Екатеринбургская инициатива | Сергей Писарев | 13.02.2009 |
Мировой финансовый кризис бросает России новые вызовы. Начавшееся в 2000 году время относительного благополучия, вызванное высокими ценами на нефть, закончилось. Страна вступила в новую и очень сложную эпоху экономической рецессии, которая может привести либо новому экономическому подъёму, либо к тяжёлой экономической депрессии с непредсказуемыми последствиями. Главный вывод, который мы должны сделать из наступившего кризиса, это понимание того, что никакое материальное благополучие не может быть бесконечно, если оно бездуховно, что государство, не ставящее во главу угла духовные ценности, обречено на постоянные кризисы и последующую деградацию. Но как сделать так, чтобы это понимание стало программой государственного строительства? Как сделать так, чтобы общество чётко осознало, что лишённое нравственных ориентиров, оно нежизнеспособно? Как сделать так, чтобы крупный, средний, малый бизнес руководствовался в своей коммерческой деятельности 10 Заповедями Библии, а не моралью «понятий» и «разборок»? Какую духовную роль должна играть в сегодняшнем мире Россия? Какая идеология наиболее соответствует сегодняшнему состоянию нашего Отечества? Эти и другие вопросы мы решили обсудить с Президентом благотворительного фонда «Русский Предприниматель» (Екатеринбург), сопредседателем Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), одним из инициаторов и спонсоров написания «Русской доктрины» Сергеем Владимировичем Писаревым.
Академия Российской Истории (АРС): — Здравствуйте, Сергей Владимирович!
Сергей Писарев (СП): — Здравствуйте!
АРС: — Вы являетесь главным инициатором знаменитой «Русской доктрины». Скажите, пожалуйста, как Вам пришла в голову эта идея, и правда ли, что «Русская доктрина» родилась в бане у Вас дома?
СП: — Конечно, нет. «Русская доктрина» родилась не в бане на Урале, а в Москве, как результат серьезной работы отобранных и нанятых для этой цели почти ста уникальных личностей и специалистов-исполнителей. А вот решение о том, что такой труд необходим, его название и основные положения действительно появились там, где Вы сказали. Еще одно доказательство того, что Россия — это Третий Рим. Древнеримская традиция: в бане в мужской компании рассуждать обязательно о всемирных проблемах. Шутка. Главным, и тем более единственным, инициатором «Русской доктрины» я так же не являюсь. Думаю, что сегодня можно назвать имена её родителей, так сказать, по алфавиту. Это Костин Олег — сегодняшний президент московского фонда «Русский Предприниматель», Макуров Леонид — тогдашний редактор журнала «Русский Предприниматель» и Ваш покорный слуга. Впоследствии место отошедшего (надеюсь временно) от проекта Леонида занял Виноградов Олег, а также материально помогли еще несколько человек, которых вместе с нами можно условно назвать «заказчиками» этой работы. Среди исполнителей можно отметить и поклониться всем экспертам, указанным в книге, но особенно соредакторам «Русской доктрины»: А. Кобякову и В.Аверьянову.
АРС: — Как вы полагаете, насколько востребованными оказались идеи «Русской доктрины» для нашего общества? Нашли ли они понимание у властных структур?
СП: — Мне кажется, достаточно ознакомиться с текстом «Русской доктрины», временем её появления и тогда нетрудно будет заметить, как в этот же период менялся идеологический тон выступлений руководства страны, общественных деятелей, начиная от известных — Послание? Президента Федеральному Собранию 10.05.2006 г., знаменитой «Мюнхенской речи», заканчивая некоторыми последними инициативами и предложениями. Хотя это могли быть и обычные совпадения. Однозначно же и официально «Русскую доктрину» поддержал ВРНС. Мнения столь уважаемой организации для нас более чем достаточно. Когда это произошло, мы сказали друг другу, что только ради этого стоило бы жить. С этого времени мы стараемся по мере наших возможностей быть полезными Собору и, как нам кажется, пока не разочаровали его руководство.
АРС: — Вы только что упомянули ВРНС. Не секрет, что изначально в его работе принимал самое активное участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который с 1 февраля возглавил ВРНС. В связи с этим возникает вопрос, как относится Святейший Патриарх к идеям «Русской доктрины»?
СП: — Надеюсь, что по-прежнему положительно. Его Святейшество, еще, будучи Митрополитом, всегда проявлял самый живой интерес к «Русской доктрине», многие из положений которой, по его инициативе были включены в повестку дня Всемирных Русских Народных Соборов, например Собора по молодёжной политике. Понятно, что с 1 февраля мнение Святейшего Патриарха Кирилла по любому вопросу стало еще более важным. Поэтому мы надеемся, что наша работа по развитию идей «Русской доктрины» будет и дальше проходить под благословением и руководством Первосвятителя.
АРС: — В своих выступлениях и программных документах, даже в своём названии, ВРНС постоянно обращается к проблемам именно русского народа. Скажите, почему Вы говорите именно о русских, а не скажем, как это принято сегодня, о «россиянах»?
СП: — Я только лишь сопредседатель Екатеринбургского отделения ВРНС и потому говорить от имени ВРНС не имею права, могу лишь высказать свое личное мнение. Россия, несмотря на то, что русские составляют здесь 80%, является единственной страной в мире, которая при этом считается многонациональной. Там, где на территории РФ проживают компактно другие народы, скажем буряты, татары или чеченцы — эти регионы считаются мононациональными (даже если русских там больше половины). Здесь появляются национальные республики с соответствующими национальными акцентами (что, безусловно, совершенно правильно и необходимо). Те же регионы РФ, где русские составляют даже 99%, юридически, политически и морально считаются многонациональными и многоконфессиональными. Удивительное дело: всем очевидно, что на территории России живут татары, башкиры, ингуши и т. д., а вот русские исчезли — вместо них появились «россияне». Убрав из паспорта графу «национальность», это положение закрепляют уже и юридически. Согласитесь, но здесь что-то не так. Но десятки лет антирусской пропаганды сделали свое дело, и с этим приходится считаться.
Поэтому, в силу вышеуказанных причин, на наш взгляд, для сегодняшней России духовным, общеобъединяющим стержнем могли бы стать положения, предложенные экспертами фонда «Русский предприниматель» в работе «Декалог ХХI». Если коротко: построение всех форм жизнедеятельности на основе десяти библейских заповедей. Кроме того, что они правильны и справедливы, они еще и очень схожи с духовными принципами Корана, Будды, Торы и даже кодексом «строителя коммунизма». Т. е. могут быть вполне приемлемы для всех слоев населения РФ. Образно говоря, «Декалог», как идеологию, можно было бы уподобить «белому цвету», который, в свою очередь, состоит из семи цветов радуги. А сами же цвета — это культуры, религии и национальности всех народов России, и конечно — русского, как государствообразующего. Чтоб получить белый цвет, нужны все цвета. Если они будут размытыми, неяркими, тем более какого-либо будет не хватать, то белого цвета не получить — он будет грязно-серым. Что мы и имеем в России сегодня. Т. е. я бы предложил считать русских в РФ пусть основным, но лишь одним из цветов радуги, понимая, что другие цвета так же важны и без любого из них «белого цвета» («Декалога») в России не получить.
АРС: — Как практически Вы видите реализацию своих идей?
СП: — Достаточно ответов на этот вопрос содержится в «Русской доктрине» (в том числе для этого она и создавалась). В случае разработки «Декалога» она могла бы, в несколько дополненном виде, остаться основным программным документом Русского Мира. Ну, а дополнительных предложений в порядке дискуссий может быть много, в т. ч. и неоднозначных. Ну, например:
В РФ должен появиться регион, где политически, морально и юридически вопросы сохранения и развития ценностей русской нации будут являться основными для местных госорганов (наряду с общими для всей территории РФ социально-экономическими). При этом необходимо открыто, искренне и пропорционально-справедливо на общегосударственном уровне оказывать поддержку в развитии других национальностей, культур и конфессий России.
Таким регионом могла бы стать Ленинградская область и Санкт-Петербург, после предания им дополнительного статуса Русского Края, и, конечно, переименования области в Петербургскую или Петроградскую. Кстати, хочу заметить, что до сих пор у нас два самых крупных после Москвы города, Санкт-Петербург и Екатеринбург, являются центрами областей не имеющими в своем названии причастности к этим центрам. Причём в том, что Петербург находится в Ленинградской области, а Екатеринбург — в Свердловской нет никакой логики, кроме логики прославления большевизма. Уверен, что правительство России такой логики не придерживается, а потому эти названия требуют немедленного изменения.
Почему столицей Русского Края должен стать Санкт-Петербург — понятно, почему не Москва — понятно тоже. На сегодня Москва является столицей многонациональной Российской Федерации, она и без того перегружена огромным количеством различных управленческих функций.
По примеру других национальных образований РФ большая часть руководителей Русского Края могла бы быть представлена гражданами русской национальности, исповедывающими православную веру, или хотя бы придерживающиеся православной традиции. Основы православной культуры в детских садах, школах, ВУЗах — обязательны. Гуманитарные предметы в школах на 90% должны быть основаны на русских культурных началах. В Санкт-Петербурге должен появиться Русский Университет, Русские отделения Академии Наук и Союза Писателей, Русский театр и т. д. и т. п. не только по названиям, но и по сути.
Образно говоря, задачей Края могло бы стать воссоздание за 5−10 лет и насыщение яркой (русской) краской, одного из сильно поблекших, хоть и основного, цветов общероссийской радуги. Если эксперимент стал бы удачным и не вызвал неприятия со стороны других народов РФ, подобные права могли бы получить и другие регионы, где русские составляют подавляющее большинство.
Безусловно, необходимо обратить внимание и на школьные программы, особенно в части гуманитарных дисциплин. Ведь до сих пор представителей общественности, родительских комитетов при разработке и утверждении учебных программ не подпускают даже близко. В результате на уроках литературы детям предлагают изучать сомнительные произведения сомнительных авторов. У русских, в силу известных исторических причин, пока еще далеко не лучшая легкая промышленность, но по части литературы выбор, мягко говоря, есть. А когда знакомишься с современными учебниками истории, то создается впечатление, что их редактировал тов. Троцкий. Русская история и литература если не самая лучшая, то уж во всяком случае, уникальна и несет в себе идеалы справедливости и добра. Даже простое полное и честное ее изучение сделает половину дела. В России много проблем, решение которых требует привлечение колоссальных сил и средств. Разработка же и принятие школьных программ по гуманитарным дисциплинам требует всего лишь системы, когда такие программы будут приниматься не келейно и непонятно кем, а с участием родительской общественности, представителей основных конфессий и национальностей РФ. Нужна лишь минимальная воля политического руководства страны. При нулевых дополнительных издержках результаты могут превзойти самые смелые ожидания.
В свое время для ликвидации Русского Мира большевики и иже с ними поставили задачу уничтожить Русскую Православную Церковь и крестьянство, как относительно независимого носителя русского духа, традиций и культуры. Соответственно для восстановления необходимы обратные действия. И если в части возрождения РПЦ результаты обнадеживают, то по крестьянству ситуация катастрофическая. А ведь нужно всего-то: раздать крестьянам бесплатно любое количество земли в бесплатную бессрочную аренду, после облагая серьезным налогом только те площади, которые не будут использоваться арендатором по сельхозназначению. Автоматически будут решаться вопросы жилья, трудоустройства, демографии, продовольственной безопасности и т. п. Церковь, школа и крепкие дворы — это и есть настоящая русская деревня, а она уже в свою очередь может явиться одной из основ Русского Мира в частности и России в целом.
АРС: — Сергей Владимирович, Вам принадлежит идея проведения так называемого «Молодежного Собора», который прошел прошлой весной в Кремле, а также Соборной встречи ВРНС в июле 2008 года в Екатеринбурге, посвященной трагической дате: 90-летия со дня убийства семьи последнего русского императора. Скажите, пожалуйста, нет ли у Вас идей по теме очередного съезда ВРНС, который должен состояться этой весной?
СП: — Тема прошлогоднего съезда ВРНС действительно предложена мной, но не более. Одно дело идея и совсем другое — ее великолепное воплощение, а вот к этому я никакого отношения не имел, здесь, в первую очередь, отменно сработал коллектив московского фонда «Русский Предприниматель». Другое дело Соборная Встреча ВРНС в г. Екатеринбурге, здесь кроме идеи пришлось постараться и организационно, и материально нам, екатеринбургскому отделению ВНРС. Говорят, получилось достойно. К слову, в немалой степени благодаря помощи В. Аверьянова. Что же касается идеи по теме очередного съезда ВРНС, то, мне кажется, она лежит на поверхности. В условиях мирового финансового и духовно-нравственного коллапса нужно предложить проект созидания в РФ экономического и духовного оазиса: «Россия — Ноев Ковчег Человечества XXI века». Эта идея зародилась и активно обсуждается в екатеринбургском отделении ВНРС и думаю, чтоб этом размышляют в руководстве Собора в Москве. В условиях нарастающего дефицита на Земле питьевой воды, продовольствия, энергоресурсов, краха, считавшейся «прогрессивной» до последнего времени, либеральной западной идеологии, у России есть все основания попытаться стать таким оазисом — Ноевым Ковчегом Человечества («НКЧ»). Нужно лишь добиться того, чтобы сам «НКЧ» не потонул в бушующем океане и на его борту среди команды и пассажиров царили мир и согласие. Обсуждением этих рецептов и мог бы заняться предстоящий съезд ВРНС.
АРС: — Сергей Владимирович, в общих чертах о концепции «НКЧ» я услышал от Вас летом прошлого года после проведения Царских Дней в Екатеринбурге. Насколько я знаю, тогда же Вы предложили принять участие в ее разработке некоторых Ваших партнеров в Москве. Позднее этот термин и немного фантастические идеи по теме я встретил в известной книге «Воины креатива. Праведный меч». Может и у Вас уже имеются конкретные предложения для обсуждения на Соборе?
СП: — В общих чертах что-то можно предложить на основании исторического опыта. Помните знаменитое сталинское «Братья и сестры!..»? Наверное, было бы символично, если в такое сложное для России и всего мира время, вместо обычного официального приветствия на открытии съезда ВРНС народы России опять услышали только короткое и емкое «Братья и сестры!..» Когда государству тяжело и нужна всеобщая концентрация усилий, мудрые правители всегда обращаются к национальным и религиозным чувствам своих подданных, его историческим и культурным корням. Плюс сильная и справедливая экономика на базе национальных природных и человеческих ресурсов. Собственно, примерно такой вот рецепт. А конкретных и профессионально оформленных предложений в рамках этого проекта команда «Русского Предпринимателя» может разработать достаточно много: после написания «Русской доктрины» это можно заявлять без лишней скромности. Вопрос лишь в том: насколько это может быть востребовано?