Радонеж | Сергей Белозерский | 28.02.2009 |
Как сообщается, НТВ планирует начать передачи с участием — кого бы Вы думали? — Кашпировского. Если таким образом людей пытаются отвлечь от экономического кризиса, то это очень неудачная идея. Появление этой гротескной фигуры из 90-тых скорее может создать впечатление, что дела идут очень плохо, что возвращаются времена, когда большинство граждан нашей страны впало в нищету, а немногие ловкие мошенники сказочно обогатились. Кашпировский известен тем, что собирал огромные залы людей и уверял их, что в состоянии «психотерапевтическим» методом исцелить их от всех болезней — от рака до ночного недержания. «Целительной» силой, по уверениям Кашпировского, обладали также передачи и видеозаписи с его участием, «заряженная» им соль, его фотографии, с которыми болящим предлагается «консультироваться» — задать вопрос, внимательно посмотреть изображению в глаза, и первое, что придет в голову, будет «рекомендации от Кашпировского». Довольно долгое время Кашпировский провел в США, куда перевез семью; его дети и внуки находятся там. Недавно он вернулся в Россию, чтобы продолжить свою деятельность. «Рекомендации» целителя отличаются крайней экстравагантностью: так, например, он рекомендовал онкобольным 100 раз прослушивать кассеты с его голосом, больной циститом — нагишом сесть в снег и вглядываться в его фотографию.
Это было бы смехотворно, если бы это не было по-настоящему опасно: например, директор государственного научного центра социальной судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева считает, что «сеансы» Кашпировского могут серьезно повредить здоровью людей. И действительно, рассматривая ситуацию с чисто мирской точки зрения, мы имеем дело с мошенничеством: людям обещают медицинскую помощь, которую они в действительности не получают. Это оборачивается тем, что люди не только впустую тратят свои средства, но и, доверившись обманщику, перестают прибегать к помощи традиционной медицины — с совершенно очевидными для себя последствиями.
Обман в области здравоохранения это, конечно, не редкость. Иногда он принимает довольно мягкие формы, когда какое-нибудь простое и дешевое лекарство называют как-нибудь иначе, красиво упаковывают, и продают в пятнадцать раз дороже. Иногда по видом лекарств продают что-то безвредное, но в то же время бесполезное — вроде таблеток из мела. Иногда каким-нибудь пищевым добавкам приписываются самые фантастические свойства, которыми они не обладают; иногда людям (особенно пенсионерам) настоятельно рекомендуют купить какой-нибудь прибор, исцеляющий от всех болезней. Когда подобного рода недобросовестная реклама попадает в СМИ, это оборачивается скандалом, а нередко и уголовным разбирательством. Однако «целителю» удается проскальзывать через какие-то дырки в законе, как именно — вопрос к прокуратуре. А к руководству НТВ, конечно, возникает другой вопрос — сознают ли они серьезность ответственности за жизнь и здоровье людей, которую они принимают на себя, предоставляя экран такому человеку? Понимают ли они, что совершают опасное преступление?
Но у деятельности Кашпировского есть и другое, очень серьезное измерение. Он претендует на возможности, выходящие далеко за рамки естественных. Заряженная соль и фотографии, с которыми можно консультироваться — это уже не поддельные лекарства. Это уже относится к миру оккультного. Кашпировский выступает не роли обычного мошенника — он выступает в роли лжепророка. Собственно, на телевидение его приглашают именно в этом качестве: «бросают на войну с кризисом», ожидая, что он утешит и поддержит людей в непростое время. Людям хотят предложить кого-то могущественного и, на вид, доброго, кого-то, кто позаботится об их немощах и болезнях; и нельзя не заметить, что деятельность Кашпировского — это уже не столько мошенническое предприятие, сколько религиозный культ, с обетованиями сверхъестественных благодеяний адептам и сверхъестественных кар противящимся — так, Кашпировский обещал наслать болезнь на сотрудников правоохранительных органов г. Челябинска, которые расследовали его деятельность.
Людей влечет к Кашпировскому (и людям вроде него) не просто желание поправить здоровье. Это религиозная тяга, потребность в вере и надежде. Святой Апостол Иоанн говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18)» Греческая приставка анти- означает не только «против», но и «вместо»; антихрист — не просто противник Христа, но «вместохристос», лжеспаситель, тот, кто претендует на то, чтобы занять в людских сердцах место, принадлежащее Господу. Антихрист в собственном смысле, последний и всемирный обманщик, придет перед концом времен; но Апостол говорит и о «многих антихристах» — лжеспасителях, на которых люди уповают, у которых ищут исцеления и утешения вместо того, чтобы полагаться на Господа.
Но вернемся от духовных к обычным, мирским соображениям, которые должны быть понятны и людям нецерковным. Обратимся к нашей антиклерикальной общественности, к тем, кто как заклинание произносит слова «светское государство», понимая под ним атеистическое, и негодует на любое появление Церкви в общественном пространстве. Вероятно, большинство из этих людей смотрит на феномен Кашпировского с ужасом и негодованием. По крайней мере, будем на это надеяться. Я читал, как люди изумляются невероятному легковерию публики; изумляться тут, однако, нечему — что еще можно ожидать от людей, заботливо огражденных от церковного просвещения — сначала коммунистами, потом теми, кто хотел бы сохранить их атеистическое наследие. Давайте все мы, православные и неправославные, посмотрим правде в глаза — люди нуждаются в вере и надежде. Можно строить общество без ОПК, без капелланов в воинских частях и больницах, общество с Церковью, выдавленной из общественного пространства — но это не будет общество «разума и науки» это будет общество победившего Кашпировского.