Епархиальные ведомости (Владивосток) | Игумен Никита (Зеленюк) | 14.02.2009 |
Чем «плох» день святого Валентина? Почему церковь не венчает без справки из ЗАГСа? Как правильно просить Бога о выходе из экономического кризиса? Об этом и о другом в разговоре с настоятелем храма Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, руководителем отдела по делам молодежи Приморской епархии игуменом Никитой.
Влюбленность — еще не любовь
— Отец Никита, приближается День Святого Валентина, один из самых популярных у молодежи праздников. Как к нему относится Русская Православная Церковь?
— Этот праздник — светское мероприятие. 14 февраля не отмечается как день памяти Святого Валентина — ни в православном календаре, ни, насколько я знаю — в католическом. Само содержание празднования, которое навязывается коммерческими структурами, делающими на нем бизнес, — оно совершенно не церковное! А если посмотреть глубже: через эту «идею», через модный «брэнд» пытаются разрушить традиции крепкой семьи. Вдумайтесь — День влюбленных. Но в Евангелии говорится — «Бог есть любовь. Любите друг друга!». На основании только лишь влюбленности крепкую семью не построишь.
— Но что плохого в том, что люди дарят друг другу сердечки со словами любви?
— В День святого Валентина молодой человек может послать 20 валентинок, 20 раз «подарив свое сердце». Какова цена этого чувства? Результат профанации — крайне большой процент разводов в молодых семьях, большое количество гражданских браков.
— Кстати, есть ли такие пары, которые, минуя ЗАГС, желают обвенчаться в церкви?
— Церковь венчает только те пары, которые вступают в законный брак. Исключения бывают очень редко: например, если люди прожили вместе много лет, и детей уже воспитать успели, а регистрировать отношения почему-то не хотят. Тогда священник может пойти на такой шаг, как венчание без официальной регистрации.
— Если церковь против празднования Дня Святого Валентина, то она, наверное, должна что-то предложить взамен.
— Такой праздник в Православном календаре есть: 8 июля, День святых князей Петра и Февронии, Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья.
— Так этот праздник нужно, что называется, раскрутить!
— Я бы сказал, необходимо насытить правильным содержанием празднование этого дня — как духовное, так и светское. Говорить о семье, о верности, о любви действительно крепкой. Это задача и перед обществом, и перед церковью: создать новые традиции, отмечать чисто русские дни празднования добродетели, духовных качеств, когда люди вспоминают о своем предназначении. Я думаю — всякая девушка и всякий парень втайне мечтает о том, чтобы встреть такую свою половину, с которой он или она прожили бы всю жизнь — в любви и согласии.
— Почему же тогда браки распадаются?
— Хотя предпосылки у людей изначально были верными — христианскими, на практике, действительно, сохранить брак удается нечасто. Потому что с детства у большинства молодых людей не привито понимание того, что нужно сохранять целомудренность, чистоту, а мужа или жену выбирать внимательно, ответственно. Раз — и на всю жизнь!
Дело молодое
— Вы как раз занимаетесь в Приморской Епархии делами молодежи. Что в этом направлении можно сделать?
— Для Владивостокско-Приморской епархии молодежное дело — молодое. Это направление только в стадии становления. В прошлом году я принял этот храм, сейчас стараемся привести в порядок помещение, в котором мы уже начали проводить заседания молодежного дискуссионного клуба. В дальнейшем планируем организацию викторин по Священному Писанию не только в приходах, но и в общеобразовательных школах. Летом будем проводить православные смены в детских оздоровительных лагерях, а также организуем собственный лагерь.
— Молодых людей от церкви отпугивает обилие правил, догм, запретов. В американских фильмах церковь выглядит куда более привлекательной — пляшут там, поют, проповеди сидя слушают. В православии все не так. Этот барьер, наверное, трудно преодолеть?
— Чаще всего я, как священник, встречаюсь не с тем, что человек не принимает православие, а с тем, что у него сложился неверный стереотип православия, карикатура на него. И он ее не принимает. Разбираясь в том или ином препятствии, нужно для себя уяснить — это учение церкви или это чье-либо мнение? Или это карикатура на церковь, прочно закрепившаяся в сознании? Не надо выставлять православную церковь этакой законнической организацией, где «шаг влево, шаг вправо — расстрел». Не надо делать из православных формалистов. Вот, например, есть такой штамп — в православии «нужно все соблюдать». А что — все? Нет праведника, который ни разу бы не согрешил. А если говорить о том, что надо соблюдать непременно, при любых условиях — то это две главные Божьи заповеди. Любить Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей — и любить ближнего как самого себя. В этих заповедях таится смысл всех остальных.
— Ну вот скоро пост. Очень строгий. Всем ли православным его надо соблюдать?
— А если у человека язва? Или — если женщина беременна? Разумеется, о строгости соблюдения поста тогда речи быть не может. Или другой стереотип — в православном храме молятся непременно стоя. А если у человека ноги болят? Умри, но выстой службу? Да разве Богу этого надо?! Поэтому, знакомясь с содержанием православия, с его сутью, с его обрядами — надо немного проще отнестись к тем своим представлениям, которые человека пугают в православии. Может, это вовсе и не православие.
— Кажется, вы очень прогрессивный священник?
— Я не сказал ничего прогрессивного. Это обычный церковный устав, который направлен на то, чтобы помочь человеку прийти ко Христу.
Антикризисный молебен
— К вопросу о помощи. Сейчас некоторые заказывают антикризисные молебны. Как церковь к этому относится?
— Грешно просить у бога помощи только в греховных делах. Если на работе проблемы — а семью надо кормить, о какой духовной жизни он будет думать, если через месяц у него куска хлеба не будет? Для человека это проблема, и, не видя путей выхода, он обращается к тому, кто в силе помочь и в этой ситуации. И что плохого, если вся церковь молится: «Господи, помоги нашему народу, нашему государству выйти из кризиса — покаяться, исправиться, улучшить положение». Церковь и так молится об этом постоянно. Но тут надо понимать, что есть иерархия ценностей. Если приходящий в храм просит у Бога только пополнить счет в банке, а о духовных ценностях не думает — это потребительское отношение. Ты мне дай, а я тебе за это свечку поставлю. Но бог не в свечке нуждается. Ему вообще ничего не нужно — он самодостаточен. Он только желает жизни вечной человеку — образу своему.
Беседовала Ольга АНЧА, газета «Аргументы и факты Приморье», 12 февраля 2008 г.