Русская линия
Православие и современность24.02.2009 

От Масленицы — к Великому посту

Наступила масленичная (мясопустная) неделя (23 февраля — 1 марта), а затем наступит время Великого поста (2 марта — 18 апреля). Подготовка к нему обычно вызывает много вопросов.

Есть ли какие-то установления, регламентирующие работу, труд в дни поста, и если есть, то с чем они связаны? Можно ли выполнять домашние дела и т. п. Вопрос касается как длительных, так и однодневных постов.

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

—Правила христианского благочестия предполагают благоговейное отношение к чтимым праздникам, которое выражается в том числе и в отказе от повседневной работы. Само слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», то есть свободный от какой-либо заботы. Однако такое благоговение не должно быть чрезмерным и не должно распространяться на дела, без которых невозможно обойтись. Господь Иисус Христос не раз указывал иудеям, у которых почитание субботы предполагало отказ даже от таких невинных занятий, как срывание колосьев или перемещение пешком на значительное расстояние, что такое отношение к празднику не угодно Богу.

Православный человек, почитая праздник, должен отказаться только от тех дел, которые он может сделать в другой день, но не от тех, которые необходимо сделать сегодня. К таким домашним делам, исполнение которых в праздники не является грехом, относятся, например, приготовление пищи, уход за больными, кормление домашних животных, исправление аварийных ситуаций. А вот стирку белья, ремонт, уборку жилища, наказание детей следует перенести на другой день. При этом время, освобожденное от работы, не должно тратиться на неполезные для души занятия: пьянство, карточные игры, пересуды и просмотр телевизионных сериалов, а, напротив, использоваться для молитвы, духовного общения, чтения книг.

Дни поста, за исключением тех, которые являются праздничными (Воздвижение, Вербное воскресенье, иногда Благовещение, Усекновение главы Иоанна Предтечи и т. д.), напротив, должны быть наполнены трудом, который при этом приобретает особую аскетическую ценность.

Можно ли в Великий пост вкушать соевые продукты?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

Поскольку соя является бобовым растением, то, разумеется, нет никаких оснований отказываться от вкушения в постные дни тех продуктов, где она присутствует в своем естественном виде. Однако вкусовые особенности сои позволяют использовать ее для имитации продуктов животного происхождения, начиная соевым майонезом и «молоком» и заканчивая соевыми котлетами и «колбасами». Как известно, смысл поста состоит не в формальном исключении из рациона продуктов животного происхождения, а в отказе от чувственных удовольствий. Поэтому есть в пост гуляш из сои — значит не понимать смысла поста или, что еще хуже, пытаться, подобно древним фарисеям, обмануть себя и Бога.

Всегда считал, что Масленица — это когда едят блины и веселятся. А что такое Масленица с точки зрения Православия?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Масленая неделя, Масленица — просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В ее продолжение не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели — примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу — в этом христианская составляющая Масленицы. Масленица — это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть.

«Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту», — отмечает зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Почему мы, когда держим пост, то не едим, например, мясо, яйца, молоко и т. д. Это Господь повелел воздерживаться именно от этих продуктов, или святые отцы установили?

Отвечает протодиакон Михаил Беликов, клирик кафедрального Духосошественского собора:

— Пост — время духовного очищения и освящения, время воздержания от страстей и грехов и упражнения в добродетелях, изменения себя к лучшему, время духовного усовершенствования. Одним из важных средств для достижения этих целей с древнейших времен является воздержание в пище. Пост был установлен еще в Эдеме: Господь запрещает первым людям вкушение определенных плодов. В Ветхом Завете есть много указаний на пост: постился Моисей на Синае 40 дней, постился Илия, пророки, Давид, мать пророка Самуила. Постились израильтяне в дни народных бедствий. Посты христианские установлены прежде всего в подражание Иисусу Христу, постившемуся 40 дней, и святым апостолам (Деян. 10, 9, 30; Рим. 13, 14; 1 Кор. 9, 27; 2 Кор. 6, 4−5; Кол. 3, 5).

Относительно запрещения вкушения мяса в пост прямых указаний в Священном Писании нет, но то, что и в Ветхом Завете в посты воздерживались от мяса, видно из косвенных указаний: Моисей, например, во время своего поста хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34, 28), не говоря уже о мясе. У древних земледельческих народов мясо вкушалось редко, в основном в праздничные дни, поэтому, естественно, вкушение мяса не могло быть допустимо во время поста. Первые христиане восприняли иудейские постные обычаи. Приблизительно до IV—V вв.еков главным критерием поста был не столько род пищи, сколько кратность и время вкушения. В посты пищу вкушали один раз в день в вечернее время, а в некоторые дни не вкушали совсем и даже не пили воду.

Повеление о невкушении в посты мяса, яиц и молока основывается на древнем предании Церкви и оформляется как закон в правилах святых апостолов, святых отцов и в постановлениях Вселенских и Поместных соборов.

Посредством поста мы стремимся достигнуть состояния блаженства и совершенства, в котором пребывали наши праотцы в Эдеме, а творец первоначально благословил в Эдеме Адаму и Еве употреблять в пищу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). Мясная пища неуместна в пост, поскольку является тяжелой, приводит к разгорячению крови и к пресыщению, что способствует возбуждению греховных страстей.

В пост мы оплакиваем и пытаемся преодолеть свои согрешения и осознаем, что именно грехи человеческие привели Господа на Голгофу, где он, как Агнец Божий, воспринял заклание на Кресте, а потому, в символическом смысле, мы отказываемся от вкушения в пищу «закалаемых», то есть животных, претерпевших насильственную смерть, а также не вкушаем и производное от «закалаемых» — яйца и молоко.

Прочитали, что на Афоне благословляют употреблять в пищу во время Великого поста морепродукты (кальмаров, креветки и т. п.), так как они не мясо и не рыба. Действительно ли их можно употреблять в пищу во время поста?

Отвечает иеромонах Варфоломей (Денисов), клирик Архиерейского подворья-храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:

— Верно, в большинстве афонских монастырей в субботние и воскресные дни разрешается употреблять в пищу во время Великого поста перечисленные Вами морепродукты. Подобная традиция существует и в некоторых наших, русских монастырях. Думаю, что тем более это дозволение может распространяться и на мирян. Однако стоит всегда помнить, что первая и Страстная седмицы Великого поста, а также понедельники, среды и пятницы являются днями сугубого воздержания, в которые не дозволяется вкушать не только морепродукты, но даже и растительное масло.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6172&Itemid=80


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru