Седмицa.Ru | 03.03.2009 |
Статья из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г. с. 16−17
Верстовский Алексей Николаевич (18.02.1799, имение Селивёрстово, дер. Новомихайловка близ с. Мезинец Козловского у. Тамбовской губ. — 5.11.1862, Москва), рус. композитор, музыкально-театральный деятель. Первым учителем музыки В. был регент с. Мезинец, бывш. придворный певчий Левит Шафранов. В 1816—1817 гг. В. учился в С.-Петербурге, затем переехал в Москву и служил в различных гражданских учреждениях. С 1825 г. — инспектор музыки, с 1830 г. — инспектор репертуара московских имп. театров, в 1848—1860 гг. — управляющий конторой дирекции московских имп. театров. В.- автор опер («Аскольдова могила», «Громобой»), водевилей, вокально-симфонических и фортепианных произведений, баллад и романсов. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 30-е гг. В. создал 3 духовных концерта и «Обедню» (песнопения Литургии свт. Иоанна Златоуста). По данным Н. Ф. Финдейзена, эти произведения исполнялись в ц. Вознесения у Никитских ворот и в университетской ц. мц. Татианы (Финдейзен. С. 115−116). Положительную оценку «Обедни» дал А. А. Алябьев в своем письме 1834 г. (Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956. С. 267). В. принадлежит также «Преждеосвященная обедня» (песнопения Литургии Преждеосвященных Даров), созданная, возможно, в поздний период творчества композитора.
К произведениям духовного содержания можно отнести гимн «Велик Господь» (на слова Н. М. Языкова) для хора и оркестра, сочиненный В. в пользу сирот, оставшихся после эпидемии холеры, исполненный в 1831 г. в зале московского Благородного собрания.
Духовно-муз. сочинения отличает концертный стиль, по интонационному складу они близки оперному и романсовому творчеству В. Все концерты написаны в 3-частной форме; для структуры частей характерна повторность тематических построений. В отличие от своих современников В. реже использует сопоставление сольного (или ансамблевого) и хорового звучания, а также приемы имитационной полифонии. В рамках раннеромантической гармонии В. широко применяет эллиптические последования септаккордов и их обращений, хроматические ходы голосов. Большая строгость фактурного и гармонического изложения отличает нек-рые песнопения «Преждеосвященной Обедни».
Произведения В. на богослужебные тексты остались неизданными, хотя композитор отсылал «Обедню» в С.-Петербург директору Придворной певческой капеллы Ф. П. Львову, о чем сообщал в письме В. Ф. Одоевскому в 1836 г. (Автобиография композитора Верстовского / Cообщ. Модзалевский Б. // Бирюч Петроградских гос. акад. театров: Сб. ст. [Пг.], 1920. Вып. 2. С. 236). В этом письме В. упоминает и свой концерт «Скажи ми, Господи» для 4 голосов (в наст. время не найден). «Обедня» и духовные концерты В. вошли в его рукописное собрание сочинений, «Преждеосвященная обедня» хранится в архиве прот. Димитрия Разумовского.
Сочинения: «Обедня» (Литургия св. Иоанна Златоуста), концерты: «Вознесу Тя, Господи», «Услыши, Боже, глас мой», «Господи, Боже мой, на Тя уповах». Для муж. хора (2 тенора и 2 баса): Ркп. // Собр. соч. МГК. Т. 9. С. 167−187, 189−225; Преждеосвященная Обедня // РГБ ОР. Ф. 380. К. 21. N 4.
Литература: Финдейзен Н. Ф. А. Н. Верстовский: Очерк его муз. деятельности. СПб., 1890. С. 56−57; Липаев И. На могиле Верстовского (из записной книжки) // РМГ. 1899. N 7. Стб. 208−210; Доброхотов Б. В. Верстовский А. Н.: Жизнь. Театральная деятельность. Оперное творчество. М., 1949; Соболева А. А. А. Н. Верстовский: Биобиблиогр. указ. Тамбов, 1999; Плотникова Н. Ю. Могучая сила чувств // Культурно-просветительная работа («Встреча»). М., 2003. N 12. С. 29−30.
Н. Ю. Плотникова