Русская линия
Православие и современность25.02.2009 

Вопрос священнику
Новые ответы

Православие проповедует, что смысл нашей жизни в том, чтобы удержать себя в определенных рамках духовного, нравственного мышления и поведения, что поможет нам войти в Царство Божие и перебывать там вечность, а в противном случае я проведу ту же вечность в аду. Так ответьте же мне, а кто у меня вообще спрашивал, хочу ли я проходить весь этот тест под название жизнь? Не попирается ли таким образом высшая ценность — свобода выбора?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Вы совершенно правы, личная свобода человека является абсолютной ценностью. Это видно, например, из истории грехопадения. Насаждая в Эдеме древо добра и зла, допуская в рай змия-искусителя, Бог создает условия для реализации свободы. Более того, Бог соглашается с выбором Адама, давая ему возможность жить по своей воле, исходя из своих собственных представлений о жизни.

Православное учение не отрицает ценности личной свободы человека. Более того, по учению святых отцов, например, Макария Египетского и Григория Нисского, свобода является наиболее существенной чертой образа Божия в человеке. В Библии можно встретить немало суждений, доказывающих необходимость бережно относиться к драгоценному дару свободы. Так апостол Павел пишет: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17); «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1); «К свободе призваны вы, братия» (Галл. 5, 13); «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23).

Разумеется, Господь не покушается и на Вашу личную свободу. Православная Церковь считает своим долгом объяснить каждому, кто хочет услышать, в чем состоит путь духовного усовершенствования, который ведет в Вечность, наполненную смыслом и радостью, к которой предназначен человек. Однако, у Вас есть полное право не идти по этому пути, жить исходя из своих собственных убеждений. При этом только нужно помнить, что всякий, сказавший «А», неизбежно должен сказать и «Б», то есть, отказываясь от Христа здесь, на земле, нужно быть готовым к тому, что и в Вечности Вы окажетесь вне Его Царства. Собственно говоря, это и есть ад. Эту нехитрую мысль очень просто и убедительно излагает Библия: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9).

В ответе на вопрос человека, живущего 8 лет в браке и постоянно ссорящегося с женой, Вы советуете ему вспомнить, с чего это началось, и постараться всё исправить. А у нас с женой всё началось с ее воцерковления. У жены появилось раздражение и даже озлобленность к людям невоцерковлённым. Общается «директорским» тоном. У нас в семье только два мнения — её и ошибочное. Хотя в храм ходим часто, регулярно причащаемся, читаем. Что делать?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Воцерковление — длительный процесс, который нередко продолжается до конца жизни человека. Но иногда возникает иллюзия, что полное воцерковление произошло сразу же после искреннего обращения к Богу. Такое заблуждение имеет простое объяснение: обретая веру, ощущая впервые в жизни реальное действие Божественной благодати, человек получает такой приток радости, что думает, будто ничего больше не нужно, что он получил все, что можно получить, и на этом успокаивается. Однако останавливаться на этом нельзя. Сам Господь сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Необходимо постоянное духовное усовершенствование, неторопливое последовательное упражнение в молитве и добродетели, то, что преподобный Серафим Саровский называл «стяжанием благодати Святого Духа». Иной человек удовлетворяется тем, что получил от Господа, забывая, что он сам для другого должен стать источником такой же любви, такой же радости, милосердия и долготерпения.

Фиктивность поспешного воцерковления легко определяется при помощи Священного Писания. Например, говоря об обретении истинной веры, а это и есть истинное воцерковление, Господь Иисус Христос объясняет: «Кто верует в Меня, у того. из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Если же «воцерковленный» человек становится источником «воды мертвой», то это не воцерковление, а иллюзия, самообман и, увы, самое настоящее фарисейство.

Очень ясно о том, каким должен быть воцерковленный человек, пишет апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 23). Очевидно, что если вместо радости в сердце живет только раздражение, вместо любви — осуждение, вместо долготерпения — нетерпимость к любому мнению, кроме своего, вместо кротости — стремление всех построить по своему ранжиру, — от истинного воцерковления такой человек далек. Следует помнить, что женщины отличаются от мужчин не только по физической, но и по духовной природе. Апостол Петр, например, называл женщин «немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7), а апостол Павел оставил для женщин особые назидания: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, 11−12).

Печально, что преждевременно и превратно понятое воцерковление стало источником семейных конфликтов. Однако отчаиваться не следует. Не забывайте русскую пословицу: терпение и труд все перетрут. В данном случае подразумевается труд духовный. От мужчин в браке требуется гораздо больше, чем от женщины. Это видно из наставлений того же апостола Павла. В послании к Ефесеням он пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу..Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22,25). Понятно, что любить куда труднее, чем повиноваться.

Воспринимайте все происходящее в Вашей семье как испытание, необходимое для укрепления Вашей собственной веры, для углубления Вашего собственного воцерковления. Всегда помните слова Священного Писания: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Подскажите. пожалуйста, что означает латинская фраза «Madonna Immacolata»? Дело в том, что я только что приехала из Италии и привезла с собой свечи из храма святителя Николая на острове Лидо (где есть часть его мощей). На свечах написана эта фраза. Насколько я поняла, фраза означает непорочное зачатие. Но имеется ли здесь в виду зачатие Иисуса Христа или зачатие Богородицы ее родителями, которое, согласно католическому догмату, было также непорочным? Очевидно, что я не разделяю этого догмата, поскольку я православная, тогда мне придется раздать свечи знакомым-католикам. Не могли бы Вы прояснить, права ли я в моем понимании этой фразы?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Указанное Вами латинское обращение к Божией Матери совпадает с ее наименованием в Православной Церкви Непорочной или Пречистой. При этом имеется в виду непорочность или Приснодевство Богородицы до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества. К вымышленному римо-католиками догмату о непорочном зачатии Самой Девы Марии эти эпитеты никакого отношения не имеют.

Свечи, купленные в католическом храме, действительно лучше отдать друзьям-католикам. В вопросах веры лучше не путать «кислое с пресным», и даже в мелочах следует придерживаться строго православной традиции.

Последний раз на исповеди я была два года назад, перед родами. Потом никак не могла дойти. Когда сыну было около года, я забеременела второй раз. Муж и все родственники категорически настаивали на аборте. Я согласилась. В этом моя вина и весь грех на мне. Я понимаю всю тяжесть совершенного. Меня это терзает. Я очень хочу сходить на исповедь, но боюсь. Потому что аборт — это смертный грех, и мне нет прощения. Так зачем же тогда идти на исповедь, если этот грех никто не может отпустить? Если он так и будет со мной? Или я не права и что-то не так понимаю?

Отвечает иерей Вячеслав Кузнецов, клирик храма во имя святого
благоверного великого князя Александра Невского г. Ртищево

Очень хорошо, что Вы осознаете, что сделали! И, конечно же, в вашем случае вина легла не только на Вас, но и в не меньшей степени на тех, кто уговорил Вас на этот грех. Вы не правы, говоря что, Бог не прощает такие грехи. Нужно помнить о том, что Бог никого не наказывает. Мы фактически сами себя наказываем, когда отходим от Его любви и пытаемся решить всё сами, по своему произволению. Вот и получаем последствия — страдания от собственных ошибок, которые и кажутся нам наказанием Божиим. Бог же в это самое время ждет только одного: когда мы предоставим ему возможность помиловать нас через наше покаяние в Таинство исповеди.

Если Вы осознали грех, и совесть Вас мучает, идите и покайтесь! Нет грехов непрощаемых, кроме грехов нераскаянных. «Грех исповеданный становится меньше, а неисповеданный — больше», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Вы уже встали на путь покаяния, если осознаете, что согрешили, исповедь является очень действенным средством для того, чтобы явить свою решимость оставить навсегда грех, изменить, исправить свою жизнь. Ведь исповедь нужна не Богу (Он и так всё знает), и не священнику, она нужна, прежде всего, Вам. Богу нужно ваше искреннее, сокрушённое сердце, ибо, как сказано в Священном Писании: сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергает (см.: Пс. 50, 19).

Подскажите, как правильно ответить атеисту на выпады такого характера как, например, где был ваш Бог, когда происходили какие-то катастрофы (гибель «Курска» и т. д.) или какие-либо бедствия (то есть когда речь идет не о наличии зла в мире вообще, а когда собеседник касается конкретных фактов)?

Отвечает иерей Вячеслав Кузнецов, клирик храма во имя святого
благоверного великого князя Александра Невского г. Ртищево

Если собеседник касается конкретных фактов трагедий, при этом пытаясь указать этими фактами верующему человеку на отсутствие Божественного Промысла, отвечать на них даже легче, чем на абстрактные рассуждения о наличии зла в мире.

Например, если говорить конкретно о гибели «Курска», можно поставить перед оппонентом-атеистом ряд вопросов. Разве Бог пустил в плавание «Курск» и послал моряков служить на этой подводной лодке? А где же достижения науки и техники, систем безопасности, аварийных служб и т. д. И разве Господь принимает решения о готовности или неготовности техники к работе, нажимает кнопки, тумблеры, спусковые механизмы? А обыкновенное и часто трагическое человеческое разгильдяйство разве тоже Бог санкционирует?

Атеист спросит: а чем же ваш Бог тогда занимается в таком случае? А Бог делал то, что и нужно только в таких ситуациях: Он принимал в руки Свои души погибших за служение своей Родине моряков! Он упокаивал их, как мучеников, погибших при выполнении своего долга. То есть Господь делает то, что кроме Него никто сделать не может.

Все действия (или «бездействия», то есть попущения) Божии в этом мире христиане рассматривают только с позиции Божественной любви к человеку и веры в вечную жизнь. Катастрофы, гибель детей, женщин, войны, болезни — даже все это, как не парадоксально прозвучит, есть проявления Божественной любви. Все мы призваны перейти в вечную жизнь, и переходит туда человек в наилучшем для него состоянии. Так мыслит верующий человек. Ну, а если считать, что жизнь — это только здесь и сейчас, а после физической смерти — только лопух на могиле вырастет, то и говорить о Промысле Божием и Его любви не имеет смысла.

На днях на одном из православных сайтов прочел, что жить надо по воле Божией и как Он заповедал, а не так, как тебе хочется или как кто-то советует, тогда все будет хорошо. Второй год я соблюдаю, по мере сил, все посты, не только по средам и пятницам, делаю и дела, к которым призывал Господь и стараюсь жить, как Он заповедал. Но вот сказать, что я купаюсь в радости, не могу. Особенно меня тревожит то, что я никак не могу создать семью, а мне уже за 30. Родители за меня переживают, им не нравится, что я практически постоянно на посту. С друзьями много непонимания, пропали общие интересы, соответственно, пропало и общение. Разве нашему Богу угодно, чтобы мы своим образом жизни беспокоили родных и близких, чтобы жизнь проводили в одиночестве, чтобы здоровый, молодой, вполне успешный человек уставал от жизни и не особо хотел ее продолжать, часто пребывая в тоске и унынии? Скажите, нужно Богу, чтобы вера в Него доводила людей до таких состояний? Может и правда лучше жить, как хочется и по своей воле большую часть жизни, удовлетворяя все свои желания, поступая так, как ты считаешь нужным. Я не говорю, что быть последней сволочью, нет, но жить, ставя и достигая цели большинства людей, относящиеся к достижению красивой жизни со всеми сопутствующими ей приложениями.

Отвечает иерей Вячеслав Кузнецов, клирик храма во имя святого
благоверного великого князя Александра Невского г. Ртищево

Такой подход к духовной жизни, о котором Вы пишете, неверен. Вероятно, Вы считаете (как и многие из стремящихся начать христианскую жизнь), что смысл христианства — в формальном исполнении набора правил (соблюдение постов, регулярное посещение храма, участие в церковных обрядах и т. д.). Но всё это — лишь средства оторваться от суеты, для того, чтобы настроиться на духовное общение с Богом. Нужно помнить о том, что центр и смысл христианства — в Самом Христе, в признании Его как живой Реальности, как Существа, Которое любит, слышит и готово помочь каждому.

Пост, вера, молитвы нужны не Богу, а нам, но не для того, чтобы не «выпадать из жизни и доводить себя до уныния», а для того, чтобы обрести новую жизнь, осмысленную, наполненную иным содержанием. Нужно ещё заметить, что искать нужно не благодатных, радостных состояний от посещения храма, а искать нужно разумных ответов на духовные вопросы, и ответы эти получают, прежде всего, в чтении Священного Писании и отцов Церкви, то есть тех людей, которые опытом своей жизни прошли по пути, который предлагает Православие.

Всё то, что, как вы думаете, не признаётся верующими, — карьера, семья, радость — вовсе не отвергается христианством. Можно честно и хорошо трудиться, подниматься по служебной лестнице; можно искать знакомства с добродетельной, порядочной девушкой в целях создания семьи; можно путешествовать, слушать музыку, заниматься спортом — это всё не грех. Но, забыв о Боге, можно любое дело и естественное желание извратить до неузнаваемости. А тот, кто полюбил Бога и решился следовать христианским ценностям, вряд ли уже сможет получать удовольствие от мнимо «красивой» жизни, потому что знает на опыте, что следование страстям приводит только к страданиям.

Ещё хочется заметить, что у Вас, вероятно, практически нет общения среди единомышленников-христиан. Мир Православия огромен. Вы пишете про Интернет, наверное, посещаете различные сайты? А читали ли Вы книги о духовной жизни святителя Игнатии Брянчанинова? Весьма рекомендую. Христианство ничего не отнимает у человека, оно дает человеку опору и правильные ориентиры в жизни.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6176&Itemid=80


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика