Православие на Северной земле | Протоиерей Евгений Соколов | 02.03.2009 |
Честно сказать, впервые читаю письмо, опубликованное в одной из центральных областных газет, где на один уровень для выбора граждан ставятся с одной стороны кафедральный собор, а с другой бани, цирк, трамвай и общественные туалеты. Так и вспоминаются слова одного философа: «Народ, мучительно делающий выбор между храмом и хлебом, достоин хлева». Здесь философ предлагает выбор между храмом и хлебом, нам же предлагают нечто совсем иное. И не только предлагают, но призывают хорошенько подумать! Все ясно с г-ном Агафоновым, это его мнение и никаких вопросов к нему быть просто не может. А вот позиция газеты «Правда Севера» вызывает недоумение…
Ответ на открытое письмо Евгения Агафонова в газету «Правда Севера»
Газета «Правда Севера» от 22 января 2009 года опубликовала открытое письмо Евгения Агафонова «На бога надейся». В данном письме читатель выказывает свою точку зрения на религию и Православную Церковь. Ничего особенного в этом, конечно же, нет, если бы это мнение не содержало совершенно непонятно на чем основанные утверждения, переходящие, порой, в откровенные оскорбления. Все претензии и утверждения в письме можно разбить на четыре части. В начале автор высказывает мысль о навязывании религии в СМИ. Я буду приводить цитаты из письма, сохраняя орфографию автора.
«Сейчас в средствах массовой информации навязывается религия. Внушается, что те, кто не верит в бога, — плохие люди». И далее: «Иерархи церкви — постоянные гости на телевидении и в газетах…. Теперь идет телевизионный прессинг».
На ТВ есть две постоянные православные передачи на религиозную тему: «Слово пастыря» по Первому каналу, которое занимает не более 10- 15 минут в неделю, и получасовая еженедельная передача на ТВЦ «Православная энциклопедия». Непонятно на чем строит автор свои утверждения, если суммарное время по всем каналам ТВ, посвященное вопросам Православной веры, составляет менее одного часа в неделю. Если же в различные передачи на телевидении в качестве экспертов или гостей приглашаются православные священники, то все претензии по этому поводу нужно адресовать к авторам и ведущим соответствующих телевизионных программ. С таким же успехом их можно упрекнуть за частое мелькание одних и тех же лиц среди политологов, журналистов, экспертов. И обсуждаются в этих передачах, зачастую, отнюдь не религиозные вопросы, а, скорее, вопросы нравственности и морали. В то же время юмористические передачи идут регулярно по всем каналам (более десяти в неделю), спортивные передачи имеют свой отдельный канал, о различных боевиках и сериалах, идущих практически по всем каналам, можно не напоминать. Т. е. зрелищные развлекательные передачи занимают более 50% процентов эфирного времени. Как же можно говорить о навязывании религиозных взглядов, когда они занимают столь ничтожно малое время в телевизионном эфире?!
Во второй части письма г. Агафонов призывает людей надеяться не на Бога (у него в письме это слово, к сожалению, с маленькой буквы, что оскорбительно для верующего человека), а на себя и на ученых людей. «Но нужно больше надеяться на себя, а не на небесную манну. И чудеса совершает не бог, а люди делающие научные открытия». Затем автор советует людям при болезнях обращаться к врачам, потому что никакая молитва и икона, даже чудотворная, по мнению автора, при болезнях помочь не могут.
Что здесь можно сказать. Прежде всего, мне, кажется, очень спорным утверждение, что ученые люди совершают чудеса. Общеизвестно, что люди науки работают на основе открытых и познанных законов. И все приборы, устройства и прочие «чудеса» науки объясняются действиями законов, которые лежат в основе устройства материи. Правда, до сих пор никто из научного мира так и не смог объяснить происхождения законов, которые лежат в основе устройства мироздания. В самом деле, мы же открываем законы, как это делали Ньютон, Паскаль, Фарадей, Менделеев, а не создаем их. Кстати, все перечисленные ученые были глубоко верующими людьми. Вот интересно: знает ли об этом господин Агафонов? И потом болезнь, болезни рознь. Можно, наверное, не верить многочисленным свидетельствам об исцелениях, которые происходили за многие века от чудотворных икон и молитвы старцев, это дело личной веры. Но почему данное мнение навязывается читателям газеты не очень понятно? И очень бы хотелось, чтобы автор письма побывал не у стоматолога, а в онкологическом диспансере, поговорил с больными и выяснил, помогают ли им молитвы?
Третья часть письма, на мой взгляд, наиболее оскорбительна для православных людей. «Еще мне не нравится в христианской религии безбрачие епископов, митрополитов, монахов. И так демографическая ситуация в России не очень хорошая. А молодых девушек, зачастую, мамаши-игуменьи агитируют в монашество».
Прежде всего, как можно так писать в адрес людей несущих монашеский подвиг. Возможно, г-н Агафонов не знает, что сделали монастыри и их насельники для подъема и развития Русского государства. Может быть. Но это не дает право никому так огульно высказываться в их адрес. Так ли уж нужно публиковать мнение человека, если оно оскорбляет память преподобного Сергия Радонежского, Пересвета и Ослябли, Серафима Саровского и множество других подвижников русских монастырей. У каждого человека может быть свое мнение по любому вопросу, но почему из всех писем, которые приходят в редакцию, выбирается именно это, оскорбляющее православное монашество, не могу понять. И потом, что касается демографической ситуации. Знает ли г-н Агафонов, что сегодня подавляющее число многодетных семей, это семьи православные? К примеру, в нашем приходе четыре совсем молодые семьи имеют уже по трое детей.
И в заключении своего письма автор приводит просто не поддающиеся никакой логике сравнения. Он сетует на то, что строительство кафедрального собора продолжается, но при этом… «А в Архангельске фактически нет цирка. Нет трамваев, троллейбусов. Бани в плачевном состоянии. А где общественные туалеты? Так что городу нужней — кафедральный собор или бани, экологически чистый транспорт, объекты культуры, гигиены?» В конце послания автор призывает верующих, не преставая верить, задуматься над его письмом.
Честно сказать, впервые читаю письмо, опубликованное в одной из центральных областных газет, где на один уровень для выбора граждан ставятся с одной стороны кафедральный собор, а с другой БАНИ, ЦИРК, ТРАМВАЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТУАЛЕТЫ. Так и вспоминаются слова одного философа: «Народ, мучительно делающий выбор между храмом и хлебом, достоин ХЛЕВА». Здесь философ предлагает выбор между храмом и хлебом, нам же предлагают нечто совсем иное. И не только предлагают, но призывают хорошенько подумать! Все ясно с г-ном Агафоновым, это его мнение и никаких вопросов к нему быть просто не может. А вот позиция газеты «Правда Севера» вызывает недоумение. Что это? Желание через читателя еще и еще раз вульгарно унизить православных жителей области? Или это нечто другое, более глубокое и недоступное для понимания простых людей? Горько все это.
Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма св. Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете