 года университетский приход возглавляет выпускник СПбГУ, секретарь Ученого совета СПбПДА доцент протоиерей Кирилл Копейкин. В 1997 году ректором СПбПДА епископом Тихвинским Константином в университетском храме было совершено первое после восстановления архиерейское богослужение. В 2007 году, когда университетский храм торжественно отметил свое 170-летие, архиепископ Константин также возглавил праздничное архиерейское богослужение.

В 1761 году Святейший Синод дал разрешение выпускникам семинарии на обучение медицине заграницей с выплатой им двойного жалования. Они отправлялись в Кембриджский и Оксфордский университеты (Англия), Геттинген (Германия). Воспитанники Александро-Невской семинарии были желанными студентами в медико-хирургических школах, и некоторые из них впоследствии становились крупными специалистами в этой области.

В 1786 году в царствование императрицы Екатерины II было решено учредить народные училища во всех губерниях Российской империи. Они делились на главные и малые. Главные создавались в каждом губернском центре, малые — по необходимости и возможности в небольших городах. В соответствии с этим митрополит Гавриил (Петров) ходатайствует о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. Согласно Указу Святейшего Синода, в 1788 году в столичную Главную семинарию стали посылать учиться лучших воспитанников почти из всех епархиальных семинарий. Новгородская семинария была переведена в Александро-Невский монастырь, и число воспитанников в Главной семинарии достигло 200.

После окончания Главной семинарии выпускники посылались в свои епархиальные семинарии для несения педагогического послушания. В Главной семинарии были введены: церковная история, механика, естественная история, а также был открыт класс математики и опытной физики. Лучшие из старшеклассников (они назывались студентами) назначались лекторами в низших классах.

Из выпускников семинарии того времени вышло немало известных людей, среди которых можно назвать графа М.М. Сперанского, И.И. Матынова и Экзарха Грузии Феофилакта (Русанова). Продолжают развиваться и укрепляться отношения между духовной и светской школами. Так, ученым секретарем столичной Медицинской Коллегии был Г. И. Базилевич, выпускник Харьковской славяно-греко-латинской семинарии, а затем Страсбургского университета.

В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую академию. В Высочайшем указе императора Павла I от 18 декабря 1797 года было отмечено: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в Санкт-Петербурге при Александро-Невском монастыре, и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным».

В Духовных академиях, кроме общих семинарских курсов, постановили преподавать полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки: латинский, древнееврейский, греческий, немецкий и французский. По поручению митрополита Амвросия (Подобедова) епископом Евгением (Болховитиновым) в 1805 году было составлено «Предначертание» устройства Духовных школ. Оно легло в основу реформы всей системы духовного образования в России. Духовные академии становились не только высшими богословскими учебными заведениями, но и церковно-научными центрами, на которые были возложены также задачи просветительской и издательской деятельности. Наставники академии, помимо своей преподавательской деятельности часто выполняли различного рода особые поручения Синода, рецензируя книги, составляя письменные опровержения учений русских сектантов и раскольников. Сам митрополит Амвросий написал книги: «Сокращение богословских догматов», «Опыт Словенского словаря», «Молитвы для чтения в больницах». Будучи выпускником Московской академии, он, кроме звания доктора богословия, был также почетным членом Медико-хирургической академии и Санкт-Петербургской Беседы любителей Русского слова.

Выпускники Духовной академии распределялись наставниками в Духовные семинарии и училища, на церковно-приходское служение, священниками при русских иностранных миссиях и посольствах. Многие продолжали свое обучение в светских учебных заведениях. Лучшие студенты оставались преподавателями академии низших классов. На 1808 год в академии числилось 277 воспитанников.

Довольно много воспитанников Духовной академии по-прежнему поступало в преобразованную императором Павлом I Медико-хирургическую академию и учительскую гимназию. Тогда медицинская помощь была недоступна бедным людям и многие из них, не имея средств и врачебного ухода, безвременно умирали. По этому поводу Святейший Синод постановил: «Академические и семинарские воспитанники во время обучения в училищах должны проходить практику, помогая лекарскому ученику, дабы они замечали, какие нужны лекарства для какой болезни, ибо таким образом кроме общей пользы они могут в будущем служить своим прихожанам советом или наставлением и через то снискать особое доверие». В 1802 году, согласно указу императора Александра I, в общий курс семинарского и академического обучения была введена медицина. Из выпускников семинарий, ставших медицинскими светилами того времени, можно отметить: Д.М. Велланского, М. Мудрова, Я.К. Кайданова, С.А. Громова, а позже — выдающихся хирурга Н.Н. Бурденко, невропатологов В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова и лауреата Нобелевской премии физиолога академика Ивана Петровича Павлова. Павлов до самой смерти в 1936 году был старостой Знаменской церкви. Сейчас на этом месте метро «Площадь восстания».

Наступившее царствование императора Александра I принесло Духовной школе новую реформу, которая была связана с переустройством светской системы образования. В 1808 году была создана «Комиссия духовных училищ». Вводится система ступеней, которые разделяют Духовную школу, и уже разделенные структуры становятся самостоятельными учебными заведениями. Выделяются следующие четыре ступени: приходские училища, епархиальные училища, семинарии и академии.

Итак, в результате всеобщей реформы духовного образования в 1808 — 1809 годах Александро-Невская академия разделяется на три самостоятельных учебных заведения: 1) Санкт-Петербургскую духовную академию (высшая школа), 2) Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя школа) и 3) Александро-Невское духовное училище (низшая школа). Они по-прежнему размещались в Александро-Невской Лавре; Академия и семинария занимали Феодоровский и Южный корпуса.

После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Она располагалась по-прежнему в Александро-Невской Лавре. Первым ректором СПбДА был архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), первым ректором семинарии — архимандрит Анатолий (Максимович), ректором Александро-Невского училища — московский выпускник иеромонах Филарет (Дроздов), занимавший одновременно пост инспектора в Духовной семинарии. Став ректором академии в 1812 году, архимандрит Филарет, будущий святитель Московский, положил особенно много трудов на созидание духовного образования. Наша академия является его детищем. Главная заслуга свт. Филарета состоит в том, что он дал школе направление, оказавшееся жизнеспособным в течение всего последующего столетия. Ведущим предметом изучения стало Священное Писание. Русскому, а вместе с тем и всему православному богословию возвращалась его библейская основа.

Благодаря трудам свт. Филарета начался возврат православного богословия в русло патристической традиции. «Богословие рассуждает», — любил повторять митрополит Филарет. В его богословском рассуждении, всегда взвешенном и отточенном, целомудренно строгом, чувствуется трепет верующего сердца. Его память свято чтится в стенах Санкт-Петербургских духовных школ. В академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится икона свт. Филарета Московского с частицей его святых мощей, которые благословил нам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Расширение и реформа Духовной академии потребовали отдельного здания. 10 июня 1817 года митрополитом Амвросием была освящена закладка академического корпуса. Его построили в 1817—1821 годах на церковные средства и на лаврской территории рядом с Феодоровским корпусом.

В 1918 году академия была закрыта, и это исторически принадлежащее Санкт-Петербургской духовной академии здание по адресу: Набережная Обводного канала, дом 7, до сих пор продолжает занимать Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. В академическом храме Двенадцати апостолов, где молился святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и многие другие, которые представляли собою цвет русской культуры, а некоторые из них были затем прославлены в Лике Святых, сейчас расположен спортзал. Многочисленные попытки восстановить историческую справедливость и вернуть здание СПбДА до сих пор не дали никаких результатов. Глас вопиющих в пустыне бездуховности остается неуслышанным. Но студенты и преподаватели не теряют надежды на успех в этом деле.

Первый выпуск реформированной Духовной академии был осуществлен в 1814 году. 12 из 78 выпускников сразу же пополнили профессорско-преподавательскую корпорацию. Среди них были такие известные впоследствии церковные деятели, как митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников), профессор протоиерей Герасим Павский, профессор протоиерей Иоаким Кочетов и др.

С 1 марта 1809 года начинается история Санкт-Петербургской духовной семинарии — среднего духовно-учебного заведения. В 1841 году семинария также переводится за стены Лавры в специально построенное здание, в котором размещается и поныне. В 1886—1887 годах по центру Семинарского здания со стороны двора была сделана трехэтажная пристройка, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освятили ее в 1888 году.

На протяжении всего времени существования главная цель Духовных школ состояла в подготовке достойных служителей Церкви. Для лучшего достижения этой великой цели неоднократно проводились реформы духовного образования, постоянно осуществлялась работа по совершенствованию Устава Духовных школ, разработке и улучшению методологии преподавания богословских наук. Как результат в 1821 году начинает выходить академический журнал «Христианское чтение», в котором публикуются переводы Священного Писания с древнееврейского и древнегреческого языков на русский язык, богословские, церковно-исторические работы профессоров и преподавателей академии. Студенты также имеют возможность публиковать свои статьи в этом журнале.


С 1847 года при СПбДА начинается перевод творений свт. Иоанна Златоуста, а также сочинений древних церковных историков — Евсевия Памфила, Сократа Схоластика, Созомена, Феодорита, Евагрия, Феодора чтеца и Филосторгия. С 1857 года осуществлялся перевод византийских историков, среди которых Никифор Вриенний, Иоанн Конниам, Никита Хониат, Никифор Григора, Георгий Похимер, Георгий Акрополит. Своим переводом лучших произведений византийской исторической литературы академия оказала большую услугу византологии. В качестве приложения к журналу «Христианское чтение» в 1895 — 1906 годах было выполнено второе издание полного собрания сочинений свт. Иоанна Златоуста, в 1907 — 1908 годах — преп. Феодора Студита. В 1913 году редакция приступила к изданию творений преп. Иоанна Дамаскина, но успела выпустить только один том. Перевод древних литургий был осуществлен в 1874 — 1878 годах.

Особое место в русской богословской науке во второй половине XIX — начале XX века СПбДА стала занимать как церковно-историческая школа благодаря трудам И.Е. Троицкого, А.И. Бриллиантова, Н.К. Никольского, П.Н. Жуковича, И.С. Пальмова, И.П. Соколова, Т.В. Барсова, И.И. Соколова, И.А. Скабаллановича и др. Всемирную славу принесли СПбДА труды историка Древней Церкви В.В. Болотова и исследователя Нового Завета Н.Н. Глубоковского. Можно назвать еще целый ряд дисциплин и имен, с которыми на рубеже веков был связан научно-богословский прогресс СПбДА. Это и догматическое богословие (А.Л. Катанский), и патрология (Н.И. Сагарда), и нравственное богословие (А.А. Бронзов), и церковная археология (Н.В. Покровский), и каноническое право (В.Н. Бенешевич).

Знаменитый профессор академии протоиерей Герасим Павский и известный миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) начали грандиозную работу по научному переводу Библии на русский язык. Работа проходила под руководством свт. Филарета (Дроздова). Перевод Библии на русский язык был поручен Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовным академиям. Общую редакцию осуществлял профессор греческого языка СПбДА Е.И. Ловягин. Рассмотрение текстов производили митрополит Московский Филарет (+1867) и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 году. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода — митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и протопресвитер Василий Бажанов. Первая Библия на русском языке (Синодальный перевод) была напечатана в 1877 году.

На ниве созидания и развития отечественного богословия в С.-Петербургских духовных школах трудились многие известные не только в России, но и за ее пределами богословы, церковные историки, правоведы, литургисты. Академия осуществляла сотрудничество со светскими учебными заведениями, научными кругами. Профессора академии выступали с лекциями в Академии наук, университетах, участвовали в совместных научных конференциях и комиссиях. Деятельность Библейской комиссии с 1915 по 1921 год при академии под руководством проф. И.Е. Евсеева (по научному изданию славянской Библии), включавшей около 70 русских славистов, принесла большие результаты, имеющие важное значение в развитии отечественного славяноведения.

С 40-х годов XIX столетия академия начинает принимать посланцев других Поместных Православных Церквей: из Болгарии, Греции, Грузии, Румынии, Сербии. Среди них — прославленные Сербской Православной Церковью мыслитель и богослов преп. Иустин (Попович), святитель Николай (Велемирович), будущий сербский патриарх Варнава (Петр Росич).

Из ректоров Духовной академии дореволюционного периода следует назвать, прежде всего, выдающегося историка Русской Церкви и догматиста епископа Макария (Булгакова), который возглавлял академию с 1851 по 1857 год (впоследствии митрополит Московский). При нем в Академии учился Иван Сергиев, будущий великий Кронштадтский пастырь, который о своем ректоре и администрации оставил очень теплые воспоминания: «Чту почтенную память вашу, мои бывшие начальники и наставники (Владыка Макарий, инспектор Иоанн (Соколов), лектор Богословия и профессор архимандрит Кирилл), что вы снизошли ко мне … и дали мне возможность окончить счастливо и получить академическую степень кандидата богословия и сан священника».

В 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II, при поддержке правительства Москвы и Российской академии наук была учреждена Премия памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Она вручается не только богословам, но и ученым за высокие достижения в самых различных областях знаний. Премируются авторские труды по пяти номинациям — история Православной Церкви, история России, история Москвы и историческое краеведение, история православных стран и народов, учебник или учебное пособие. Макарьевская премия остается одной из самых престижных и известных премий России и мира.

Устав Духовных академий, принятый в 1869 году при митрополите Исидоре (Никольском) и ректоре (1866 — 1883) протопресвитере Иоанне Янышеве, предполагал широкий круг преобразований. Прежде всего, в нем был ясно выражен ученый характер высшей богословской школы. Повышались требования к профессорско-преподавательскому составу. Для получения магистерской и докторской степеней теперь требовались представление печатной диссертации и ее публичная защита.

Часть предметов была общеобязательна, остальные дисциплины преподавались в зависимости от дальнейшей специализации студентов на одном из трех отделений: богословском, церковно-историческом и церковно-практическом.

С 1883 года отец Иоанн Янышев был призван на более высокое служение царского духовника, назначен на пост протопресвитера Большего Зимнего и Московского Благовещенского соборов, заведующим придворным духовенством.

Преемником епископа Макария (Булгакова) стал архимандрит Феофан (Говоров), знаменитый впоследствии Вышенский затворник, автор многих аскетических и духовно-нравственных творений. Еще до назначения ректором он читал в СПбДА лекции по нравственному и пастырскому богословию. Курс нравственного богословия св. Феофан построил на святоотеческой аскетике. Эти лекции составили основу книги «Путь ко спасению». Кроме того, уже став епископом, свт. Феофан перевел Добротолюбие и другие творения Святых Отцов, а также написал толкования на послания апостола Павла. Изданные письма свт. Феофана стали классикой православной аскетической литературы. В академическом храме есть икона святителя Феофана с частицей его святых мощей.

Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев стал идейным вдохновителем создания в России разветвленной сети церковно-приходских школ. Соответствующий указ был утвержден императором Александром III в 1884 году. Церковно-приходские школы были начальными образовательными учреждениями для народа, они также прививали нравственность. Управление церковно-приходскими школами принадлежало Святейшему Синоду, а в епархиях — архиерею.

Церковно-приходские школы должны были выполнять двоякую функцию. С одной стороны, формировать духовно-нравственные качества личности ребенка (вера в Бога, почитание старших, любовь к Отечеству, трудолюбие, прилежание, чувство долга и моральной ответственности). С другой стороны, «развивая учащихся», церковно-приходские школы обязаны были передать детям «полезные для жизни практические знания» (чтение, письмо, арифметика).

Следующий этап в истории Духовной академии начался с введения нового устава 1884 года. Этот устав был выработан при обер-прокуроре К.П. Победоносцеве и введен в академии при ректоре (1883 — 1887) епископе Арсении (Брянцеве). Новый устав усилии контроль Правящего архиерея, ректора и инспектора над академией, ослабил полномочия Совета и Правления академии. Существовавшие до этого в академиях три отделения были упразднены, поскольку теперь была поставлена цель — давать полное богословское образование.

Ректором СПбДА в 1887 — 1892 годах был епископ Антоний (Вадковский), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский. Он стремился к тому, чтобы теоретические занятия студентов не отрывались от деятельного участия в церковном служении, в особенности на миссионерском и духовно-просветительском поприще. Под его покровительством сложился кружок студентов, посвятивших себя религиозно-просветительским беседам в приходах во внебогослужебное время, в тюрьмах и ночлежках, на фабриках и заводах города, молитвенных домах (однажды — в зале Государственной Думы). В настоящее время эту деятельность принято называть диаконией, или социальным служением Церкви.

Ректор СПбДА (1901 — 1905) епископ Сергий (Страгородский) много времени уделял упорядочению учебного процесса. Кроме того, под его председательством проходили в Санкт-Петербурге в 1901 — 1903 годах знаменитые Религиозно-философские собрания, которые способствовали сближению Церкви с интеллигенцией. Самое деятельное участие в этих встречах принимали профессора СПбДА. Вместе с выдающимися представителями русской творческой интеллигенции «Серебряного века», такими как А.Н. Бенуа, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, В.А. Тернавцев, князь С.М. Волконский, наши профессора (протоиерей С.А. Соллертинский, П.И. Лепорский и А.И. Бриллиантов) дискутировали проблемы брака, отношения христианства и античной культуры, понимания власти, церковно-государственных отношений.

«Самое искреннее мое желание, — сказал епископ Сергий во вступительном слове при открытии Собрания, — быть здесь не по рясе, а на самом деле служителем Церкви, верным выразителем ее исповедания. … Настоящего, серьезного, действительно прочного единства мы достигнем только в том случае, если выскажемся друг перед другом, чтобы каждый видел, с кем он имеет дело, что он может принять и чего не может». По словам Д.С. Мережковского, «дух пастыря почил на пастве и определил счастливый и совершенно неожиданный успех собраний… Епископ духом своим показал, как надо вести себя: своего не искать, а чужое беречь… Тщеславие и самолюбие умерли, а забила живая струя духовных интересов».

Среди выдающихся выпускников дореволюционной академии — предстоятель Русской Церкви свт. Тихон (Беллавин), много видных церковных иерархов, известных богословов и историков Церкви, профессоров, академиков Российской академии наук, церковных писателей, миссионеров, чтимых русским народом всероссийских пастырей.

Святитель Тихон был избран на Патриарший Престол Поместным Собором Русской Церкви 1917−1918 гг. Патриарх Тихон, как говорил о нем его преемник митрополит Сергий (Страгородский), «на себе одном нес всю тяжесть Церкви» в страшные тяжелейшие годы Гражданской войны и гонений на Церковь. «Самым добрым» — называли патриарха Тихона в народе. Он сочетал в себе удивительную личную мягкость с редким мужеством и стойкостью в служении Церкви. Его борьба с обновленчеством была решительной и бескомпромиссной. Он мужественно осудил убийство Семьи Государя Императора Николая II. Когда Святейший Тихон в 1925 году скончался, на его погребение в Донском монастыре собралось не меньше трехсот тысяч человек. Отпевание совершили пятьдесят шесть архиереев и около пятисот пресвитеров. Ныне мощи великого Патриарха покоятся в главном храме Донского монастыря в Москве.

За многие миссионерские труды и высокую праведную жизнь был канонизирован выпускник академии 1860 года апостол Японии свт. Николай (Касаткин) (1836 — 1912).

Среди выпускников СПбДА — великий молитвенник, замечательный проповедник, пастырь-благотворитель святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 — 1909). Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» принадлежат к самому великому и подлинному в русском богословском наследии XIX века. Для него христианство было не отвлеченным учением, не системой нравственности, а новой жизнью, не похожей на жизнь ветхого человека, порабощенного грехом. По его молитвам было совершено множество чудес, о которых писали в газетах еще при его жизни. Он развернул необычайно широкую благотворительную деятельность — устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей. С небывалым успехом ему удавалось вести борьбу с пьянством. Согласно завещанию, он был погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге.

После Октябрьской социалистической революции 1917 года, вскоре, в 1918 году, Духовные школы были закрыты. Для всей Русской Православной Церкви наступило время тяжелых испытаний. С-Петербургские духовные школы славятся своими выпускниками-новомучениками, среди которых митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), протоиереи Иоанн Кочуров, Владимир Лозина-Лозинский и Философ Орнатский. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) был расстрелян в 1922 году по «делу об изъятии церковных ценностей».

Академические традиции еще некоторое время продолжали существовать в Петроградском богословском институте, который был создан в 1920 году и закрыт в 1923 году. Его ректором был настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий), опытный пастырь и педагог, имевший заслуженный авторитет в научных кругах города. В мае 1922 года о. Николай был арестован по делу об изъятии церковных ценностей и приговорен Ревтрибуналом к смертной казни вместе с митрополитом Вениамином и другими заключенными. Сорок дней он отсидел в камере смертников, но приговор был смягчен, и в заключении о. Николай провел полтора года. Он прошел долгий трудный путь тяжелых испытаний, пережил серию арестов, четыре тюремных заключения, семилетнюю ссылку, потерял жену, а в холодную блокадную зиму 1942 года — троих детей.

Несомненной положительной особенностью новой богословской школы было наличие в ее корпорации профессоров как Духовной академии (А.И. Бриллиантов, протоиерей В.М. Верюжский, Н.Н. Глубоковский, С.М. Зарин, И.А. Карабинов, Н.В. Малицкий, Д.П. Миртов, протоиерей А.В. Петровский, И.П. Соколов), так и Петроградского университета (А.П. Алявдин, С.С. Безобразов — впоследствии епископ Кассиан, Л.П. Карсавин, М.Д. Приселков, М.Н. Соколов, академик Б.А. Тураев).

Позднее, в 1925 году, прот. Н. Чукову удалось организовать Высшие богословские курсы, где также преподавали некоторые профессора и преподаватели дореволюционной академии. Благодаря этим профессорам, сохранилась преемственность традиции Духовных школ. Некоторые из бывших питомцев Богословского института сумели завершить на курсах свое образование. В 1928 году курсы были закрыты.

Во время Великой Отечественной войны в помещениях семинарии работал госпиталь, а в здание попала авиабомба. Все страшные дни блокады митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) оставался со своей паствой под бомбежками и артобстрелами в голодном и холодном граде святого апостола Петра. В блокадном городе православные собрали один миллион рублей на нужды армии. В начале войны в городе оставалось пять действующих православных церквей: Николо-Богоявленский Морской собор, Князь-Владимирский и Преображенский соборы и две кладбищенские церкви. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он вливал в души своей исстрадавшейся паствы мужество и надежду. «Победа, — говорил он в те дни, — достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды».

После знаменитой встречи митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным 4 сентября 1943 года положение Церкви изменилось в лучшую сторону. Обновленческий раскол, который после революции терзал церковный организм, быстро пошел на спад. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация Патриарха Сергия (Страгородского). В слове, произнесенном при интронизации, архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) отметил: «Блаженнейший Сергий сразу, в первый же день объявления войны, призвал всех верующих русских людей к самоотверженной борьбе с вероломным и жестоким врагом… Красуйся же и радуйся, Православная Русская Церковь! Ты получила мудрого, твердого и любвеобильного архипастыря и отца, усердного и проникновенного молитвенника и великого патриота».

После избрания Патриарха Сергия архиепископ Григорий (Чуков) подготовил доклад «Об организации богословских школ». На основе этого доклада Священный Синод выработал «Положение об академиях и семинариях». В январе 1945 года правящим архиереем Ленинградской епархии становится архиепископ Григорий (Чуков), который сразу же начинает прилагать усилия к открытию Духовных школ. 10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) со Сталиным. На встрече обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе Великой Отечественной войны, расширением сети духовно-учебных заведений и церковно-издательской деятельностью. В ноябре того же года в Ленинграде открываются Богословско-пастырские курсы.

Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария переформирована указом Святейшего Патриарха из Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

Была принята система двухступенчатого духовного образования — среднего и высшего. Средняя школа — Духовная семинария, высшая — Духовная академия. Срок обучения в каждой из этих школ равнялся 4 годам. Таким образом, полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет. Митрополит Григорий был глубоко убежден, что получение богословского образования должно находиться в неразрывном сочетании с воспитанием в духе православной церковности.

В своей речи на торжественном акте 14 октября 1946 года Святейший Патриарх Алексий I сказал: «Благодаря заботам и трудам Преосвященного митрополита Григория и его ближайших помощников по устроению духовной академии, мы имеем утешение видеть, что она уже готова начать свое ответственное и важное дело. Мы с отрадой видим в ее стенах храм Божий, это извечное училище благочестия, в котором мы сегодня молились, испрашивая благословение Божие на великое делание церковное, на „священнодействие благовествования Божия“ (Рим. 15, 16), на обучение глаголам жизни вечной наших питомцев, из которых многие впоследствии станут пастырями Церкви Христовой».

«Большая ответственность и большие обязанности возлагаются на профессорский состав во главе с ректором академии поставить с самого начала на правильный путь ход занятий в академии, дать надлежащее „лицо“ академии, показать, что она является в полном смысле академией духовной, в которой учащиеся будут главнее всего постигать духовные науки — Священное Писание, творения святых и богодухновенных отцов и учителей Церкви, опираться на их творения».

Первым ректором ЛДА стал опытный пастырь и видный деятель духовного просвещения протоиерей Иоанн Богоявленский (с 1947 года — епископ Таллиннский и Эстонский Исидор). Среди профессоров ЛДА в первые годы ее существования были два преподавателя дореволюционной академии: протоиерей В.М. Верюжский и А.И. Сагарда, а также ее выпускники: ректор епископ Исидор (Богоявленский), В.В. Четыркин, А. Макаровский, А. Иванов, Г. М. Алексеев, Д.Д. Вознесенский, С.А. Купресов, В.В. Раевский, К.А. Сборовский. Преподавательскую корпорацию составляли 3 профессора, 5 доцентов и 3 преподавателя. Сотрудников было 21 человек. В семинарии и академии всего студентов было 74 человека.

С 1946 года и по настоящее время С-Петербургские духовные академия и семинария осуществляют свою деятельность в здании бывшей Петроградской духовной семинарии.

Святейший Патриарх Алексий II на торжествах по случаю 285-летия основания и 60-летия возрождения С-Петербургских духовных школ, вспоминая годы своего обучения в ЛДА, говорил: «60 лет прошло с момента возобновления процесса обучения в Духовных школах Северной столицы — тогда еще носивших имя Ленинградских. В 1946 году я не был принят в число учащихся семинарии, так как мне тогда не исполнилось еще 18 лет. Но я присутствовал по приглашению первого ректора протоиерея Иоанна Богоявленского на том историческом акте, когда Духовные школы в Ленинграде посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и когда были официально возобновлены академия и семинария.

За минувшие 60 лет из стен этого духовного вертограда вышло много архипастырей и пастырей, профессоров и преподавателей, которые несли в течение последних десятилетий свое служение в Церкви Христовой. Я хотел бы особо отметить, сколь высоко ценили первые учащиеся возможность получения богословского образования. Ведь такая возможность тогда впервые открылась после долгих лет гонений на веру Христову и Церковь. Почти все первые профессора и преподаватели, пришедшие сюда после возобновления деятельности Духовных школ, прошли через горнило испытаний 1920−1930-х годах, подверглись гонениям. Но они смогли обеспечить преемство духовного образования в Русской Православной Церкви".

Возрожденные в 40-е годы XX века Духовные школы в условиях гонений сохранили преемственность традиций духовного образования и решали задачу подготовки пастырей, преподавательских и научно-богословских кадров Церкви. В конце XX века в условиях обретенной свободы у Церкви появилась возможность развития и совершенствования духовного образования.

Архиерейские соборы Русской Православной Церкви 1989 и 1994 годов приняли решения о реформировании системы духовного образования, в которой семинария становится высшим духовным учебным заведением. Реформирование духовных учебных заведений находится под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха и Священного Синода и под контролем Учебного Комитета при Священном Синоде. Архиерейские соборы 2000 и 2004 годов определили, что вопросы развития духовного, богословского образования являются приоритетными для Церкви. От уровня и качества духовного образования священнослужителей во многом зависит судьба народа Божия, Церкви и всего Отечества.

С 1995 года СПбПДА находится под архипастырским попечением Постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова). Митрополит Владимир окончил ЛДА в 1958 году, был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем Священного Писания Ветхого Завета. Ныне митрополит Владимир является Почетным членом академии.

За время управления митрополита Владимира Санкт-Петербургской епархией значительно выросло число приходов и достигло 502. Кроме того, в епархии были открыты 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 14 монастырских подворий (9 мужских и 5 женских) и 4 скита.

Студенты Факультета иностранных студентов СПбПДА получают стипендию митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Ректором СПбПДА с 1996 года является викарий Санкт-Петербургской епархии архиепископ Тихвинский Константин (Горянов), профессор догматического богословия, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин. До своего назначения в СПбПДА епископ Новогрудский и Лидский Константин был ректором (1990 — 1996) возрожденной Минской духовной семинарии и управляющим возрожденной Новогрудской епархией. Архиепископ Константин является действительным членом Президиума Российской академии естественных наук; вице-президентом Академии наук и искусств Союза; действительным членом Международной академии интегративной антропологии; членом Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы; членом Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.

Кроме того, архиепископ Константин избран членом Совета ректоров ВУЗов Санкт-Петербурга, председателем Попечительского совета Народного православного университета, президентом Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» (куда в настоящее время входят 40 ведущих гражданских и военных ВУЗов). Архиепископ Константин является членом научного совета «Православной энциклопедии», а также членом редколлегии «Богословских трудов» и других журналов.

В 1998 году в СПбПДА начался процесс реформирования — переход на новую систему духовного образования. Отныне Духовная семинария становилась высшим учебным заведением с 5-летним сроком обучения вместо прежних 4 лет; был введен ряд новых предметов. Ранее эта реформа была апробирована в Минской духовной семинарии и переход на 5-летнее образование оказался оправданным и своевременным.

На 5 курсе учащиеся семинарии должны были защищать дипломную работу. Духовная академия по статусу приравнивалась к аспирантуре, срок обучения в ней на стационаре сокращался с 4-х до 3-х лет. Все студенты академии должны, начиная с первого курса, учиться и заниматься написанием кандидатской диссертации.

16 июня 2006 года состоялось историческое событие — академия осуществила «двойной» выпуск: четырехлетняя Академия — последний выпуск, а трехлетняя — первый. Таким образом, в СПбПДА был завершен переход на новую систему духовного образования. Тем самым были не только устранены недостатки уже устаревшей прежней системы, но и сделан серьезный шаг в развитии духовного образования. Студенты семинарии получили возможность написания дипломных работ, т. е. приобрести специализацию в избранной области — библейской, богословской, церковно-исторической и церковно-практической. Академии приобрели статус научно-богословских и исследовательских центров с новыми программами, рассчитанными на подготовку высококлассных специалистов в области богословия и церковных наук.

В 2006 году С-Петербургские духовные школы отмечали 285-летие от основания и 60-летие своего возрождения. Праздничные торжества открылись посещением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сопровождении Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента. Его Святейшество посетил родную Духовную школу в ознаменование начала юбилейных торжеств.

Приветствуя Первосвятителя Русской Церкви в стенах СПбПДА, архиепископ Константин сказал: «Сегодня радость у нас сугубая, наш молитвенник и Ангел Церкви посетил свою никогда не забываемую и никогда не оставляемую в своих попечениях Alma Mater. Ваше Святейшество, мы давно Вас ждали и очень рады этой встрече. Мы Вас ожидали в 1996 году, когда я был решением Синода и Вашим Указом от 17 июля 1996 года назначен ректором. Мы тогда отмечали 275-летие от основания и 50-летие от возрождения Семинарии и Академии. Вы были у нас в 1999 году на праздник Тихвинской иконы Божией Матери, и у нас было такое радостное настроение, такое просветленное состояние, что среди лета мы спонтанно запели „Христос воскресе“. Затем Вы с Первосвятительским визитом посетили Академию 10 сентября 2001 года, и об этой встрече у нас остались незабываемые впечатления».

Торжества продолжились 9 октября в день памяти небесного покровителя Духовных школ апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этот день Божественную Литургию в академическом храме совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор СПбПДА архиепископ Тихвинский Константин, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и архиепископ Верейский Евгений. В алтаре за богослужением молился митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии.

В рамках праздничных мероприятий Духовные школы посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), выпускник ЛДА. Торжества завершились 10 декабря в день празднования чудотворной иконы Божией Матери «Знамение-Царскосельская». Богослужение возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, бывший ректор ЛДА. Были проведены Юбилейные научно-богословские конференции.

http://www.sedmitza.ru/text/578 844.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика