Русская линия
Седмицa.RuСвященник Алексий Уминский13.02.2009 

Что такое современная икона?
Телепрограмма 07.02.09

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня наша программа будет посвящена иконописи. Что такое современная икона? Существует ли современная иконопись или художник лишь воспроизводит лишь старые образцы? Должна ли меняться икона и отзываться на ритм современности? Об этом мы поговорим с гостем программы — искусствоведом Ниной Квливидзе. Вы можете принять участие в интерактивном опросе. Если Вы считаете, что современная икона может меняться и развиваться. Позвоните по телефону 995 811, если Вы думаете, что иконопись должна следовать только древним канонам, наберите 9 958 112. А начнем мы программу с главной новости минувшей недели — интронизации Святейшего Патриарха

Сюжет: Интронизация Патриарха

Интронизация избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошла 1 февраля в Храме Христа Спасителя. Во время Литургии, перед чтением Апостола два старейших митрополита Русской Церкви возвели избранного Патриарха на Горнее место и трижды посадили на трон под всеобщее пение «Аксиос» — «Достоин». После этого на Патриарха Кирилла возложили те же священные облачения, в которых проходила интронизация Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II. По окончании Литургии на Патриарха Кирилла возложили зеленую мантию и патриарший куколь. Ему вручили посох святителя Петра, эту святыню на время интронизации доставили из Оружейной палаты Кремля, где патриарший жезл храниться постоянно.

Святейший Патриарх Кирилл: — Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла «Братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны и Бог любви и мира будет с вами. Аминь».

На следующий день в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх совершил молебен, почтив память Московских Первосвятителей. В тот же день в Георгиевском зале Большого Московского Дворца Президент России принял участников Поместного Собора.

Дмитрий Медведев, Президент России: — В основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. Источником этой силы на протяжении многих веков является Русская Православная Церковь. Без всякого сомнения, так будет и впредь.

Святейший Патриарх Кирилл: — Дай Бог, чтобы сочетание небесного и земного, усилий церковных и усилий государственных были направлены на духовное и материальное процветание людей.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Итак, тема нашей программы — современная иконопись. Несколько дней назад съемочная группа нашей программы побывала в одном из красивейших московских храмов, где воссоздан иконостас 17-го века.

Сюжет: Иконостас в Троицком храме

В старинном Троицком храме в Троице-Лыково завершается реставрация. Художники восстановили вплоть до мелочей первоначальный интерьер этого храма петровской эпохи. Еще 15 лет назад вместо алтаря были обугленные пожаром стены, а резные барочные узоры уничтожили современные вандалы.

Андрей Фехнер, руководитель группы реставраторов: — До этого здесь находилось некое военное училище. Солдаты или курсанты просто зашвыряли весь иконостас битым кирпичом, поэтому резьба была побита. Мы просто вырезали заново резьбу по сохранившимся фрагментам. Александр Соколов написал прекрасные иконы и, мне кажется, получилось неплохо.

Художники возродили не только алтарь, но и царское место, где по преданию молился Петр I. Единственное, что сохранилось от прежнего храма — это деревянное распятие 17-го века. Его пощадили огонь и время. Иконы для этого храма писались три года. Перед художником стояла очень непростая задача — сочетать стилистику 17 века с современным языком иконописи.

Александр Соколов, иконописец: — Мы язык даже своих непосредственных предков — русских иконописцев понимаем только со словарем. Очень хочется, чтобы этого разрыва не было. Для меня и для многих других художников — это главная цель, смысл работы, не производство предметов культа, а изучение языка, попытки понять духовную традицию.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Гость нашей студии — искусствовед Нина Квилидзе. Здравствуйте, Нина Валерьевна.

Нина Квливидзе: — Здравствуйте.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — За последние 20 лет возрождено десятки тысяч храмов идля того, чтобы их расписать, благоукрасить потребовалось, наверно, очень много иконописцев. Можно ли сказать, что за последние десятилетия сложилась современная русская икона?

Нина Квливидзе: — Можно сказать, что этот процесс стал реальностью. Сложилось ли сказать трудно, но то, что современное иконописание в России — это живой и очень мощный процесс это несомненно.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Многие мои друзья иконописцы говорят: «Батюшка ко мне обратился с просьбой написать ему иконостас в стиле 16 века», а другой говорит: «Я люблю домонгольский период», у третьего священника храм барочный, и он просит иконостас в стиле Симона Ушакова. Каждый начинает работать в каком-то определенном стиле, веке, манере. Не говорит ли это о том, что еще не сложился стиль современной иконы и, вообще, что такое современная икона?

Нина Квливидзе: — Говорить о стиле современной иконы очень трудно, можно говорить о явлении современного иконописания, которое характеризуется разностильностью. Это естественный процесс, и он не есть совершенно новый в истории, обращение к древним примерам, к образцам которые являются более привлекательными для заказчика, знает история церковного искусства. Такие периоды были и в истории византийского искусства и в истории древнерусского. Сейчас существует живой и реальный процесс возрождения иконописания.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — То есть в 12-м веке кто-нибудь мог бы работать в стиле 8-го?

Нина Квливидзе: — Я бы сказала конкретнее: не в 12-м, а в 10-м веке работали в стиле 6-го века — это исторический факт. После периода иконоборчества, когда стало вновь возрождаться иконописание, византийская культура переживала тот же самый период, какой русская переживает сегодня. Был многолетний перерыв, и когда иконописание возобновилось, то образцами для художников 10-го века служили иконы 5-го и 6-го веков.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Мало кто знает, что русская иконописная традиция не прерывалась даже во время гонения на Церковь в советские годы. В академии Троице-Сергиевой лавры еще в 40-х появился иконописный кружок, из которого вышли многие известные иконописцы. Эта традиция жива и поныне.

***

Сюжет: Иконописная школа Московской духовной академии

Здесь всегда светло и тихо. Анфилада комнат внутри монастырской стены Троице-Сергиевой лавры заставлена мольбертами и столами с кисточками, красками, репродукциями и фотографиями. Учеба иконописца отличается от уроков в художественном училище. В лавре говорят, что главная аудитория для студента — это храм. Отбирают будущих иконописцев по двум критериям…

Игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы Московской духовной академии: — Уровень воцерковления человека, его добрые, христианские качества и, конечно, уровень его профессионализма. И то и другое должно быть.

Будущие иконописцы научаются искусству иконы, копируя древние образы — признанные святыни. Но это не музейное копирование шедевра, а стремление приобщиться к духовному опыту Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.

Иконописная школа появилась 18 лет назад, сразу после того, как Церковь обрела свободу, но еще пол века назад в лавре существовал иконописный кружок, который создала монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова.

Игумен Лука (Головков), руководитель иконописной школы Московской духовной академии: — Когда открылась лавра после войны, она уже жила в районе нынешнего Сергиева Посада и включилась в реставрацию лавры, а в 1957 году основала иконописный кружок.

Именно ученики матушки Иулиании и ученики ее учеников после открытия иконописной школы у Троицы пришли сюда преподавать. Сейчас в школе двухступенчатое обучение: три года учатся все, а два дополнительных года лучшие. Студенты старших курсов работают над большими формами, например, составляют иконостас.

Эту копию знаменитого Рублевского образа апостола Павла один из студентов 4-го курса создавал больше 50-ти часов. Он писал ее прямо в Третьяковской галерее, глядя на саму святыню.

Студент: — Сейчас работа ожившая, под олифой она начинает приобретать настоящий цвет. Рисунком показывается объем в иконе, в московской школе, например. Где прямая линия, там нет объема.

Многие выпускники школы остаются в лавре, и работают здесь в художественных мастерских. Работы лаврских иконописцев расходятся по всему миру, их иконы обретают место в жизни не только Русской, но и Вселенской Церкви.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Напоминаю, что сегодня мы говорим об отношении к иконописи.

При современном развитии полиграфии, технологий, можно копировать Рублева, Дионисия и самые-самые древние образцы. Технический прогресс не может помешать развитию искусства?

Нина Квливидзе: — Это обстоятельство не впервые оказывает влияние на иконописание. Уже в 19-веке полиграфические методы создания иконы стали вытеснять живописные, потому что это было дешевое производство. Печатавшиеся в новых типографиях иконы, бумажные или на металле, были значительно дешевле. Эта продукция стала заполнять иконные лавки и традиционные иконописные села терпели ущерб, потому что их писаные иконы стоили дороже. Но технический прогресс не может повлиять на искусство отрицательно. Искусство осваивает и технический прогресс, и творческая и живая мысль лишь обогащается новыми средствами, делающими творчество более легким, но производство машинное никогда не вытесняет живого человеческого творчества.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — За последний век в Церкви появилось очень много новых святых, наши новомученики, например, а насколько контекст современной нам жизни вписывается в иконописный извод?

Нина Квливидзе: — Конечно, если современный человек, ходивший в светском платье в конце 19-го века, канонизирован как святой, то буквальное воспроизведение на иконе этого светского платья может быть не очень удобно для иконописи.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — С другой стороны, если его изобразить в платье 12-го века это тоже будет нелепо.

Нина Квливидзе: — Ранние примеры дают нам и в этом смысле ключ. Искусство 4−5-го веков изображало святых, в том числе и Спасителя и Богоматерь, в одежде современных римских граждан. А искусство 6−7 веков начинает изображать их в условных одеяниях востока.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Икона — это свидетельство об Истине и Вечной Жизни, но это свидетельство неотъемлемо от контекста той жизни в какой мы живем сейчас. Мне приходилось видеть изображение Страшного Суда в одном возрождающимся монастыре, и там были изображения современных нам политических деятелей: Ленин, Сталин.

Нина Квливидзе: — Мы знаем целый ряд примеров, когда отрицательные персонажи в традиционных композициях Страшного Суда или Избиения младенцев носили черты конкретных персонажей сегодняшнего дня. Например, в русских иконах 18-го века воины Ирода, избивающие младенцев, изображаются в образе польских воинов. Представление о зле и его носителях вполне может отразиться в иконописи.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Современная катехизация настроена, в первую очередь, чтобы объяснить людям смысл Веры, рассказать о богослужении, традициях, но практически ничего не рассказывает об иконе, но икона — это определенный язык и понять икону не так просто. Почему это происходит?

Нина Квливидзе: — Это связано с тем, что в течении долгого времени иконопись не была в центре внимания Церкви. Понимание содержания иконы, даже на сюжетном уровне, имеет прямое отношение к пониманию богослужения. Многие иконы прямо соотносятся с текстами богослужений. В данном случае понимание деталей, чтение надписей на иконах сразу соотносятся со знанием жития святого или события, а тем более с владением той богослужебной литературой, которая должна помочь человеку, стоящему на службе, слышать саму службу. Если человек не слышит и не понимает песнопений, значит, он не соучаствует в этом богослужении. Также содержание иконы и ее созерцание обязательно предполагает понимание того, на что ты смотришь.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Спасибо большое, Нина Валерьевна, за то, что Вы нашли время и пришли к нам на нашу программу.

Нина Квливидзе: — Спасибо Вам.

***

За два десятилетия церковной свободы у России появились тысячи иконописцев. Самые известные из них трудятся в Москве и Петербурге, но для того чтобы познакомиться с работами современных изографов мы решили отправиться подальше от городского шума в российскую провинцию.

Сюжет: Ростовские иконописцы

Озеро Неро сливается с небом, когда стоишь на берегу, кажется, что горизонта нет, или что берег и есть горизонт. С одной стороны от тебя небо, с другой древний город — Ростов Великий. В этой тишине таяться 12 бурных веков Русской истории. По преданию Ростовская епархия была основана при Ростовском князе Владимире. Неподалеку отсюда родился преподобный Сергий Радонежский. В Ростове подвизались многие известные святые, такие как святители Димитрий Ростовский и Патриарх Тихон, и почти безвестные сейчас, как Исидор Блаженный — немец в 15-м веке пришедший на Русь, чтобы принять Православие.

В посвященном Исидору древнем храме скоро появится местный ряд иконостаса. Каким он будет, вместе решают настоятель храма отец Олег и художник-иконописец Станислав Бурлаков.

Станислав живет на самом берегу озера Неро, рядом с домом его мастерская. Он стал иконописцем почти 20 лет назад. Тогда, в 90-е годы многие столичные художники получили свой первый заказ написать икону, расписать храм и эта случайность определила судьбу.

Станислав Бурлаков, иконописец: — Кто хоть как-то способен был держать кисточку в руке, все пригодились. Заказали сначала одну икону, понравилась, потом вторую, третью, потом иконостас небольшой, потом большой и так далее.

За эти годы Станислав создал несколько десятков иконостасов. 8 лет он писал иконы в беспокойной и суетной Москве, но любовь к Ростову победила, и он переехал сюда. Здесь тише, спокойнее, ближе к Богу.

В 30-ти верстах отсюда, в Ростовских лесах протекает река Нерль. Где-то там впереди, у ее устья знаменитый храм Покрова на Нерли, а здесь у ее истоков — почти заповедная тишина. В речном склоне Нерли почва полна минералами, для иконописца это настоящий клад. Если растереть такой камень, то можно добиться и нужного цвета и требуемой фактуры.

Григорий Лощиц, иконописец: — Этот серо-зеленый камень называется вулканит. Его цвет очень распространен в иконе, фактически на каждой древней иконе можно его обнаружить. И фоны им писались и позем и одежда. В древности он назывался псковская дичь.

Традиционная икона создается медленно, иногда, на один образ уходит несколько месяцев работы и почти затворнической жизни, когда ничто не отвлекает от дела.

Сейчас иконописец вырезает большой Голгофский Крест, уже несколько недель он занят только этой работой.

Григорий Лощиц, иконописец: — На Распятии лик Христа получается очень обостренный, мученический, поэтому работа над ликом требует сопереживания.

Иконопись требует полной концентрации всех сил: и душевных и физических, и когда они заканчиваются, Григорий откладывает недописанный образ и выходит на берег Нерли, а потом снова возвращается к иконе.

Рубрика Русские Патриархи: Патриарх Гермоген

20 февраля 1607 года Соборная площадь Кремля была забита людьми. На паперти Успенского собора стояли два Патриарха: Иов, которого совсем недавно эти же люди, на этом же месте оплевывали, позорили и избивали, и Гермоген, которого Иов благословил стать своим преемником. Народ просил прощения у своих Патриархов, и они простили свой народ. Но не прошло и полутора лет, как история повторилась. На Русь выступил Лжедмитрий II, и вновь, как несколько лет назад, на сторону интервентов стали переходить армии, села и города. Летом 1610 года поляки вошли в Кремль, царя Василия Шуйского сместили с престола, и Патриарх Гермоген остался единственным представителем законной русской власти в Кремле. От него требовали признать Лжедимитрия и согласиться на обращение Руси в католичество, но он отказался подчиниться оккупантам. Его бросили в темницу Чудова монастыря, сначала морили голодом, а потом и вовсе перестали кормить.

Патриарх Гермоген умер в центре столицы в Кремле в темнице от голода.

Святейший Патриарх Алексий: — Патриархи всегда были для Руси отцами, которые были пастырями, духовными руководителями народа. Их слово воспринималось как слово Божественной воли. От твердости Патриарха Гермогена зависела жизнь и спасение Руси. Даже из заточения он продолжал взывать к своему народу. Его послания переписывались от руки, размножались и рассылались по всей Русской земле еще свободной от захватчиков. И везде собирались полки, поднималась Русская земля. Нашлись те, о ком молился в темнице Патриарх Гермоген — Минин и Пожарский освободители.

Сначала Москва, а потом и вся Русская земля были очищены от захватчиков. На царство венчался Михаил Романов, первый из династии, которой предстояло править Россией более 300 лет.

***

Пришло время подвести итоги интерактивного опроса. Всего нам позвонило больше 1000 человек, большинство наших зрителей считают, что иконопись должна следовать древним образцам. Я придерживаюсь другой точки зрения. Думаю, что икона должна развиваться и отзываться на ритм современности.

Наша программа подошла к концу, ее Интернет-версию Вы можете найти на нашем сайте Sedmitza.Ru, где всегда помещаются самые последние новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. В следующую субботу мы совершим путешествие в Японию, и расскажем о жизни православных христиан в стране восходящего солнца. Я прощаюсь с Вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

http://www.sedmitza.ru/text/563 564.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика