Радонеж | 27.02.2009 |
Масленица — это не блины, на самом деле. Масленица — это каждогодный когнитивный диссонанс, приключающийся от того, что во дни, предваряющие «дни печальные Великого Поста», дни, когда воспоминается Страшный Суд и поется «Покаяния отверзи ми двери», отверзаются, совсем наоборот, двери всеобщему буйству плоти и ликованию. Святейший Патриарх Кирилл, говоря о смысле покаяния, отметил, что это и есть суд, внутренний суд над собой: «Человек так устроен, что всегда себя защищает. В этом проявляется инстинкт самосохранения. Мы защищаем себя, когда видим внешнюю опасность — физическую, моральную, политическую .. Мы оправдываем и защищаем себя в том числе и перед своей совестью. Мы постоянно говорим себе, что правы в различных конфликтах .. Религиозный человек отличается от нерелигиозного тем, что способен анализировать свою внутреннюю жизнь, выносить себе суд и, обращаясь к Богу, просить Его простить грехи и помочь исправить их».
В этом году даже заговорили о том, что надо бы эту нашу масленицу из местного обычая произвести во всемирные праздники, видимо, чтобы по случаю кризиса всем утешение сотворить. Если учесть еще, что в этом году Торжество Православия совпадет с торжеством 8 марта — так помянутый диссонанс усиливается донельзя. Такая вот непременная принадлежности «диалога Церкви и общества» выходит. Предстоятель, однако, напомнил недавно, что в качестве первого условия диалога «должен быть обязательно соблюден основополагающий принцип иерархии ценностей, когда на первом месте безусловное и непререкаемое „Богу — Богово“». Забвение этого первого автоматически приводит к тому, что первым становится бывшее второе, и «Богово» начинает приноситься в жертву то кесарю, то «Ньютону», то вообще незнамо чему, хоть вот и «всемирному празднику».
Соответственно, не получается тогда и диалога. Яркий пример — все тот же вопрос о преподавании в школе православной культуры. Патриарх, выступая на открытии Рождественских чтений, отметил, что сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика, востребованная учащимися и их родителями, по словам Предстоятеля, не вызывает никаких конфликтов, кроме «дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит». То есть, диалог не получается не с обществом (которое же в России и за пределами МКАД наблюдается), а лишь с некоторыми «элитами», для которых само слово «Богово» слышать непереносимо. Это при том, что Церковь говорит о добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников. Ну, что проще, напишите свой собственный учебник этой самой светской этики и преподавайте по нему желающим. Нет, либеральная элита и на это не согласна — «нет этики, кроме толерантности..». Толерантность же понимается как терпимость ко греху и нетерпимость к святости. Вот уроки такой толерантности — пожалуйста. Все остальное — даже не предмет для диалога.
В этих обстоятельствах призыв Церкви в условиях сегодняшних глобальных вызовах человечеству «прививать молодежи страх Божий», напоминания Патриарха, что «страх Божий — это не эмоциональное понятие, не то, что возникает, когда человека инспектор останавливает, не „выброс адреналина“ — это в первую очередь осознание невозможности совершать злые дела по убеждению, воспитанию» — конечно, все это воспринимается вышеописанной «элитой» как вызов лично ей. И с соответствующей реакцией. Между тем, положение не таково, чтоб так сильно заботиться лишь о первенстве в мнимом диалоге. Не до мнимостей, право же. Вот, на днях директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков сообщил, что Россия за последние годы стала абсолютным мировым лидером по сбыту и потреблению героина. Вот это — первенство, да. Не такое, конечно, чтоб торжествовать, но зато в ряду других «рекордов» — по абортам, по безнравственности и бесстыдству телепродукции и пр. Кажется, уже можно было бы подумать о последствиях, а не о толерантности к этому.
Последствия же очень простые. Недавно один из лидеров «старой Европы», объясняя, как надо строить систему безопасности в Европе, сообщил коллегам по европейской политике, что «Россия не представляет основной военной угрозы для НАТО и ЕС», но не благодаря своему миролюбию, а из-за «многочисленных внутренних конфликтов и демографических проблем». Коротко и ясно — мол, они все равно скоро вымрут, так что непрактично их бояться.
Вот если и такие новости не вызывают выброса адреналина, то, конечно, программа воспитания толерантности достигла больших успехов — в превращении общества в атомизированное скопище безразличных друг другу индивидов. После этого удивление, а то и шок будут вызывать уже заголовки новостей, вроде этой: «Население России стало медленнее вымирать» (ну, просто о том, что в 2008 году «естественная убыль населения» составила 363,5 тысячи человек, что на 22,7 процента меньше, чем в 2007 году, и не миллион, как лет 10 — 15 назад).
Кстати, о помянутом выше героиновом рекорде. В цитированном сообщении ФСКН еще отмечалось, что весь героин имеет исключительно афганское происхождение. Оказывается, ежегодно из Афганистана в Россию контрабандой ввозится не менее 12 т чистого героина, что составляет 3 млрд. разовых доз. При этом, с 2001 г. по 2008 г., после введения в Афганистан военных контингентов США и НАТО, производство опиатов возросло в 44 раза. «Ни в коем случае не вменяя США и НАТО целенаправленные действия по наркотизации России, тем не менее по фактическим потокам, захлестывающим нашу страну, мы обязаны сделать вывод как минимум о бездействии тех, кто принял на себя ответственность за происходящее в Афганистане», — сказал руководитель ФСКН. «Ни в коем случае не вменяя целенаправленные действия по наркотизации» — почему, собственно, ни в коем случае? Это как раз тот случай, когда целенаправленных действий априори нельзя исключать (раз сами говорят, что теперь от нас угрозы никакой). Хотя, может быть, и толерантно сказано, но как-то непрактично и негуманно получается по отношению к своим согражданам.
В остальном же, конечно, по части новой толерантности нам еще учиться и учиться. У «цивилизованных стран», разумеется. Там ведь как? Там строго. Папа Бенедикт XVI недавно проповедь произнес, сравнил грех с «проказой, разрушающей не только тело, но и душу человека». По Риму в тот же день прошла «антиклерикальная манифестация No-Vat („Нет Ватикану“) — против вмешательства Католической Церкви во внутренние дела Италии». Ну, да сравнить грех с проказой — это страшная нетолерантность и вопиющее вмешательство в дела антиклерикалов, конечно.
Клерикалам там вообще несладко, приходится к очень уж многому толерантность в себе воспитывать. Так сказать, по капле выдавливать из себя клерикала. В Англиканской церкви, например, достигли кульминации споры о возведении женщин в сан епископа. Синод англиканский дело решил: «С целью избежать раскола англиканских общин на консервативные и модернистские в зависимости от их отношения к вопросу о рукоположении женщин в епископы, в проекте, представленном на заседании генерального Синода Англиканской церкви, предусмотрено образование специального института „странствующих епископов-мужчин“, которые будут окормлять ту часть паствы, которая не пожелает признать власть в своих епархиях епископов-женщин». Ничего, что одна часть паствы не признает поставленного епископа — поставим ей другого. Ведь это же с целью избежать раскола — стало быть, не раскол. Просто, как все гениальное.
После этого заголовок вроде следующего — «Итальянец хочет сменить пол и стать монахиней» — уже вообще никакого диссонанса не вызывает. У людей продвинутых по части новой толерантности, даже, может быть, сочувствие. Еще бы — «Я говорил о своем желании со священником моего прихода, но я натолкнулся на стену непонимания. С епископом разговор получился еще хуже», — жалуется несчастный. Нам же, не продвинутым, остается только посочувствовать помянутым католическим священнослужителям, так и не сумевшим воспитать в себе совершенную буддистскую безмятежность. Нас-то тут всего лишь с годом Желтоватой Земляной Коровы и с Масленицей поздравляют, во дни печальные, а у них вон как строго.
От редакции