Русская линия
Lenizdat.ru Анна Ершова20.01.2006 

Существует некий штамп, что все православное — страшное, назидательное и обличающее

В 2006 году православный журнал «Фома» отмечает свое десятилетие. Какие изменения претерпело издание, в чем заключаются особенности работы журналистов в религиозной прессе и как найти дорогу к своему читателю — эти и другие вопросы в преддверии юбилея корреспондент Lenizdat.ru задал редактору санкт-петербургского представительства журнала «Фома» Анне Ершовой.

Lenizdat.ru: Расскажите, пожалуйста, о журнале «Фома». Какие были трудности при его создании?

Анна Ершова: Люди, видевшие первые выпуски «Фомы», отмечают, что он походил на самиздатовский журнал. Тираж был маленький, 2−3 тысячи экземпляров. Кроме того, длительное время (буквально до прошлого года) он был черно-белым…

Lenizdat.ru: Почему было решено изменить дизайн журнала?

А.Ершова: Черно-белое издание — неприметное на рынке явление. Журнал несколько лет выходил за счет энтузиазма его прародителей — Владимира Легойды и Владимира Гурболикова. Идея создания «Фомы» принадлежит им. Как обычно бывает, средств на него не было. Регулярность выхода — раз в три-четыре месяца… Пытались поддерживать периодичность, но получалось не всегда. Выделенной редакции не было. Но пришло время некоторых изменений. Видимо, у бизнесменов, которые уже успели стать друзьями «Фомы», пошли дела в гору. Они предложили финансовую поддержку, чтобы мы могли делать «нормальный продукт, который можно продавать на рынке». Увеличился тираж — сейчас он составляет 16 тысяч. Издание обрело второе рождение. В 2005-м он стал полноцветным ежемесячным изданием. С осени прошлого года вышел на широкий рынок. До этого он продавался лишь в церквях, хотя и предназначался для неверующего читателя. Ведь «Фома» — это журнал для сомневающихся. Но выйти к неверующему читателю крайне непросто.

Сегодня ярких журналов огромное количество, рынок просто переполнен. Когда в прошлом году «Фома» оказался на прилавках светских точек сети «Метропресс», «АРИА-АиФ», «Моспечать» (в Москве) и т. п., возникла необходимость модернизации, чтобы он не выглядел маргинальным изданием странных людей, от которого бы все шарахались. Нужно было повышать уровень. Полиграфический в том числе. Так он стал печататься в Финляндии. Издание получается дорогое — об окупаемости речь не идет. Его цена в два раза ниже себестоимости. А рекламы в нем минимум. Можно сказать, что журнал держится только за счет благотворительности.

Lenizdat.ru: Религиозные издания распространяются по храмам и церковным лавкам. Журнал «Фома» можно приобрести и на газетных лотках. Является ли это показателем того, что православное издание составляет конкуренцию светскому журналу?

А. Ершова: Нет. Оно не может составлять конкуренцию. Это слишком разные издания. Покупая «Фому» и некий глянцевый журнал, человек преследует совершенно разные цели. Конкуренции здесь не может быть по определению, как не может быть конкуренции между книгами Марининой и журналом «Наука и жизнь». Это понятно: в одно время тебе хочется полистать легкий детективчик, а в другое — почитать что-нибудь серьезное. Подобная ситуация складывается и в случае с нашим журналом. Купив «Афишу», ты стремишься узнать, какие культурные события происходят в городе, приобретя «Фому» — знакомишься с миром православия. Человек — не одноклеточное существо. У него должен быть широкий спектр интересов.

Lenizdat.ru: По вашему мнению, какое место в сфере СМИ отводится религиозным изданиям?

А.Ершова: Самое низкое.

Lenizdat.ru: В чем причина?

А.Ершова: Есть характерный пример. Мы участвовали в выставке «Невский книжный форум» в Ледовом дворце. Так, посетитель, пришедший с целью купить книгу или журнал, при виде вывески «православный журнал» не только не останавливался, а просто отскакивал в сторону на два метра. Мне кажется, что человек должен быть готов читать (пусть даже в такой легкой форме, как журнал) религиозную, философскую литературу. Должны возникнуть какие-то внутренние вопросы. И это не зависит от возраста, пола и образования. У нас очень разный читатель. Это может быть 12-летний подросток и бабушка, которая хранит подшивки нашего журнала, церковный сторож и служащий городской администрации. Если брать широкую публику, то можно сделать вывод, что процент подготовленного читателя невелик. Это одна из причин непопулярности религиозных изданий.

Существует также некий штамп, что все православное — страшное, назидательное и обличающее. Конечно, это мнение возникло не на пустом месте. Бывает, что православная пресса низкого качества. Сейчас можно пересчитать по пальцам православные издания хорошего качества, читая которые ты не чувствуешь себя ужасным греховным человеком. Стоит вспомнить то время, когда упал «железный занавес», религию перестали запрещать и в храмы потянулись люди. Должно было пройти определенное количество времени, чтобы эти люди познакомились с церковью, получили знания, которые могли бы позволить рассказать о православии. На начальном этапе были некоторые сбои в этом процессе: иногда православные СМИ вещали не то… Возможно, поэтому сложился стереотип религии, как чего-то темного, страшного, маргинального. Люди, услышав слово «церковь», думают, что их тут же будут обличать, учить, запрещать и что там все скучно, нежизненно и отстало. Это неправильно. И «Фома» пытается это объяснить. Как сказала одна наша «нецерковная» читательница (предприниматель, директор крупного фонда): «Прочитав журнал первый раз, многие на него подсаживаются». Надо просто преодолеть в себе стереотип о православной прессе, открыть журнал, полистать его… Тогда, вероятно, рейтинг религиозных изданий повысится. Мы стремимся к этому, проводим разъяснительные работы, организуем разные мероприятия. Так, недавно мы устраивали совместный просмотр фильма «Хроники Нарнии» с последующим обсуждением между священниками и студентами.

Lenizdat.ru: Почему подобный интерес вызвал именно этот фильм?

А.Ершова: Он снят по произведению Клайва Льюиса, христианского автора. Многие православные любят этого автора. В основе его книги «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф» лежит евангельская притча. Может быть, не каждый читатель и зритель заметит это. Нам было небезразлично мнение священников и молодежи, что представляет собой этот фильм — обычная голливудская поделка или экранизация книги, которая несет в себе определенную идею?

Lenizdat.ru: На эту встречу могли прийти все желающие? Как молодежь узнала об этом мероприятии?

А.Ершова: Периодически мы проводим встречи с молодежью, студентами. Было несколько встреч и в Санкт-Петербургском государственном университете. Проходили они в формате бесед со священниками, интересными людьми. Мы обсуждали актуальные темы: журналистика и православие, любовь без брака, отношения в семье. На последнюю встречу в качестве гостя был приглашен Илья Стогов. Ребята могли задавать интересующие их вопросы, вступать в дискуссию. В конце мы предлагали заполнить анкету. Так у нас сформировалась определенная база, по которой и осуществлялась рассылка с информированием о мероприятиях. Также некоторые студенты с факультета журналистики сотрудничают в журнале «Фома», проходят практику.

Lenizdat.ru: Можно ли сказать, что, помимо просветительской функции, журнал пропагандирует некоторые идеи?

А.Ершова: У нас уже подзабываются этимологические значения слов, остаются только положительный или отрицательный фон. С советских времен «пропаганда» приобрела негативный оттенок навязывания того, что никому не нужно. В этом плане «Фома» не пропагандистский журнал: человек сам решает, покупать его или нет. Никто никого не заставляет. В словаре Даля же говорится о пропаганде как о «распространении учения какого-либо толка». Тогда — да. «Фома» — это попытка распространить определенные идеи. Нам хотелось бы, чтобы другие люди обрели в церкви такой же душевный комфорт и уют, как и мы. И мы хотим, чтобы об этом узнало как можно большее количество людей. Сделать это очень трудно. Один человек понимает какие-то вещи быстро, другие идут годами к этому.

Lenizdat.ru: Существует какое-либо отличие между журналом о православии и православным журналом?

А.Ершова: Бывает, что светское издание делает вкладку, посвященную православию. Например, в газете «Невское время» есть вкладыш «Православная жизнь», редактор которого православный христианин. Плюс в том, что он пишет не как сторонний наблюдатель, а как человек, знающий изнутри. Большое количество примеров, когда о религии пишут люди, малознакомые с ней. С одной стороны, вроде бы ничего ужасного, но с другой — служит причиной ошибок и курьезных нелепиц. Чтобы писать о балете, не обязательно заканчивать Вагановское училище. Но понятно — надо иметь представление о предмете. Если журналист допустит в материале ошибки, то его же засмеют коллеги. Но почему-то считается простительным допускать ошибки в материалах на религиозную тематику. Для многих авторов камнем преткновения становятся регалии церковнослужителей. Другие грешат перетасовкой фактов… В таком аспекте публикации в светских изданиях, пишущих о православии, не всегда отвечают знаку качества. Еще многое зависит от интеллигентности автора, образованности, ума.

Lenizdat.ru: Можно ли назвать журнал «Фома» современным изданием?

А.Ершова: Безусловно. Наши авторы и герои — современные люди. Так, к примеру, в последнем номере опубликовано интервью с Сергеем Лукьяненко…

Lenizdat.ru: А авторы материалов — это профессиональные журналисты или церковные служащие?

А.Ершова: Быть автором нашего журнала очень сложно. Могу это сказать как человек, который поработал в разных изданиях. Сложнее всего мне работать в «Фоме». Причиной тому — высокие требования, предъявляемые к публикациям. В некоторых редакциях правка материалов заключается в безжалостном вырезании кусков из текста. В результате часто теряется смысл публикации, нарушается его строй. В других газетах редактора просто переписывают материалы. От оригинала мало что остается. В «Фоме» существует много правок: литературная, историческая, церковная. Писать тексты в наш журнал бывает трудно, но интересно. Это хорошая школа.

Чтобы печататься в «Фоме», ты должен быть, во-первых, хорошим журналистом, профессионалом. Некоторые наши корреспонденты, к примеру, окончили или еще учатся на факультете международной журналистики МГИМО. Во-вторых, нужно быть человеком, глубоко укорененным в традиции церкви, как минимум сочувствующим, не отрицающим православие человеком. Не могу сказать, что это стопроцентное условие. Есть рубрики («Современники», например), стать автором которых может и неверующий журналист. Главное — иметь литературный дар, уметь структурировать информацию, а также расположить собеседника. Это обычные журналистские качества. К примеру, для того чтобы взять интервью у священника, необходимо самому вникнуть в тему разговора. Автор может заниматься самообразованием, читать специальную литературу. Сейчас в церкви проводится очень много занятий: воскресные школы, богословские курсы и т. д. Все возможно, было бы желание.

Правда, порой даже интересней, когда пишет человек не церковный — он спрашивает, что ему интересно было бы узнать. Тогда и неверующему читателю, на которого ориентирован журнал, будет любопытно. А вот, к примеру, рубрику «Церковь Христова» человек, не знакомый с традициями церкви, вести не может.

Lenizdat.ru: Сотрудничает ли «Фома» с другими СМИ, радио, телевизионными каналами?

А.Ершова: Мы готовы к сотрудничеству. Так, к примеру, наше предложение поддержала газета «Невское время». Они изредка печатают статьи из нашего журнала, пишут о мероприятиях, которые мы проводим. Постоянным нашим сотрудником стало епархиальное радио «Град Петров». Мы готовы выступать не только в роли гостей, но и в роли создателей передач. У нас есть ряд проектов, на реализацию которых мы надеемся.

В Москве транслируется Общественный православный телеканал «Спас», главным редактором которого является Иван Демидов. На нем выходит еженедельная передача «Русский час с «Фомой». Ведет ее Владимир Легойда, наш главный редактор. «Фома» может и хочет сотрудничать со средствами массовой информации. Возникает только вопрос: хотят ли этого сами СМИ?

Подпись: Мария Соколова

http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c.thtml?i=1 036 793&p=0#1


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика