Русская линия
Седмицa.Ru18.02.2009 

Память святой мученицы Агафии

Святая мученица Агафия Палермская

Статья из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г.

Агафия († ок. 251), мц. Палермская [Катанская] (пам. 5 февр.). Род. в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, вероятно при имп. Деции. Имя этой святой встречается в древнем Карфагенском календаре (V-VI вв.). В лат. версии жития, написанной не ранее VI в., рассказывается, что ее преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил ее в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток А. была чудесным образом исцелена явившимся к ней ап. Петром. Спустя нек-рое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498−514) основал ц. св. А. на Аврелиевой дороге; свт. Григорий I Двоеслов (590−604) освятил в ее честь готскую ц. в Риме, основал мон-рь святых Максима и А. в Палермо, поместил часть мощей мученицы в ц. св. Стефана на о. Капри. Имп. Василий II и его брат Константин VIII в 976−1028 гг. перенесли ее мощи в К-поль, где уже с IX в. существовала ц. во имя мц. А., упомянутая в панегирике А. Патриарха Мефодия. Однако после захвата К-поля латинянами (1204) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 авг.), А. считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 авг. Установлены различные дни почитания и в др. областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие А. было широко известно на Западе в пересказе в «Золо¬той легенде» Иакова из Варацце.

Пространное житие святой переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития св. А. под 5 февр. были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 448).

Источники: BHL. N 133−140; ActaSS. Febr. T. 1. P. 595−656; ЖСв. Февр. С. 68−77.

Литература: Dufourq A. Agathe (1) // DHGE. T. 1. Sp. 909−910; LTK. T. 1. Col. 183−184; Mioni E. L’Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca // AnBoll. T. 68. 1950. 58−93; Janin. Eglises et monasteries. P. 6−7.

А. И. Макаров

Гимнография. Канон А. (2-го гласа) сочинен прп. Феофаном Начертанным († 843) и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греч. и слав. Минеях (напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Гр. 181. Л. 24−30 об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 36−41 об.). В греч. также помещен вышедший из употребления канон Иосифа († 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греч. рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней. Минея иерусалимского типа (Син. Гр. 153. Л. 40 об.- 50 об., 2-я четв. XIV в.) отражает следующую стадию развития службы А., более близкую к совр. практике: под 5 февр. объединяются отдание праздника Сретения, память А. и память св. Вукола (в Син. Гр. 181, 6 февр.), поэтому гимнография А. сокращается — остается канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднества Сретения и выписанная в Минее (Февр. С. 192−199), употребляемой в богослужебной практике РПЦ, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием совр. греч. афинской Минеи (Febrou?rioj. S. 54−62). Славник на вечерне в печатных греч. и слав. Минеях атрибутируется Федору Сикеоту.

В Типиконе Великой ц. (Х в.) и в Стишном Прологе Христофора Митиленского (XI в.) отмечена память А., совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей (Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 226−227) с тропарем (4-го гласа) «Агница Твоя Иисусе», сохранившимся и в совр. литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480) и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон (1131) предписывает соединение службы святой с попразднеством Сретения (Arranz. Typicon. Р. 120), указано на утрени петь тропарь, читать житие А. (?) и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь 6-ю песнь канона А. и кондак. Согласно нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sinait. Gr. 1096 — см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39), по рус. первопечатному Типикону 1610 г., по совр. Типикону РПЦ А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова), а по греч.- со славником на вечерне.

Литература: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 34.

А. Ю. Никифорова

Иконография

Самое раннее известное изображение А.- на мозаике базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., где святая представлена среди мучениц, предстоящих с венцами небесной славы в руках, у трона Богоматери. А. изображена среди 12 святых жен в медальоне на мозаике свода триумфальной арки в кафедральной ц. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543−553 гг. Известен ряд образов святой, относящихся к VIII в.: облаченная в столу, хитон и накинутый на плечо мафорий, с венцом в покрытой руке, А. вместе с мученицами Екатериной и Евгенией изображена на фреске 763 г. в катакомбах Сант-Дженнаро в Неаполе; на мозаике VIII в. в ц. Сант-Чечилия-ин-Трастевере в Риме; на миниатюре сакраментария Геласианум (Ркп. Кон. VIII в. Paris. Lat. 12 048. Fol. 17v).

В визант. искусстве А. изображается с крестом в левой руке, правая — в жесте приятия благодати: на мозаике ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.; на фреске Св. Софии Киевской, сер. XI в.; на мозаиках XII в. в Сицилии — в апсиде кафедрального собора в Монреале, ок. 1180−1190 гг., и в Палатинской капелле в Палермо, ок. 1143 г.; на мозаике в Монреале А. окутана в украшенный богатой каймой мафорий, в Палермо она представлена в белом головном уборе и застегнутом спереди плаще. Полуфигурное изображение А. представлено в настенных минологиях ц. св. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Ма¬ке¬дония), 1317−1318 гг.; нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348−1350 гг.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г., где имеется также изображение святой в рост; ц. свт. Николая в Пелинове, 1717−1718 гг. А. дважды изображена в греко-груз. рукописи XV в.: оглавно (в медальоне) и в рост (РНБ. O. I. 58. Л. 58, 99). Изображение святой мученицы имеется в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в.

Мученичество А. представлено: на миниатюре Минология Василия II — у святой, привязанной к столпу, мучители усекают груди, рядом мученица представлена томящейся в темнице (Ркп. 976−1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 373); в Минологии (ГИМ. Греч. 183. Fol. 14r; нач. XI в.); в настенном минологии в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия во Влахии (Румыния), 1386−1390 гг. В «Ер¬ми¬нии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., сказано, что А. скончалась в темнице (Ч. 3. § 22. Февр. 5).

В поздней рус. традиции иконография святой не претерпевает значительных изменений — А. изображается в хитоне и мафории вместе с др. святыми, напр., на иконе XVI в. «Константин и Елена, мц. Агафия» (собрание А. Попова в Париже); на иконе «Достойно есть» с избранными святыми 1602 г. (ГТГ) — А. представлена на поле; на вологодской минейной иконе на февраль кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на минейной иконе нач. XVIII в. (ЦАК МДА) — с крестом в правой руке.

Изображения святой широко распространены в искусстве Зап. Европы.

Иконография: LCI. Bd. 5. Sp. 45, 47; Achelis H. Die Katakomben von Neapel. Leipzig, 1936. Tf. 47; Molajoli B. La basilica eufrasiana di Parenzo. 1940; Schultz R. W., Barnsley S. H. The Monastery of St. Luke of Stiris in Phokis. L., 1901. Tf. 36−37; Сhatzidakis N. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 195; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1950. P. 327. Fig. 24a. Pl. 64; MenolBas VIII. P. 373; Reau. Vol. 3/1. P. 27−32; Kunstle. II 37−39; Rohault de Fleury Ch. Les saints de la messe et leurs monuments. P., 1893−1900. II 1ff.; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 275; Миjовиz. С. 274, 333, 356, 368, 369, 384; Ерминия ДФ. С. 207; «Sammlung Popoff»: 50 russische Ikonen vom 15.-19. Jh. Recklinghausen [o. J. ] S. 14−15, илл.- на обложке; Каталог ГТГ. N 692. С. 259. Илл. 96.

Е. А. Луковникова

http://www.sedmitza.ru/text/568 114.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика