Санкт-Петербургские ведомости | Протоиерей Александр Борисов | 13.02.2009 |
Считается, что церковные выборы совсем не похожи на светские. Никто из священнослужителей не выдвигает себя на высший церковный пост, наверх не выходят разногласия между иерархами, а верующие не выражают свой выбор на митингах и демонстрациях. Да и у простого мирянина, более-менее отслеживающего предвыборные церковные события, складывается впечатление, что борьба идет не между программами претендентов, а между их именами.
Но нынешние патриаршие выборы, которые фактически в постсоветской России прошли впервые (Алексий II избирался в 1990 году в другой стране и другой ситуации), очень роднит с недавними президентскими выборами одно обстоятельство — полная предсказуемость их итогов и даже цифровых результатов. Напомним, что за главного фаворита «светских» президентских выборов Дмитрия Медведева в первом же туре проголосовали больше 70% избирателей, а митрополит Кирилл, ставший после смерти Алексия и. о. патриарха, набрал на Поместном соборе в единственном туре около 72% голосов.
Впрочем, отметим, что предсказуемый победитель совсем не означает малодостойный или нелегитимный.
О новом патриархе можно сказать с очевидностью, что к высокому посту главного церковного кормчего он готовился всю жизнь.
Кирилл (в миру Владимир Гундяев) родился в 1946 году в Ленинграде в семье потомственного священника и школьной преподавательницы немецкого языка. Дед будущего патриарха в годы советской власти за церковную деятельность был сослан на Соловки. В школе юный Володя ничем особым не выделялся, разве что тем, что пионером и комсомольцем не был. Зато в Ленинградской духовной семинарии, в которую он поступил после окончания школы, таланты будущего первосвященника раскрылись в полной мере. Ее уже иеромонах Кирилл закончил в 1970 году с отличием и степенью кандидата богословия и сразу был оставлен преподавателем. Вскоре молодого, подающего надежды профессора богословия заметил митрополит Ленинградский Никодим, сделав его своим личным секретарем. Дальше карьера отца Кирилла пошла невиданными темпами.
В 23 года его возводят в сан архимандрита и назначают представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В 1974 году в возрасте 28 лет он становится ректором Ленинградской духовной академии, через три года возведен в сан архиепископа, в 1984 году назначается архиепископом Смоленским и Вяземским. Через пять лет его назначают председателем отдела внешних церковных сношений (своеобразный церковный МИД) и постоянным членом Синода. Наконец, в 1991 году архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл возводится в сан митрополита.
Блестящий по всем иерархически-церковным канонам послужной список. Думается, даже обнародованные в прессе несколько лет назад сведения, что якобы в советские времена Кирилл был агентом КГБ под кличкой Михайлов, а в середине 1990-х он занимался беспошлинной продажей сигарет, средства от которой шли на гуманитарные нужды церкви, вряд ли могли подмочить его репутацию. Сведения так и остались не подтвержденными слухами.
Как правило, у наших церковных иерархов практически нет личного выражения лица, особенно если смотреть на них глазами светских людей. Митрополит Кирилл, наоборот, воспринимался совершенно иначе. И вел себя, кстати, иначе. Скорее, как католический или протестантский епископ, который по возможности старается комментировать все события не только церковной, но и светской жизни. Конечно, к этому Кирилла обязывала должность, занимаемая им на протяжении 20 лет, — руководитель внешних церковных сношений, — дающая возможность говорить больше, чем обычно принято в Русской Православной церкви, а также производные от этого возможности. В частности, ведение в течение полутора десятков лет на «Первом канале» телевидения еженедельной программы «Слово пастыря». К тому же редкий для нынешних православных иерархов дар говорить особым, понятным для светских слушателей языком. Несомненно, его можно назвать златоустом Православной церкви, к тому же помимо отменных ораторских способностей он свободно говорит на английском, французском и немецком языках.
И в своих публичных выступлениях, и, похоже, по сути новый патриарх является сторонником могущественного государства, считающим, что у России всегда будет свой путь, отличный от стран западной демократии.
Как ни покажется странным, но в церковных делах у нового патриарха проблем больше, чем в отношениях с государством. Прежде всего из-за того, что в постсоветское время Православная церковь развивалась бурно, но экстенсивно. С 1991 года по всей России стали ударно строиться монастыри, множились приходы. Естественно, появилось огромное количество вновь подготовленных священников. Церковь превратилась в огромное хозяйство, требующее привести его в порядок и структурировать. Интересная цифра, озвученная недавно и характеризующая нынешнее состояние церкви и российского общества: хотя число православных приходов в прошлом году превысило 25 тысяч, лишь 10% россиян регулярно посещают храмы, притом более 75% наших сограждан причисляют себя к православным…
Мнения о том, каким будет новый предстоятель РПЦ, среди наблюдателей расходятся. Одни считают, что он останется ярким харизматиком, своеобразным церковным либералом и модернистом. Другие полагают, что патриарх Кирилл вынужден будет считаться с консервативными взглядами, существующими в высшей церковной среде, и сам станет сдержан и традиционен. Как говорится, будущее покажет.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 256 138@SV_Articles