Русская линия
Радонеж Юрий Степанов21.02.2009 

«У меня в храме душа успокаивается»

— Юрий Константинович, вы и артист театра, и актер кино, скажите, где вам труднее играть? И не сказывается ли на вашей игре в кино отсутствие заполненного зрителями зала?

— Кино и театр — принципиально разные вещи. Театр богаче, театр труднее, и в театре можно добиться значительно большего, чем в кино. Что касается зрителя..Знаете, как дороги артисту те минуты. нет! секунды, когда прозвучали со сцены последние слова, и наступает особая тишина, наполненная плотной энергией зрительного зала, которая еще не успела разорваться аплодисментами? Именно в этот момент как никогда ощущается живая связь со зрителем, которая, безусловно, вдохновляет артиста, дает ему силы на бесконечные репетиции и заставляет вновь и вновь выходить на театральные подмостки.

В кино тоже есть свои особенности. И в чем-то оно бывает сложнее, но в кино есть дубли. В ходе спектакля я не могу сказать: «Стоп! Я сейчас это сделаю лучше!». В театре все по-другому, там жизнь течет беспрестанно, там не бывает ни стоп-кадров, ни дублей.

— Сегодня многие говорят об упадке театра. Со сцены несется отборная площадная брань, под предлогом «современных взглядов» классика «кромсается» до неузнаваемости, стали обычными непристойные сцены.

— Это от невежества. Невежество сегодня достигло своего апогея и все чаще стало принимать агрессивные формы, которые как раз и выражаются в подобного рода «режиссерских находках».

Невежество — это необразованность. Но в данном случае людей, творящих в искусстве беззаконие, нельзя назвать необразованными в том смысле, в каком мы понимаем это слово. Они учились, постигали и постигают все тонкости своей профессии, многие имеют регалии, учеников. Но если рассматривать образованность как добровольное принятие на себя образа по-настоящему культурного человека и внутреннее соответствие этому образу, то трудно будет назвать их образованными людьми, разве что только внешне. Желание отказаться (пусть и на время) от принятого когда-то ими образа, находиться вне этого образа приводит и к внутренним, глубинным изменениям в человеке. Это есть добровольное невежество, которое в чем-то сродни помешательству.

Под флагом невежества перекраивается классика, ставятся ультрасовременные спектакли, которые ничего общего с истинным творчеством не имеют, показываются телепередачи, от просмотра которых краснеют взрослые. Люди, наделенные талантами, закопали их в землю, и делают то, что хотят, занимаются прямо-таки каким-то беспределом. Они думают, что работают, однако неимение таланта (закопанного в землю) порождает неумение, неспособность работать! И в результате получается то, что мы и видим сегодня с вами на сцене, на телеэкране, на улице — всюду! Сначала люди недоумевают по этому поводу или даже возмущаются, затем привыкают к увиденному, а потом становятся либо равнодушными, толстокожими, либо принимают навязываемую им игру, начинают проявлять интерес к «современному творчеству», пытаются в нем разобраться и в конец концов тоже теряют приобретенный образ, то есть становятся невежественными.

Я редко хожу на спектакли, редко смотрю отечественное кино, разве что только некоторые советские фильмы. Но однажды меня пригласили посмотреть «Гамлета», сделанного «по-новому»! Представьте себе, все играют в джинсовых костюмах. «Ну как?», — спрашивают меня. Да никак! Наверное, можно материться на сцене, скакать по сцене голыми, или играть классику в джинсе, но, как говорит мой мастер: «Это должно быть в высшей степени оправдано, а я таких оправданий не вижу». Значит, все это делается либо из-за конъюнктуры, либо из-за гордыни. Когда в творчестве человек на первом месте ставит собственное «Я», вот тогда и происходит нечто, из ряда вон выходящее.

Что теперь позволяют себе наши мэтры? Известный ставит фильм «Андерсен. Жизнь без любви», где не менее известный актер в роли Бога (уже само по себе страшное кощунство) говорит Андерсену в фильме: «Как жаль, что ты не познал плотской любви к женщине». Вот это да! Это сугубо плотский вопрос, и о том, хорошо это или плохо, можно рассуждать на кухне, но зачем выносить это на всеобщее обозрение, тем более в такой форме? Вот это — из серии агрессивного невежества. Одно время я даже боялся, что сын скажет мне: «Ты так превозносишь этого режиссера, а он — смотри! — богохульствует!» Действительно богохульствует. От невежества.

Как-то мы приехали в Китай, чтобы посмотреть, как работают тамошние артисты, и решили несанкционированно проникнуть на репетицию. Но нас сразу заметили, репетицию остановили, нам было страшно неудобно, извиняясь, мы попытались ретироваться, но услышали: «Вам можно!» Почему? Потому что мы из страны Чехова, Станиславского, Достоевского!.. Я шел по улице, и мне было очень нерадостно. Думалось: елки-палки! какое наследство нам оставлено!.. И что же?

