Русская линия
Православие и современностьСвятитель Николай Сербский18.02.2009 

О воспитании малых и старых

Письмо 153
преподавателю Закона Божия

Вы сердитесь на некоторых своих коллег, которые неодобрительно смотрят на преподавание в школах Закона Божия. И Вы правы. Ваш гнев — гнев праведника, такой гнев угоден Богу. Но не стоит только гневаться или только настаивать. Необходимо еще и молиться за тех, кто по неразумию восстает против преподавания Закона Божия в школах, чтобы Господь открыл им глаза и они увидели, что рубят сук, на котором сидят, так как все воспитание молодого поколения зиждется на непоколебимой скале христианского учения. Так было у нас на протяжении нашей тысячелетней православной истории, так должно быть и сегодня, и завтра, и во веки веков. Такое воспитание не посрамило нас в прошлом, не посрамит и в будущем. Оно дало нам исключительных людей, ставших украшением нашей истории, так же как звезды украшают небосвод. Таких людей, звезд на небосводе нашей истории, множество. А что еще может быть целью воспитания, если не люди, настоящие люди?

Педагогическая наука и у нас, и во всех христианских странах должна совпадать с Христовой наукой. Если воспитание отпадет от Христовой науки, пострадает не она — пострадает воспитание, будут потеряны люди. Если христианская основа воспитания в школах будет разрушена, школа станет представлять опасность и для людей, и для народов. Ибо образованный, но невоспитанный человек куда опаснее для себя и для других, чем человек воспитанный, но необразованный. Трещина в вере неизбежно влечет за собой трещину в характере человека. Об этом свидетельствуют как священная, так и общая история крещеных народов. Какой бы из царей Израиля ни отступал от Бога, он отступал и от нравственности. Ибо подобно тому как река связана со своим источником, а свет с солнцем, так же и нравственность связана с верой.

Я есмь путь, — сказал Христос [1], и еще сказал: Я вода живая [2] и Я свет миру [3]. Куда мы направим своих детей с этого Пути, если не в пропасть? Чем мы напоим их живые души без этой Воды Живой, если не болотной мутью, которую пьет скот? Чем осветим мы их без этого Света, если не призрачными бликами?

Но, говорят, Закон Божий не для нашего времени. Не знаю, вижу только, что и в наше время отличаются лишь те люди, которые держатся веры и Закона Божиего. И не знаю, какое учение могло бы заменить учение Христа в деле воспитания молодежи. Ведь не существует никакой другой науки о человеке, о смысле человеческой жизни, о нравственности вне православного учения.

Таким образом, никто не может положить иного фундамента ни в наше время, ни спустя тысячи лет после нас, кроме того живого Фундамента, Который Сам Себя им соделал и сказал: без Мене не можете творити ничесоже [4].

Мир Вам и благословение от Господа.

  1. Ин. 14, 6.— Ред. ^
  2. Ср.: Ин. 4, 10−14; 7, 38.— Ред. ^
  3. Ин. 8, 12.— Ред. ^
  4. Ин. 15, 5.— Ред. ^

Письмо 228
Марко Н., о воспитании малых и старых

Пишете, что очень любите детей за их удивительное чувство благодарности, которое у взрослых изрядно притупилось. Приводите примеры. Приведу и я один пример. Митрополит петербургский Исидор часто рассказывал о том, как, будучи ребенком, нередко ходил босой. Некий человек сжалился над ним и купил ему за пять копеек лапти. Это малое благодеяние настолько запечатлелось в душе будущего митрополита, что он спустя пятьдесят лет, уже став священником, а затем и иерархом, постоянно молился о своем благодетеле, которого звали Петр.

Пишете, что сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны. Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия — все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе, дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное [1]. То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания, совсем простой способ — брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей, тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне [2]. Пусть только придут к Нему, а их воспитание — Его дело. Единственная задача родителей — пустить детей к Нему.

Итак, пустите малых приходить ко Христу, и старых к Нему пустите. Дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут. Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит. Христос — вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость, бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться.

В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков. В пример приводятся старики, старческий образ мыслей прививается как единственно правильный, и детские сердца сморщиваются от старческого скепсиса и пессимизма. Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе. Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут. Поэтому и слышим мы повсюду жалобы, что молодежь переживает депрессию и отчаяние.

Да благословит и ободрит Господь детей наших.

  1. Ср.: Мф. 18, 3.— Ред. ^
  2. Ср.: Мф. 19, 14.— Ред. ^

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6150&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru