Православие.Ru | Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) | 14.02.2009 |
— Сегодня в Церкви активно ведется поиск эффективных форм миссионерской работы, особенно в среде молодежи. Владыка Марк, на ваш взгляд, какая из них предпочтительна?
— Самое эффективное — это общее делание, которое действительно сплачивает людей. Сейчас о миссионерской деятельности, о миссии в среде молодежи много говориться. Это, несомненно, очень важно, хотя мне кажется, что сейчас мы часто всуе употребляем слово «миссионер». Апостолы, когда они шли в мир, проповедуя Христа, не считали и тем более не называли себя миссионерами. Они просто делали свое дело. Это относится ко всякому человеку. Каждый человек призван быть свидетелем Истины. Вспомните, как апостол Павел говорит: «Горе мне, если я не проповедую». Важно, чтобы каждый человек — не только священнослужитель, но и мирянин — был таким свидетелем, потому что каждый к этому призван, вне зависимости от своего положения, должности, места служения. Сейчас же, когда говорят «миссионер», то подразумевают, что у нас есть люди, специальным образом обученные для того, чтобы заниматься миссией. У нас они действительно есть; правда, их немного: диакон Андрей Кураев, Алексей Ильич Осипов и еще несколько человек.
Трудно сказать, кто приносит больше пользы: человек, выступающий с лекциями и речами в собраниях, или же рядовой священник, который с горением сердца совершает свое служение и самим примером своей жизни и пастырского подвига притягивает к себе людей, хотя, может быть, не владеет особыми миссионерскими технологиями. Нас окружают много людей, которые знают о Церкви больше понаслышке, и когда они слышат от своего собеседника, что он миссионер или занимается миссионерской деятельностью, то подспудно испытывают боязнь. Они начинают себя воспринимать как пациентов, которых пришли «лечить», обращать. Это не лучший способ действий. Особенность современной жизни в том, что люди не хотят и не привыкли, чтобы их учили. Мы знаем, какой результат может принести воспитание, когда родители начинают учить детей назидательным тоном, даже внушая им хорошие, правильные идеи. Если при этом дети не чувствуют настоящей родительской любви, внимания, заботы, то результат бывает самым печальным. Подобным образом нужно избегать действовать в отношении окружающих людей и тем, кто несет в своей душе идею служения Церкви и просвещения ближних светом Евангелия. Людей убеждает не назидание и поучение, а, прежде всего, искренность и сердечное горение, которое проявляются в служении, в словах и делах. Люди гораздо лучше воспринимают слова, сказанные по-дружески, в простой атмосфере, когда их не учат, а советуют, передают свой личный опыт, с ними делятся какими-то размышлениями. Такая форма более эффективна, приносит больше пользы. На человека можно направить шквал информации, и все будет бесполезно. Важно дать почувствовать, что это не просто пропаганда, а то, что имеет под собой экзистенциальное основание; что его собеседник говорит так не просто потому, что зарплату в Церкви получает, а потому, что для него следование Христу — образ жизни, и он как говорит, так старается и делать.
— Участниками последних Рождественских чтений было принято обращение к священноначалию с просьбой учредить при каждом храме штатную должность помощника настоятеля по работе с молодежью. На ваш взгляд, насколько эффективен такой шаг? Нет ли здесь опасности бюрократизации работы?
— Безусловно, я считаю, что такой шаг может быть плодотворным, но самое важное, чтобы человек, который призван к этому служению, действительно обладал необходимыми способностями и навыками, чтобы это было не для «галочки». Проблем много и помимо работы с молодежью. Даже когда мы говорим о молодежи, то подразумеваем не только юношей и девушек, но и детей, в том числе из детских домов и неблагополучных семей, а ведь в помощи и внимании нуждаются и больные, и старики, и заключенные. Не стоит, думаю, акцентировать внимание только на молодежи, выделяя работу с ней из общего списка приоритетных тем, на которые Церковь должна обратить внимание.
Современный православный приход в своей деятельности призван охватывать много направлений. Нельзя ограничиваться просто пастырской работой с людьми, которые приходят в храм. Священнику и его прихожанам нужно выходить за церковную ограду. Нужна и востребована их активная работа с разными людьми, которая должна осуществляться очень тактично и продуманно.
— Молодежная политика нашей Церкви сейчас направлена на решение двух главных вопросов: как просветить светом Христовым наших неверующих молодых соотечественников и как сохранить в Церкви молодых людей, многие из которых выросли в православных семьях, но, перейдя из детства в юношеский возраст, окончив воскресную школу, уходят «на страну далече». Каково ваше видение решения этой проблемы?
— Важно, чтобы те юноши и девушки, которые уже являются чадами нашей Церкви, чувствовали себя на приходе при деле. Часто бывает так, что в храме остаются именно те люди, которые как-то вовлечены в приходскую жизнь. Остаются, например, те ребята, которые несут послушание в алтаре. Если атмосфера в алтаре хорошая, благоговейная, то, конечно, видя такой добрый пример, люди проникаются им. Есть и другие формы привлечения молодежи к приходской жизни, но всякий раз это должно быть какое-то делание: участие в молодежных встречах, кружках, служение милосердия, участие в просветительском служении, паломничество. Если молодые люди чувствуют, что это важно, интересно и этим занимаются в храме не формально, тогда, конечно, у нас больше шансов сохранить их в Церкви.
Огромное количество наших молодых соотечественников — люди нецерковные, и мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что эту их духовную непросвещенность яростно оберегает Министерство образования. Понятно, что если такова позиция руководства министерства, то, конечно, трудно рассчитывать на иную позицию самих образовательных учреждений. Но некоторые поводы для оптимизма есть. Недавно в Российской международной академии туризма, где я являюсь одним из заведующих кафедрой религиозного туризма, начали читать студентам-первокурсникам курс лекций «Основы религиозной культуры». Он рассчитан на один семестр, но ожидается, что в будущем учебном году его продолжительность возрастет вдвое. В рамках курса рассматриваются история религий, история христианства в целом и отдельно Русской Православной Церкви, сектоведение, история церковного искусства и многие другие дисциплины. Лекции читают преподаватели московских духовных школ.
Этот прецедент интересен потому, что Академия туризма — сугубо светское учебное заведение, причем коммерческое. Я пообщался со студентами и понял, что молодые люди, особенно девушки, очень мало знают о Церкви, о Православии. Самые элементарные вопросы вызывают у студентов недоумение. Ректор академии убежден, что правильное представление о православной духовной культуре важно для них с точки зрения профессиональной, потому что, по прогнозам экспертов, в ближайшее время интерес к религиозному туризму в мире будет возрастать, а Россия имеет реальную возможность доминировать в этом сегменте туристического рынка. А что у нас в России показывать? Конечно же, в первую очередь, храмы и монастыри. Без ясных представлений об истоках русской культуры, о Церкви, о вере немыслимо в отечественном турбизнесе работать квалифицированно и хорошо. Но для нас важнее другое, а именно то, чтобы у молодых людей сформировался нравственный стержень, чтобы они осознавали свои духовные истоки.
— Сейчас создается очень много православных молодежных объединений, особенно в Москве. Насколько целесообразно и эффективно создание официально оформленных молодежных структур и фиксированное членство в них?
— Очень многое зависит от людей, которые этим занимаются. Важно, чтобы объединение не было формальным, конъюнктурным: вот, мол, появилось новое веяние, есть благословение священноначалия на создание молодежных объединений, ну вот мы и создадим, чтобы у нас оно тоже имелось, и не было стыдно, и чтобы в годовом отчете об этом написать.
Я считаю, что организация в принципе важна, но она может быть разной, в зависимости от целей и задач, для решения которых объединяется молодежь. Если работа проводится только в рамках одного прихода, то создавать особую структурированную организацию необязательно. У нас в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве четыре года назад было образовано молодежное объединение, которое мы назвали Молодежным клубом. Его работой руководит один из наших клириков. Молодые прихожане нашего храма пригласили своих знакомых, затем мы повесили объявление в храме с информацией о том, что проводятся молодежные встречи. Всякий желающий мог придти и принять участие в этом. Поместили эту информацию и на храмовом сайте. Интересно то, что большая часть пришедших не были прихожанами нашего храма. Сейчас в клубе около 40 человек в возрасте от 15 до 35 лет, большинству — около 20. Раз в две недели проводятся клубные встречи, устраиваемые в форме бесед с чаепитием; они часто сопровождаются просмотром фильмов. В клуб входят в основном студенты, причем некоторые из них еще не имеют опыта церковной жизни, являясь в каком-то смысле начинающими прихожанами. Ребята время от времени совершают совместные паломничества. Все это сугубо добровольно, никакого членства не требуется. Пока мы не почувствовали необходимости в какой-то особой организации. Самое главное, чтобы были люди, а форму организации может подсказать сама жизнь.
Я вспоминаю собственную юность. В то время — в 1960—1970-х годах — очень небольшое количество молодежи ходило в храмы, поэтому трудно было найти сверстников, которые бы так же думали, так же верили. Дефицит общения был проблемой неразрешимой и невосполнимой. В больших приходах в крупных городах молодым людям, возможно, было легче найти своих единомышленников, а в провинции с этим было очень трудно. Подавляющее большинство людей тогда были либо неверующими, либо религиозно индифферентными; никто о вере не говорил, потому что эта тема была запретной. Сейчас, конечно, все иначе, и молодежи надо пользоваться имеющимися возможностями.
— На Молодежной секции прошлых Рождественских чтений возникла дискуссия по поводу того, нужно ли, обращаясь с проповедью к молодежи, опираться на наши исторические традиции. Каково ваше мнение?
— Мне кажется, это вопрос надуманный. Как можно, работая с молодежью, не обращаться к истории? Она свидетельствует о наших победах, нашем национальном величии и о нашей национальной трагедии, поэтому нужно изучать ее и делать выводы. Знание истории позволяет раскрыть сильные и слабые стороны характера нашего народа. Нужно учиться не повторять прежних ошибок и развивать его лучшие качества.
— Молодежь, в том числе православная, категория людей граждански активных, которые могут быть вовлечены не только в общественную, но и в политическую жизнь. Церковь в политику не вмешивается. Как, на ваш взгляд, разрешить это противоречие?
— Желательно, чтобы политические темы молодежными объединениями не затрагивались. Да, мы учим людей добру, стараемся привлекать их к каким-то хорошим общим делам, но если начать говорить о политическом выборе, то возникнет опасность разделения, потому что один является консерватором, а другой придерживается либеральных подходов. В одном приходе в результате такой дискуссии большая часть людей может заявить о себе как о представителях определенного идейного крыла, а остальные почувствуют себя меньшинством. В результате расторгнется духовная связь, существовавшая между ними. Конечно, члены молодежных клубов и объединений вправе высказывать свои мысли и взгляды, но все-таки нужно ограничить обсуждение политических вопросов. Возможны ссылки на историю, на наш государственный опыт, но надо не переходить грань, способную породить разделение.
Кроме того, нужно в принципе отличать молодежные объединения православных людей от православных молодежных организаций. Если они имеют статус церковной организации и действуют в рамках епархии или прихода, то лучше, чтобы там не происходило ярко выраженных политических дискуссий. Если же это светское объединение православной молодежи, то его члены могут высказываться более смело. У нас есть, например, Союз православных граждан, члены которого занимают активную гражданскую позицию и небезразличны к тому, что волнует общество. Но это — светская организация.
Молодости свойственна стихийность, и важно, чтобы желание деятельности не завело молодых людей слишком далеко. Именно поэтому крайне необходимо, чтобы с молодежными группами работали священники, которые принимали бы участие в решении принципиальных вопросов.
— Для молодежи очень важна правильная подготовка к семейной жизни. На ваш взгляд, в какой форме такая подготовка наиболее эффективна?
— Есть разные пути решения этого вопроса. Например, в Италии — а это страна традиционно католическая, — если человек желает вступить в брак, он обязательно должен пройти церковные курсы, где ему сообщают представления о правильном понимании христианского брака, о том, как строить отношения в семье. Без этого нельзя венчаться. Конечно, сейчас это порой сводят к формальностям: в некоторых случаях люди просто покупают свидетельства об окончании этих курсов.
Безусловно, было бы неплохо, если бы в рамках приходских и епархиальных молодежных клубов, центров, движений обсуждались темы, связанные с вопросами семейной жизни. Людей надо к этому готовить. Они часто не представляют себе реальностей супружества, делают много ошибок. И, конечно, важно предупредить трагические последствия этой безграмотности. На книжных прилавках церковных магазинов мы сегодня видим много книг, посвященных проблемам семейной жизни, аудиопрограмм и видеофильмов. Они очень востребованы. Но живое общение, откровенный разговор молодого человека со священником на жизненно важные темы ничто заменить не может.
— На базе Паломнического центра Московского Патриархата по благословению священноначалия впервые состоялся бал, устроенный православными молодежными организациями. Это событие, возможно, положит конец дискуссии по поводу того, насколько в принципе уместны балы как форма общения верующей молодежи.
— Танцы для молодежи, в том числе и для православной молодежи, это одна из форм знакомства и общения, и я не вижу здесь ничего предосудительного. Очень часто сейчас верующий молодой человек ставится перед неоправданно жестким выбором: либо он вообще никак не общается с сверстницами, либо идет на дискотеку, а для многих людей это погибельные сети.
Церковь никогда не выступала против балов как таковых. Танцевальные вечера в дореволюционной России были традиционной формой общения молодежи, правда, преимущественно аристократического сословия. К сожалению, устраиваемые сегодня в России светские балы превращаются в выставку роскоши, где богатые щеголяют дорогими платьями и драгоценными украшениями, стоящими десятки тысяч долларов. Если убрать элемент элитарности, когда люди в первую очередь демонстрируют свой достаток и тешат собственную спесь, если проводить балы скромно и красиво, то они могут быть хорошей альтернативой дискотекам. Разумеется, должна быть определенная регламентация: например, балы не должны проходить в посты. Главное — как все будет организовано. Если бал устраивают люди, которые имеют только опыт проведения дискотек, тогда, конечно, это может стать пародией. Если же они проходят под окормлением опытного священнослужителя, то это гарантия того, что все будет достойно.
Убежден, что не нужно бояться экспериментировать, не нужно бояться новых форм работы с молодежью. Важно только чувствовать нравственную грань, за которой знак плюс меняется на минус. Не нужно бояться светской жизни, а также того, что православный человек может хорошо выглядеть, быть красиво и элегантно одетым. Православие — не символ убожества. В наше время, когда Православие выходит из того гетто, в котором оно находилось в советское время, балы могут и призваны стать новой, популярной формой общения молодежи.
У нас в Паломническом центре работа с молодежью выделена в отдельное направление деятельности. Мы взяли на работу специального сотрудника — молодую девушку, которая будет заниматься организацией и проведением молодежных программ, а это не только балы, но и паломничества и встречи с интересными людьми, чей опыт церковной жизни может оказаться полезен юношеству. Надеюсь, реализация этих проектов будет успешной.
Беседовала Ольга Кирьянова