— Не смотря на то, что вы много лет служите в театре «Мастерская П. Фоменко» и много снимаетесь в кино, настоящая популярность в масштабах всей страны пришла к Вам с фильмом «Штрафбат». Народ полюбил и фильм, и вашего героя Антипу Глымова. А каково ваше отношение к этому фильму?

— Я хочу сказать о своем отношении не столько к фильму, сколько к истории. Мы должны знать свою историю, тем более самые драматические ее страницы, потому что они наполнены массовым героизмом народа, патриотическим духом, несокрушимой верой на победу, и именно на этом воспитывается любовь к родине, любовь к народу, любовь к ближнему. Сегодня можно услышать: «Ну зачем детям знать о том, как миллионы наших людей прокручивались в мясорубке, как расстреливали невиновных, как бросали на немецкие пулеметы». Да, было! Но было и самопожертвование, которое определяется как высшая форма любви. Без этой любви не видать нам победы. Говорят, штрафникам все равно куда бежать: там немцы подстрелят, здесь свои расстреляют. Нет, не все равно! Страх за свою жизнь не толкает на пулеметы. Может быть нелюбимая власть, могут быть ненавистными люди, но есть еще и родная земля, на которую пришел враг и нужно забыть о личном, брать в руки оружие и защищать свое Отечество, если надо, то и ценой собственной жизни.

— Как вы думаете, в актерской профессии необходима жертвенность?

— Жертвенность — это свойство человеческой души. Она должна проявляться в любой сфере деятельности человека, в том числе профессии, и не обязательно только актерской. Моя родная сестра работает врачом. Когда она училась в институте, то все время говорила, что занятия никак нельзя пропускать, и учиться нужно только хорошо, потому что от знаний и опыта врача зависит, сможет он вылечить больного или нет. Как-то нашего великого хирурга-кардиолога Николая Михайловича Амосова спросили, кем для него является его пациенты, и он ответил, что они для него все равно, что родственники. Так должно быть в каждой профессии. По слову Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 22, 39).

А вот на телевидении меня не любят. Они не любят меня, мою жену, моего сына, они никого не любят! Поэтому и показывают порнографию, мол, вот вам! Приучают к мысли, что все кругом воры и дураки и с этим нужно мириться, нужно принять это, как данность, успокоиться и смотреть их развлекательные передачи.

Почему сейчас процветает сектантство? Да потому что невежественные люди невежественны во всем, и зиждется их невежественность на бездуховности. «Да пусть верят, во что хотят!» — говорят они и сдают сектантам в аренду дворцы культуры, стадионы, библиотеки, кинотеатры, учебные аудитории. А что? Деньги не пахнут. А за сектантами (как, кстати, и за католиками тоже!) тянется шлейф из денег. Этот шлейф притупляет невежам зрение и совесть. Им наплевать на меня, на моих детей, на моих близких, им нужны только деньги!

— Одна из серьезнейших проблем современного общества — духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Школа этим не занимается, родители тоже, да и духовное состояние взрослых-то людей чаще всего оставляет желать лучшего. Однако когда Православная Церковь говорит о необходимости изучения истоков нашей культуры, познании духовных и нравственных ценностей нашего народа, веры наших отцов, поднимается такой шум!..

— Нужно четко понимать, что «поколение пепси» или там какого-нибудь пива «Клинского» — это ведь не просто реклама продукта, который нужно любой ценой продать. Это целое движение, слаженное, отработанное, организованное не столько ради прибыли, сколько в противовес духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Бороться с этим сложно! Но можно и нужно! Основы православной культуры — это как раз одна из наиболее эффективных форм противостояния насаждаемой в нашей стране бездуховности через формирование супер-общества потребителей. А предмет основы православной культуры в какой-то степени является ключом к пониманию того, что сегодня происходит. Эти знания раскроют перед человеком огромный пласт культуры, и откроет перед ним то, что до сего времени искусно скрывается: веру наших отцов, которой они жили, которую защищали и ради которой шли на смерть! Его — этот ключ — еще даже не вставили в замочную скважину двери, а уже сколько шума! Значит ключик — то золотой! Значит знания, которые тщательно скрывают за этой дверью, имеют огромную силу, и теперь понятно, почему кому-то так не хочется, что они стали народным достоянием.

—  Пропаганда «свободных отношений» между мужчиной и женщиной несет прямую угрозу традиционным семейным устоям. Из ста браков более половины расторгаются в ближайшие год-два. Но когда мы, священники, выражая крайнюю обеспокоенность по этому поводу, начинаем говорить о целомудрии, то наталкиваемся на усмешку: «вы-то куда со своими догматами лезете!». Юрий Константинович, вы человек семейный. Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью?

— Где есть любовь, там есть и верность. Где нет любви, нет и верности. Значит, нет и семьи. Поэтому на самом деле разрушенных семей гораздо больше, чем это отражено в статистике. Знаете, что до сих пор говорят? Чтобы семья была полной, нужно «задать левака». И задают левака, что тот, что другая! Однако после этого семьи, как единого организма уже не может быть.

Слово любовь затаскали, замызгали. В понимании многих любовь теперь означает не единении двух любящих сердец, а постель. Пойдем, займемся любовью, говорит молодой человек девушке, как будто до этого у них не было никакой любви. И предательство стали называть иначе — «задать левака»..

Но ведь это все является следствием той самой политики «поколения пепси». Все должно быть доступно, так нам внушают, и пепси, и «клинское», и «любовь», которая на самом деле и не любовь вовсе, а блуд и грязь. И левака нужно и можно задавать. Еще недавно на каждом углу рекламировали презервативы, как средство предупреждения половых инфекций. Да разве дело в инфекциях! Презервативы необходимы для того, чтобы получать удовольствие когда угодно, с кем угодно и сколько угодно, не беспокоясь о возможном зачатии ребенка. Общество потребителей должна купаться в удовольствиях, а рождение детей может помешать этому, поскольку ребенок требует сосредоточенного внимания, непрестанной заботы и воздержания от предлагаемых удовольствий.

— Согласен с вами, слово любовь потеряла свое истинное значение. И даже когда о любви кто-то пытается говорить серьезно, то получается высокопарно, неестественно, наиграно, потому что утрачены, забыты те чувства, которые называются любовью. Вы заметили, что сегодня почти никто не говорит о чести? Молодежь нередко просто не знает, что это такое, что имели в виду русские люди, когда говорили, высоко подняв голову: «Честь имею!» Пропало из лексикона слово стыд. Я не помню, когда в последний раз слышал от кого-нибудь слова: «мне стыдно». Я думаю, что и слово любовь скоро перестанет употребляться, превратиться в анахронизм, как превратились в анахронизм слова честь, стыд.

— Но ведь это все и является следствием той самой политики «поколения пепси», отец Александр!..

— Я знаю, что вы прихожанин храма священномученика Антипы в Колымажном переулке. Расскажите, как вы впервые переступили порог этого храма.

— Из нашего театра многие туда ходят. Меня привели в церковь, когда мне совсем уже было плохо. Уныние так придавило, что весь свет стал не мил. Не мог ни читать, ни писать, ни разговаривать, потерял покой и сон. Все кругом раздражало. И тогда меня взяли за руку и сказали: «Пойдем». И я пошел. На исповеди рассказал все от начала, а когда пришел домой и прилег отдохнуть, заснул так крепко, что проспал двадцать часов. Батюшка сказал: «Душа успокоилась».

— Спаси Господи! И, наконец, традиционный вопрос: что бы вы пожелали нашим читателям?

— Прежде всего, терпения. Сказано: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Учитесь терпению, вместе с любовью и верой оно позволяет стяжать дар рассуждения, который приносит неоценимую пользу и в делах духовных, и на житейском поприще.

Протоиерей Александр Новопашин

Юрий Степанов родился 07 Июня 1967

Лауреат премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость», 1993 год.
Лауреат премии Международного Фестиваля Контакт-93 в г. Торунь за роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы», 1993 год.
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры», 2004 год.

В кино Юрий Степанов дебютировал в эпизоде в фильме Г. Данелия Орел и решка, затем сыграл одну из главных ролей в фильме «Время танцора» В. Абдрашитова, снимался в таких фильмах и сериалах как: «Дом для богатых» В. Фокина, «Привет от Чарли-трубача» В. Грамматикова, «Гражданин начальник» Н. Досталя, «Штрафбат» Н. Досталя.

Фильмография актера:

2008 Игра
2007 Частный заказ
2007 Спасибо за любовь!
2007 Завещание Ленина
2007 Груз-200
2006 Ленинградец
2005 Первый после Бога
2005 Жмурки
2005 Дети Ванюхина
2005 Гражданин Начальник-2
2004 Штрафбат
2004 Американец
2003 Стилет
2002 Спартак и Калашников
2002 Война
2001 Московские окна
2001 Гражданин начальник
2000 Дом для богатых
2000 Дневник его жены
1999 Москва
1998 Привет от Чарли-трубача
1997 Время танцора

И др.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2948


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика