Православие.Ru | Юрий Данилец | 23.02.2009 |
В начале ХХ века в США православное движение среди эмигрантов из Закарпатья привело к конфликту между униатскими священниками и римско-католическими епископами. В то же время в Венгерской Руси напряженные отношения сложились между крестьянами и униатским духовенством. Можно выделить три главных центра православного движения в Северо-Восточной Венгрии в начале ХХ века: село Иза возле Хуста, село Великие Лучки возле Мукачева и село Бехерево в Восточной Словакии. Переход крестьян в Православие в этих селах имел свои особенности.
Рассмотрим, как развивалось православное движение в селе Иза, так как здесь религиозный характер этого движения был особенно ярко выражен.
Непосредственным поводом к выходу из униатства жителей Изы стало их неудовольствие местным священником, который существенно сократил число богослужений. Показательно, что переход в Православие крестьян Великих Лучек был в большей мере спровоцирован причинами социально-экономического характера: крестьяне попытались приобрести земельную собственность у графа Шенборна, но не преуспели в этом, что и вызвало возмущение значительной части населения, которое затем переросло в движение за возвращение в Православную Церковь[1].
В селах Иза, Великие Лучки, Ракошино дьяк Андрей Иванчо призывал крестьян «покончить с унией», навсегда порвать с прошлым и начать новую жизнь вместе с российскими братьями, так как после смерти Франца-Иосифа Венгерская Русь, Галичина и Буковина будут присоединены к России[2]. В 1882 году, по свидетельству доносов начальника Великоберезнянского округа, выходец из Галичины Константин Дверницкий собрал крестьян Турья-Реметы возле церкви и заявил, что «осенью этого года придут русские полки и освободят русинов из кабалы»[3].
В 1901 году состоялся судебный процесс по делу перехода крестьян села Бехерева на Пряшевщине (Словакия) в Православие. Их обвинили в государственной измене Венгерскому государству и «сдвиге основ Греко-Католической Церкви»[4].
Сразу же после смерти Ивана Раковского в Изу был назначен молодой, энергичный греко-католический священник Юрий Жаткович. Его деятельность на священническом поприще была весьма значительной. Священник был чрезвычайно активным проповедником, произносил проповеди не только по воскресеньям и праздникам, но даже после вечерни. Вот почему он имел среди прихожан большой авторитет, достойный священнослужителя. Но деятельность Юрия Жатковича в Изе не могла быть длительной, поскольку он был еще молодым и не именитым священником и потому, по мнению униатского священноначалия, не очень подходил для такого большого и богатого прихода. Юрий Жаткович был перемещен в село Стройное, а в Изу был назначен священник из села Ганичи Стефан Полянский. Вновь назначенный священник резко отличался от своих предшественников, проповеди говорил очень редко — не более пяти-шести раз в год. Он закрыл русскую церковно-приходскую школу, вместо которой открыл венгерскую школу. Он даже пытался проводить литургию на венгерском языке. Среди крестьян он не пользовался авторитетом и уважением. По мнению иеромонаха Сергия (Цьоки), слабая пастырская деятельность Стефана Полянского во многом способствовала росту православного движения в Изе[5].
Важную роль в организации православного движения в селе Иза сыграл учитель Андрей Владимир. Группа жителей Изы, возглавляемая им, читая русские книги из библиотеки покойного священника Ивана Раковского, пришла к убеждению, что настоящей «русской верой» является Православие, а не уния. Их проповедь имела такой успех, что почти вся Иза, за исключением 64 дворов из 500, перешла в Православие[6]. Среди лидеров православного движения в Изе в 1901 году были Иван Вакаров, Иоаким Вакаров, Максим Плиска, Василий Лазар, Николай Сабов, Василий Кеминь, Василий Прокоп, Андрей Изай, Степан Вучкан[7].
В 1902 году изяне отправили представителей к православному епископу Лукиану (Богдановичу) в Будапешт с просьбой принять их в состав епархии. Однако епископ посоветовал обратиться за помощью к сербскому митрополиту Георгию (Бранковичу). В начале 1903 года члены православной общины написали письмо в Сремские Карловцы, прося принять Изу в юрисдикцию Сербской Православной Церкви (далее СПЦ)[8].
О намерениях крестьян перейти в Православие узнал Мукачевский униатский епископ Юлий (Фирцак). Он сразу же распорядился отправить в Изу своего представителя, чтобы тот все выяснил на месте. Он прибыл в село 24 мая 1903 года в сопровождении Хустского окружного начальника Енива Томы. Он проповедовал в церкви и призывал верующих, чтобы они свои жалобы выразили ему на фаре (дом священника при храме). От имени всех православных Изы перед викарием выступил Максим Плиска, который рассказал об истории христианства в Венгерской Руси, о борьбе Православия с унией и сообщил, что около 200 человек возвращаются в Православие и просят из Сремских Карловцев православного священника.
В апреле 1903 года из Ужгорода в Изу приехали три униатских миссионера: Андрей Азарий, Петр Гебей, Стефан Яцкович. Они трижды в день проповедовали, разговаривали с верующими на улицах, возле церкви, раздавали книги, но не достигли успеха[9].
Епископ Юлий (Фирцак) 25 мая 1903 года сообщил о сложившейся ситуации в Будапешт в Министерство культов и народного образования. В письме он просил материальной и административной помощи, в частности, чтобы министерство обратилось к Карловацкому митрополиту с просьбой не высылать в Изу православного священника. Глава Министерства культов и народного образования 3 июня 1903 года заверил епископа, что при его посредничестве глава правительства дал распоряжение всячески способствовать униатским священникам во время проведения миссии в Изе и в деле сербского митрополита[10]. На праздник Сошествия Святого Духа в Изу опять прибыло пятеро униатских священников, чтобы вести миссионерскую работу. Но православное движение жителей Изы им остановить не удалось.
Венгерское Министерство культов и народного образования в письме от 12 июня 1903 года просило Карловацкого митрополита, чтобы он отказал в просьбе изским крестьянам и не посылал им православного священника[11].
Надо согласиться с церковным историком отцом С. Папом, что Мукачевский епископ сделал большую ошибку, не отозвав сразу из Изы священника Стефана Полянского, которого верующие возненавидели, и не послав туда более ответственного священника[12]. Такого же мнения придерживался и П. Хомин на страницах львовской газеты «Нива». Он допускал, что если бы униатское духовенство повернулось к народу, то это могло бы спасти ситуацию. Однако оно было гордым и спесивым и пыталось мадьяризовать народ, во что вовлекало вдобавок ко всему и жандармерию[13].
В свою очередь епископ 1 декабря 1903 года перевел в Изу священника Андрея Азария, который, желая прекратить православное движение и показать лояльность к власти, начал предпринимать решительные шаги относительно православных. Правительственная газета «Karpati Lopok» в последние дни мая 1903 года писала: «Греко-католические жители села Иза, за небольшими исключениями, все хотят перейти в Православие, и бесполезны всякие попытки отвернуть их от своего намерения. Схизматическое движение распространяется и в соседних селах. Жители соседних сел ночью приезжают на телегах в Изу, чтоб от тех изян, которые были делегатами в Карловцах, узнавать о деле перехода»[14].
На ход православного движения в Изе также проливают свет письма жителей села, которые остались верными унии. 6 июля 1903 года крестьянин Петр Вакаров выражал благодарность греко-католическому епископу за назначение нового священника (Андрея Азария) и высланные книги религиозного содержания[15]. Другой крестьянин, Василий Пристая, 21 июля 1903 года сообщал епископу, что во время проповеди в праздник Сошествия Святого Духа большая часть крестьян оставила храм, а сельский житель Андрей Пристая открыто выступил против униатского священника[16]. В письме от 16 августа 1903 года упоминавшийся выше Петр Вакаров утверждал, что в Изе в униатской церкви осталось 1600 крестьян, а в Православие перешло 370 человек[17]. Следовательно, епископ полностью владел информацией относительно православного движения в Изе, что давало ему возможность эффективно выступать против этого явления.
По сообщению Хустского окружного начальника Енива Томы от 25 января 1904 года, православные изяне, получив письменный ответ от сербского митрополита, начали работу по подготовке храма и жилья для священника. Он также утверждал, что, по информации депутата парламента Ласло Негре, сербский епископ в Будапеште выражал надежду, что изяне не выполнят всех условий для содержания священника, и он сможет им отказать в его назначении[18]. Заметим, что требования, которые поставил перед православными жителями Изы епископ, были минимальными: крестьяне должны были платить священнику самую низкую в СПЦ плату, которая принадлежала к 6-й категории и существовала только в тех селах, где проживало 800 жителей[19].
Окружной начальник Енив Тома убеждал губернатора Мараморошского комитата, что православное движение нужно рассматривать не с религиозной точки зрения, а с национальной, и это затрагивает интересы государства: «Рутенские греко-католики жили под руководством безукоризненных патриотических священников, и при любых дрязгах оставались верными братьями венгров. Духовенство и учителей воспитывал епископ Мукачевский с Унгвара (Ужгорода) в верности к родине и в венгерском духе. Вследствие этого в нашем крае властвует исключительно венгерская культура, заграничная заинтересованность не существует, в некоторых краях мадьяризация среди народа дает хорошие результаты, венгерский язык изучают с успехом»[20]. Енив Тома выражал перед губернатором опасения, что после того как духовное и школьное образование возьмут в свои руки сербские священники, которые воспитывались в чуждом духе, то результаты всех стараний со времени принятия унии будут сведены к нулю. По прогнозам окружного начальника, если власть допустит создание православного общества в Изе, то следует ожидать, что в соседних селах Кошельово, Липча, Горинчево также возникнет подобная ситуация. Он просил губернатора обратить внимание на политическую опасность православного движения и способствовать тому, чтобы православный епископ в Будапеште упразднил назначение священника в Изу[21]. Позиция окружного начальника Енива Тома противоречила тогдашнему действующему законодательству империи, потому что, согласно законам LІІІ 1868 года и ХLІІІ 1895 года, каждый свободно мог изменять религию. Остановить православное движение, которое угрожало распространением на все окружающие комитаты, можно было только придав ему политическую окраску[22].
Между тем 12 декабря 1903 года Синод СПЦ принял решение о принятии православной общины Иза в свою юрисдикцию. Об этом решении было поставлено в известность и венгерское Министерство культов и народного образования. Для православной общины села Изы патриарх назначил сербского священника Герасима Петровича.
По распоряжению Хустского окружного начальника 13 февраля 1904 года в Изу был выслан полицейский патруль, обнаруживший в одном из домов собрание крестьян, на котором присутствовало около 25 человек. Пятеро активистов были задержаны и доставлены в Хуст. У них конфисковали русские и сербские богословские книги. Относительно других были составлены протоколы, которые окружной начальник положил в основу судебного дела на основе постановления N 766 от 1898 года. В его рапорте от 15 февраля 1904 года есть следующие утверждения: «Изменение религии таит в себе скрытую государственную угрозу; приезд сербского священника показал бы победу православного движения, что привело бы к опасным последствиям»[23].
Об опасном движении против униатства на Мараморощине жупан сообщил главе венгерского правительства графу Иштвану Тиссе. Последний вызвал в Будапешт сербского митрополита Георгия (Бранковича) и заявил ему, что «Его величество против того, чтобы в Изу прибыл сербский священник»[24]. В связи с этими обстоятельствами православный священник Герасим Петрович в Изу не приехал.
___________________________________
[1] Пап С. История Закарпатья: В 3-х т. Ивано-Франковск, 2003. Т. 3. C. 544.
[2] Коломиец И. Социально-экономические отношения и общественное движение, а Закарпатье во второй половине ХІХ столетия. Томск, 1962. С. 410.
[3] Там же.
[4] Там же. С. 411.
[5] Сергий (Цьока), иеромонах. Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в первой половине ХХ столетия. Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1960. С. 22.
[6] Православный собеседник. 1925. 1 июня. С. 11.
[7] Из истории православного движения на Карпатской Руси и восточном Словенску // Маковицкий сборник. Вышний Свидник: Русская типография Ю.П. Лажо, 1926. С. 22.
[8] Волнения подкарпатских русинов // Неделя. Ужгород, 1904. 21 февраля. С. 124.
[9] Матфей (Вакаров), архимандрит. Из воспоминаний о прошлом (На день торжества единения Закарпатья в Православии) // Православный вестник. Львов, 1949. 89. С. 267.
[10] Государственный архив Закарпатской области (далее ГАЗО). Ф. 151. Правление Мукачевской греко-католической епархии. Оп. 2. Дело 947. Л. 12.
[11] Пап С. История Закарпатья. Т. 3. С. 539.
[12] Там же. С. 538.
[13] Хомин П. Церковный вопрос на Подкарпатской Руси // Нива. Львов, 1922. Январь. Ч. 2. С. 45.
[14] Цит. по: Пап С. История Закарпатья. Т. 3. С. 538.
[15] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 2. Дело 947. Л. 36.
[16] Там же. Л. 3030 об.
[17] Там же. Л. 54.
[18] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 3. Дело 38. Л. 6.
[19] Там же. Л. 6 об.
[20] Там же.
[21] Там же. Л. 5 об.
[22] Власовський И. Очерк истории Украинской Православной Церкви. Т. 3 // hram.kiev.ua/index.php?mode=books&cat=6&parent=650&id=57
[23] ГАЗО. Ф. 151. Оп. 3. Дело 38. Л. 5.
[24] Геровский А. Иза и Сиготский процесс // http://ukrstor.com/ukrstor/gerowskij_iza.htm