Русский дом | Александр Лукин | 24.02.2009 |
Пришла она, как водится «со весельем да с радостью, и со всякою сладостью, с пирогами, чадьями да с блинами горячими, скоморохами-гудошниками, с дударем да с волынками, со пивами ячменными, со медами свячёнными, поиграть, позабавиться с молодыми, со молодками, покататься да потешиться с бубенцами валдайскими…» Ну, а уйдёт она не так…
23 февраля — 1 марта — седмица сырная (масленица)
Всем известна разухабистая песня Ерёмки из оперы русского композитора XIX века Александра Николаевича Серова «Вражья сила»: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку», — и дальше следуют вопросы к масленице: «Ты с чем пришла? ты зачем пришла? и ты с чем уйдёшь?»
«Велики мои проводы, поведут вон из города на санях на соломенных да с упряжкой мочальною… с бородою кудельною, с головою похмельною, с кафтанами пропитыми да с носами разбитыми…»
Ничего не попишешь, такое отношение к масленице в нашем народе: гуляй напропалую, ешь, пей, веселись. Завтра наступает Великий пост — ничего этого уже не будет!
Такое же отношение к времени, предшествующему Великому посту, у большинства христианских народов мира. У католиков, к примеру, масленица называется ещё более выразительно — карнавал. Слово это буквально происходит от латинского отчаянного вопля: «Мясо, прощай!» — «Сагпе, уаlе!» И вот, горюя о предстоящем великопостном воздержании, европейцы бешено предавались веселью, обжорству и пьянству.
Из Европы карнавал перекочевал в Америку, где родилось такое известнейшее явление, как бразильский карнавал в Рио. Правда, в нынешней безбожной Европе, да, наверное, и в Южной Америке, карнавалят уже не в преддверии Великого поста, а так — по традиции. В Бразилии скачут и пляшут полуголые, а то и почти голые. В Венеции наряжаются в красивые пышные одежды, надевают причудливые маски, порой страшноватые. Но едва ли по ту и другую сторону Атлантики после карнавалов прекращают вкушать скоромную пищу.
Да и у нас большая часть русского населения не постится. Хотя в последнее время иногда приходится слышать, как продавцы жалуются: «С этими постами, будь они неладны, продажи мяса падают!»
Но обычай бурно проводить масленицу, чисто языческий, соблюдают все. Это, пожалуй, единственный праздник, который несёт в себе столь яркие языческие черты: проводы зимы, сожжение её соломенного чучела, пляски, гулянья…
Для православного человека масленица — приуготовление к Великому посту. Для истинно верующего и соблюдающего православные обычаи человека это не дни отчаянного набивания брюха, а радостная пора подготовки к встрече святой Четыредесятницы.
«Радость моя, наступает пора покаянная…», — поёт в одной из своих дивных песен иеромонах Роман (Матюшин). Кстати, само название «масленица» не такое уж и древнее. В письменных источниках оно появляется с XVI века, во времена Ивана Грозного. Ранее неделю перед Великим постом назыали, как и сейчас в церковной среде, сырной седмицей.
Обычай соблюдать сырную седмицу появился в VII веке при византийском императоре Ираклии. Воюя против персидского царя Хозроя, Ираклий дал обет Господу, что, если Бог пошлёт ему победу, он перестанет есть мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Победа была одержана и обет соблюдён. А затем он вошёл в обычай. Церковь одобрила этот постепеный переход к великопостному воздержанию. Семь дней перед святой Четыредесятницей можно есть всё, кроме мяса.
Каждый день масленицы, как известно, имеет своё наименование и значение. Это хороший обычай, но соблюдать его надо тоже по-христиански.
Понедельник называется «встреча». Можно уже начинать печь блины. В древности их пекли как символ весеннего солнца. Ничего дурного в этом символе нет. Блин и впрямь похож на солнышко, а когда он горячий — на летнее солнышко. В старые времена блины, испечённые в первый день масленицы, относили нищим, заключённым, лежащим в больницах. Прекрасный обычай. Неплохо бы его и сейчас соблюдать!
Вторник называется «заигрыши>>. Молодёжь с утра каталась с гор, веселилась. Праздник набирал обороты. Приглашали вечером на блины в гости родных, знакомых, близких по роду или по духу.
Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство.
Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься.
Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост!
Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорят
друг другу:
—Прости меня, Христа ради.
—Бог простит, и я прощаю.
Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным.
В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит:
—Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать.
Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу!
Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.
В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю.
Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага.
Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников.
Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса».
Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает"(14, 3).
Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».
О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своём об уединённой жизни Александрийский Патриарх Феофил, живший ещё в IV веке по Рождестве Христовом. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, представляет в пример пощения ветхозаветных постников: Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. А святой Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал: «Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения».
В Прощёное воскресенье в церквях вспоминается изгнание прародителей наших Адама и Евы из райских кущей. Синаксарь в Неделю сырную начинается словами: «Мир с родоначальники горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими».
На литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.
И просьба к ближним: «Простите меня, грешного!» — лучшее начало для духовного очищения перед Великим постом!