Русская линия
ТрудПатриарх Антиохийский Игнатий IV (Хазим)20.01.2006 

Игнатий IV: Бог захотел, чтобы все мы были разными

Официально титул его Святейшества Игнатия IV звучит так: Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

— Ваше Святейшество, вы живете и служите Богу в регионе, где политическая обстановка чрезвычайно накалена, где православные христиане в меньшинстве. Вам, наверное, трудно приходится?

— Знаете, родину не выбирают, мы родились здесь, мы граждане этой земли и любим ее. Но для нас, христиан, эта земля особенно дорога, потому что здесь родился Господь наш Иисус Христос, в нескольких шагах отсюда началась его миссия. По свидетельству евангелиста Луки, именно на территории Антиохийского патриархата ученики Христа стали называться христианами. В политику мы не вмешиваемся, но и власти не вмешиваются в наши церковные дела. В Сирии и Ливане мы отдыхаем и молимся в воскресные дни в отличие от мусульман, для которых выходной день пятница. Рождество и Пасха — это государственные праздники. Здесь, в Сирии и Ливане, мы не ощущаем в отношении себя какой-либо дискриминации.

— А какова ситуация в других странах, входящих в юрисдикцию Антиохийского патриархата, и прежде всего в Ираке?

— В этой стране Соединенные Штаты создали опасный прецедент: самая мощная держава мира, нарушив законы международного права, ввела свои войска в Ирак и вынудила поступить также и своих союзников. И это при том, что никакой прямой угрозы для мирового сообщества и конкретно для США Ирак не представлял. Саддам действительно был жестоким диктатором, но религиозные меньшинства в обиду не давал. Сейчас в результате вторжения в Ираке нарушен хрупкий мир и баланс между конфессиями, и многие христиане вынуждены бежать в другие страны.

В то же время нет сомнений в том, что на Ближнем Востоке назрели перемены, и перемены самые кардинальные. Дело в том, что в ряде стран нашего региона возникли и пышным цветом расцвели террористические организации. Это говорит о том, что данные страны сталкиваются с серьезными социальными и духовными проблемами и террор есть следствие нерешенности этих проблем. Особенно опасно, когда террор принимает религиозную окраску, когда во имя своей веры один человек убивает другого и надеется получить за это награду на небесах. Поэтому мы за перемены на Ближнем Востоке и перемены самые кардинальные, но они должны проходить мирным путем и тем более без вмешательства извне.

— В Дамаске можно увидеть патриархии практически всех христианских конфессий. Кроме христиан, составляющих около 10 проц. населения Сирии, есть сунниты, шииты, алавиты, друзы. Как уживаются представители различных
конфессий?

— Наш регион по праву считается колыбелью многих цивилизаций: древних, уже исчезнувших, и современных. Здесь всегда процветала философия, религиозная мысль. По дороге в Дамаск римский сотник Савл, узрев свет с неба и услышав голос Всевышнего, стал апостолом Павлом и ревностным проповедником христианства. Здесь жили и проповедовали великие святые и мыслители — Иоанн Богослов, Иоанн Дамаскин, Игнатий Богоносец. Жители Сирии и Ливана всегда знали и говорили на нескольких языках. Это не было признаком какой-то особой высокой культуры, а вполне обычной нормой и осталось таковой и поныне. В Сирии представители разных конфессий всегда жили вперемешку, каждый уважал религиозные воззрения соседа, и никто не пытался насильно перетянуть друг друга в свою веру.

— Некоторые христианские конфессии из присутствующих в Сирии и Ливане совсем крошечные. Возможно ли, по-вашему, объединение христиан не только в масштабах вашего региона, но и всего мира?

— Количество конфессий является прямым отражением количества цивилизаций, прошлых и настоящих. Каждый человек приходит к Богу разными путями, и сказать, что этот путь правильный, а этот нет, не может никто. Даже внутри больших конфессий существуют различные течения, отражающие различные настроения в обществе. Основой всех вероучений христианских церквей является Евангелие, по которому все христиане должны жить. Но его восприятие зависит от традиций семьи, нации и страны, в которой данная конфессия исповедуется.

Вдумайтесь: даже внутри нашей единой Православной церкви у поместных церквей существуют различия в построении храмов, в порядке ведения церковных служб, одежде священнослужителей и многом другом. Это говорит о том, что Господь Бог наш захотел, чтобы все мы были разными, и вести свою паству к каким-то искусственным объединениям — значит противоречить Божьей воле. Но у верующих всех конфессий, и не только христианских, есть много очень важного общего: Бог заповедал всем нам жить в мире, любить и помогать друг другу, чтить своих родителей, и эти заповеди мы должны исполнять.

Антиохийский патриархат основан в IV веке и наряду с РПЦ является одной из 17 поместных православных церквей. Его название происходит от древнего города Антиохия (ныне Антакья), бывшего когда-то столицей Сирии. В юрисдикцию Антиохийского патриархата входят Сирия, Ливан, Ирак, страны Персидского залива, а также православные христиане сиро-ливанского происхождения, проживающие на Американском континенте. Всего Антиохийская церковь насчитывает 2,5 млн. верующих. Журналист-международник Дмитрий МАКАРОВ встретился с Патриархом в его резиденции в Дамаске, столице Сирии, где православие — крупнейшая христианская конфессия.

http://www.trud.ru/2006/01/20/200 601 200 080 404.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru