Русская линия
Одна Родина Евгений Коляда16.02.2009 

Катастрофа самосвятства

13 февраля 2009 года епископ Сумской и Ахтырский Евлогий был вызван в прокуратуру для дачи показаний по делу, инициированному раскольническим «киевским патриархатом», а также ОУН, КУН, НРУ и другими националистическими организациями. Инспирированное дело — ответ на высказанную владыкой «твёрдую позицию относительно единства Православной Церкви», которую он изложил в докладе «Самосвятский раскол в Украине» на встрече с жителями города 11 января в Сумском Государственном Университете. Доклад правящего архиерея содержал «учение о безблагодатности так называемого киевского патриархата, которое исповедуется всеми Православными Поместными Церквами мира».

После дачи показаний владыка обратился со словом к сумчанам, собравшимся возле прокуратуры. Он заявил, что «после падения безбожной власти в независимой Украине это первый случай, когда православный архиерей допрашивается в прокуратуре в связи с его религиозными убеждениями». Сказал он также о том, что сегодня Сумская область — единственная в Украине, где филаретовцы, при попустительстве властей, продолжают захватывать храмы, что «совсем недавно… был отражён захват Свято-Духовского храма в г. Ромны». Архиерей подчеркнул: «И когда мы на всю Украину говорим о беззаконии, нас не хотят слышать, власти молчат, прокуратура молчит, СБУ молчит. Но они мгновенно отреагировали на требования филаретовцев и националистов».

Преследования православного архиерея начались не оттого, что он рассказал о «небывалом в истории Церкви самосвятстве, грубом протестантстве с сохранением внешней православной обрядности», имевшем место при коммунистах, в 20-е годы ХХ века, а оттого, что подобные акции повторяются сегодня, нанося непоправимый вред Православию, суверенной Украине, российско-украинским отношениям.

Придёт время и станет общеизвестной деятельность уже покойных и ныне живущих, отлучённых и не отлучённых от Церкви Бондарчука, Скрыпника, Романюка, Яремы, Масендича (прощён), Денисенко, Петруся, Дуткевича, Кудрякова, «владычицы Киевской и всея Украины» Родионовой, многих политиков — соработников раскола. И требование «расследовать» дело в отношении владыки Евлогия исходит, по всей видимости, от активистов раскола, посеянного в конце 80-х годов ХХ века; деятельность новых раскольников схожа с деятельностью тех автокефалистов, которым давал характеристику в своих воспоминаниях «самосвятский митрополит» В. Липковский. И публичное напоминание епископом Евлогием этой характеристики посчитали вызывающим.

В. Липковский писал: «Рыба, говорят, портится с головы, так стало и с УАПЦ. Первая и тяжёлая рана выявилась в высшем руководящем органе. Михайло Мороз был очень тяжёлым церковным работником, что сам устраивал, сам же и уничтожал… Собором был освящен Юрий Махновский, человек, в общем, хороший, но он жил невенчанный с женой какого-то почтовика, с ней поехал на eпapxию в Чернигов, с ней путешествовал по eпapxии. Об этом все знали. Это производило грустное впечатление. По требованию Мороза освящён был епископ Михаил Маляревский. Он запятнал сан епископа своим шкурничеством. Епископ Григорий Стороженко, хороший оратор, делом УАПЦ увлёкся, но был совсем не способен к епископству, не понимал его, а к тому же отбил жену епископа Пилипа Бучила и женился на ней, а в скорости и совсем отошёл от УАПЦ. Сам Бучило тоже отошел от УАПЦ. Говорит, что проклинает то время, когда он к ней присоединился.

Архиепископ Пивоваров — человек без чести и совести. Даже уважаемый Кость Кротевич (архиепископ) — человек старый, развёлся с женой и женился на молодой…, перешёл в Житомир, там эту женщину отпустил, перешел в Винницу и там не удержался и тоже, говорят, отрёкся от сана. Теодосий Cepгеев не успел присоединиться к УАПЦ, как сразу же женился на молодой девушке. Что касается женитьбы, говорят и о архиепископе Иване Павловском, о архиепископе Степане Орлике и ещё о некоторых. Полную неспособность к епископству в УАПЦ выявили и Григорий Мозолевский, Яков Гуляевский и никчемний Владимир Самборский… Потом по стезе ГПУ пошли епископы Петр Ромоданов и Марк Грушевский, которые отреклись от сана, и церкви, и веры. На службу ГПУ пошли и епископы Брожневский, Тарнавський, Ширяй. А вообще весь епископат УАПЦ, за исключением Ярещенко, Орлика и Феодоровича, которые в Америке, покорно склонился перед требованиями ГПУ, — не без оснований заслужили себе в народе имя предателей, христопродавцев, которые продали своего митрополита, и свою братию, и саму церковь-мать, покрыли их самой позорной клеветой, какой только требовало от них ГПУ, даже не за ласку панскую, а хотя бы за временную собачью жизнь. Выходит, что новый епископат УАПЦ был тяжелейшей болезнью… Это очень горько, но это правда…".

***

Посещая Украину, я неоднократно задавал вопрос прихожанам из православных: «А почему вы идёте именно в этот храм?». И получал ответы, говорившие о том, что жители какого-нибудь города, где, например, три храма, мало задумываются об их юрисдикции (УПЦ, «УАПЦ», «Киевский патриархат»). И, конечно, ни на одном храме, захваченном раскольниками, я не видел объявления о его принадлежности к неканонической структуре, лишённой права духовного окормления. В Украине с таким обманом сталкиваешься то и дело.

Сегодня в стране насчитывается 1179 парафий «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (около 3,5% религиозных организаций, имеющихся в Украине). В процентном отношении вроде бы это и немного. Но за каждым приходом — живые люди, которые веруют, идут в храм с открытым сердцем, не зная, что современная «УАПЦ» напрямую возводит свое происхождение к структуре, созданной с подачи большевиков в 1921 году. Историю однозначно отвечает на вопрос, как квалифицировать деятельность «УАПЦ» в современной Украине.

***

Попытки создания УАПЦ в 1918—1919 гг. провалились. Движение за автокефалию не стало массовым. С падением Директории С. Петлюры сгинула и созданная им псевдоцерковная структура. Однако остались «идея» и её сторонники. Несмотря на то, что Патриарх Московский и всея Руси Тихон и Вселенский Патриарх отказались предоставить автокефалию поборникам церковного отделения в Украине от Русской Церкви, в 1920 — 1921 гг. раскольники вновь попытались осуществить свои замыслы — уже с помощью новой коммунистической власти.

Начало 20-х годов ХХ века в Советской России вошло в историю как время безжалостного наступления на Церковь. Чтобы разрушить её единство изнутри, при помощи государственных структур (в то время это ГПУ) был инспирирован обновленческий раскол. Большевики поддержали движение за автокефалию и в Советской Украине.

5 мая 1920 года группа священников и активистов украинского националистического движения провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) Украинскую Православную Церковь. Никто из епископата не принимал в этом участия, а ведь ни рукоположение священников, ни хиротония епископов без действующих епископов невозможны. Однако это не остановило обновленцев и их вдохновителей.

С 14 по 30 октября 1921 года, несмотря на отсутствие необходимого представительства и запреты, звучавшие со стороны украинского экзархата РПЦ, прошёл первый Всеукраинский церковный собор. На самом деле всеукраинским он не был. По разным источникам, в работе собора принимало участие от 445 до 472 делегатов. Две трети из них представляли Киев и Киевскую губернию. То есть собор являлся мероприятием локального характера. Примечателен и состав представителей с мест, решавших судьбу украинской Церкви. В работе собора принимали участие 83 учителя, 74 крестьянина, 37 студентов, 35 рабочих …51 священник, 8 диаконов и ни одного епископа. Абсолютное большинство украинского православного духовенства и церковнослужителей не поддержали идею автокефалии. Это и дало основание говорить о соборе как о «самочинном сборище».

О незаконности его решений свидетельствуют и выборы предстоятеля обновленческой церковной структуры. Поиски православного епископа, который бы согласился войти в состав УАПЦ, успехов не принесли. Тогда делегаты собора решили самостоятельно, без участия епископов, совершить хиротонию. Василя Липкивского «хиротонисали» (возвели в сан митрополита) без участия архиереев, путём возложения рук священников и мирян — вопреки всем нормам канонического права. Для большей убедительности на голову женатого священника В. Липкивского была при этом возложена часть мощей великомученика, Киевского Митрополита Макария. Так автокефалисты с самого начала стали самосвятами.

Во время работы самосвятского собора новоявленный митрополит рукоположил 12 епископов, а 5 стали ими вскоре после окончания собора. В результате новая иерархия составила 18 епископов. Подчеркнём ещё раз: избрание лже-епископов УАПЦ мирянами и священниками явилось открытым и беспрецедентным попранием канонов Церкви. Произошёл разрыв апостольской преемственности, оттолкнувший от УАПЦ многих сочувствующих идее украинской автокефалии.

Собор автокефалистов принял также «Киевские каноны», правила по которым строилась УАПЦ. В них ревизии подверглось уже само учение о Церкви. УАПЦ определялась как"Всеукраинский союз (спiлка) православных парафий". Своеобразными были и понятия о членстве в УАПЦ. Им признавался «каждый представитель православного населения обоего пола, достигший 18-летнего возраста, признающий Автокефальную Украинскую Церковь, её всенародно-соборноправное устройство, отделение Церкви от государства и употребление живого украинского языка при совершении богослужения и религиозных обрядов, так же, как и употребление украинских религиозных песен, обычаев и обрядов». Неслыханным делом было введение женатого епископата и второбрачия духовенства. В определении по этому поводу говорилось: «Происхождение и состояние в браке не является препятствием для принятия всех степеней духовного сана, до епископского включительно».

В устройстве УАПЦ были провозглашены принципы «соборноправности». Это означало, что всю власть фактически сосредоточили в церковных радах (приходских, уездных и Всеукраинской). «Епископы» УАПЦ выполняли только обязанности их почётных председателей и могли посещать приходы лишь как представители соответствующих церковных рад. Главным органом УАПЦ провозглашался Всеукраинский собор, созываемый 1 раз в 5 лет. Между соборами руководство УАПЦ осуществлялось Всеукраинской радой (ВПЦР). В её состав входили «митрополит Киевский и всея Украины» как почётный председатель, по 10 человек от 4-х киевских приходов — основателей «Спилки Украинских Парафий», 9 человек от других киевских приходов, по 3 от каждого уезда и от крупных городов. Кроме того, ВПЦР имела право «кооптировать в свой состав нужных ей людей».

Реакцией Русской Церкви на подобный произвол стало решение епископского совета Украины о лишении сана всего автокефального духовенства; таинства УАПЦ объявлялись недействительными, а прихожанам РПЦ запрещалось ходить в церкви раскольников и участвовать в их соборах.

Идея автокефалии, как мы уже сказали, не получила поддержки у народа. По подсчётам историков максимальное число приходов, которые принадлежали УАПЦ, было образовано к 1925 году. Оно варьировалось от 1250 до 1500, составляя менее 20% православных приходов Украины.

Стремление УАПЦ к проповеди национально-демократической идеи в Украине привело к тому, что Советская власть от политики поддержки обновленцев перешла к политике углубления раскола и искусственного создания других автокефальных течений в Украине. По мнению канадского историка церкви Д. Поспеловского, об искусственности конструкции УАПЦ свидетельствует массовый переход её приходов после первой же потери поддержки государственной власти под юрисдикцию Патриаршей церкви. На втором Всеукраинском соборе в 1927 году от руководства УАПЦ был отстранён В. Липкивский. А в конце января 1930 года состоялся ещё один собор, на котором под хор самообвинений было вынесено постановление о бесславной самоликвидации УАПЦ.

***

Необольшевистская позиция украинских властей в отношении церковного раскола в Украине двусмысленна и фальшива. С одной стороны, ведутся речи о необходимости объединения православных, с другой, — всячески поддерживаются раскольнические группировки, радеющие якобы за национальные интересы Украины.

«Спілка» нового украинского национализма и автокефализма — яд для Православия, угроза и обществу, и государству. Здоровое религиозное чувство народа обрекает самосвятов на провал. Так было в 20-х годах ХХ века, так будет и сейчас.

http://www.odnarodyna.ru/articles/14/501.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru