Русская линия
Православие.RuСвященник Андрей Филлипс11.02.2009 

Три английских святителя

Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами — изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей — митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон. 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага — это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости?

Святитель Дунстан

Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи.

Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

Дунстан, молодой многообещающий ученый, отправился в Кентербери и поселился в архиепископском доме. Возможно, 4 сентября 925 года он присутствовал при помазании архиепископом на царство короля Этельстана в городе Кингстон-на-Темзе. Вскоре святой Дунстан был приближен к королевскому двору. Он имел возможность много общаться с приезжавшими из Европы, всегда находившими ласковый прием у короля. При дворе Дунстан преуспел во многих искусствах: изготовлении гобеленов, литье, музыке, живописи и поэзии. Но его талантливая натура возбудила зависть: он был оклеветан и удален от королевского двора. Святой Дунстан искал утешения в молитве. Он отправился в Гластонбери, а затем в Винчестер, где он близко сошелся со своим родственником — святым епископом Альфеджем. А в 936 году святой Дунстан решил дать обет безбрачия и посвятить всего себя монашеской жизни.

Итак, святой Дунстан стал монахом обители в Гластонбери. В этой обители он жил отшельником в крошечной келье, занимаясь живописью, вышиванием и кузнечным делом. Молодого подвижника посещали и видения, и даже сам искуситель являлся ему во плоти. В 939 году королем стал Эдмунд, он вновь призвал святого Дунстана ко двору. И вновь по наветам клеветников Дунстан был отправлен в ссылку. Правда, вскоре молодой король вернул святого, покаявшись в грехах злобы и несправедливости. Это случилось после того, как Эдмунд чудом избежал смерти возле ущелья Чеддар, где у него было поместье. Святой Дунстан не только был приближен к королю, но и назначен аббатом монастыря Гластонбери. Король щедро одарил этот монастырь. Так что в 940 году трудами святого Дунстана началось в Англии возрождение монашества, пришедшего в полный упадок из-за многочисленных набегов викингов в предыдущем столетии. Своими трудами по восстановлению монашеской жизни в стране святой Дунстан заслужил прозвание «первого аббата английского народа». В течение последующих тринадцати лет святой Дунстан восстанавливал Гластонбери, приобретал книги, учил, поддерживая при этом близкие отношения с королевской семьей. Святому Дунстану даже доверили хранить в Гластонбери часть королевской сокровищницы. В 951 году святому Дунстану предложили занять епископскую кафедру Винчестера, а в 953 — кафедру Кредитона. Оба раза святой отказался от подобной чести.

В 956 году святой Дунстан на какое-то время покинул Англию. Некоторые предполагают, что это было связано с вступлением на трон короля Эдви — правителя с порочными нравами, а может быть, причиной была ненависть баронов и иных людей, опасавшихся возрождения монашества. Святой Дунстан более года провел в монастыре города Гент во Фландрии, где был свидетелем того, как возрождается монашество на континенте. В этом монастыре он был укреплен видением, из которого узнал, что скоро возвратится в Англию, а его противники не смогут завершить то, что намереваются сделать. Тем временем закончилось краткое правление Эдви. Следующим королем стал святой Эдгар. Святого Дунстана просили вернуться в Англию, где в 957 году его рукоположили в епископа. Святой стал и постоянным советником короля. С 957 по 959 годы святой Дунстан был епископом Вустера, а в 959 году стал епископом Лондона. Здесь он принялся возрождать монашескую жизнь в монастыре святого Петра в Вестминстере, сначала всего лишь с двенадцатью монахами. О том периоде сегодня напоминают две сохранившиеся столичные церкви: храм святого Дунстана-на-Востоке и храм святого Дунстана-на-Западе.

21 октября 960 года, по Божиему Промыслу, святой Дунстан стал в Кентербери митрополитом всего английского народа. В Кентерберийской обители он строго соблюдал все монашеские предписания. Когда святитель служил Божественную литургию, его лицо было сосредоточено в созерцании небесного, «словно он общался с Самим Богом один на один». В церкви Кентербери святой Дунстан проповедовал и наставлял, увещевая не отступать от веры, а по ночам тайно вставал на долгую молитву. Святой Дунстан благоговейно почитал святых Кентербери, особенно своего предшественника святого Оду, которого называл Ода Добрый. Именно святой Ода рукоположил святого Дунстана в епископа Вустера. Рассказывают, как однажды ночью святой Дунстан слышал победную песнь святых, чьи мощи покоились рядом. В этой песни прославлялся Христос, и святой Дунстан заплакал от красоты дивной песни. Святой Дунстан изучал историю и учение святой Церкви, исправлял манускрипты; он возрождал монашескую жизнь в Кентербери так, как некогда в Гластонбери и Вестминстере. Он много потрудился для насаждения монашеской жизни по всей южной Англии, не оставляя без внимания и свою первую любовь — обитель в Гластонбери, которая дала Англии сонм святых настоятелей и епископов. Среди монастырей, возрожденных святым Дунстаном, обители в Этелни, Мачелни, Мальмсбери и Бате. В 970 году святой Дунстан участвовал в составлении документа под названием «Regularis concordia», представлявшего собой свод монашеских правил, обязательных для всех вновь восстановленных монастырей. Благодаря усилиям святителя было восстановлено в общей сложности около 30 монастырей. Но даже занимаясь столь деятельно устроением монашества в Англии, святой не забывал и своих обязательств перед королевским домом.

Аскет-созерцатель, святой Дунстан в то же время был и государственным мужем. Он был советником молодого короля Эдгара, вступившего на трон в возрасте 14 лет; он искал королевского покровительства новым монастырям. Это сотрудничество архиепископа и короля и стало основанием той эпохи в истории английской церковной жизни, которая названа «золотым веком». Сам Эдгар после бурно проведенной молодости обратился к покаянию и благочестию, став не только великим королем, но и святым угодником — святым Эдгаром Мирным. Англо-саксонская хроника сообщает, что «Господь даровал ему мирную жизнь… Широко распространяя весть о величии Божием, Эдгар, сам любивший закон Божий, содействовал миру в народе». После ужасов IX века святой Эдгар приобщал датских поселенцев, обосновавшихся в Северной и Восточной Англии, к английскому образу жизни, проявляя незаурядное терпение. И многое было достигнуто благодаря влиянию и мудрости святого Дунстана. Под влиянием святителя святой Эдгар принял и некоторые другие законы.

Святой Дунстан был строгим епископом, твердо настаивавшим на соблюдении постов и брачных законов; он строил новые и восстанавливал старые церкви, поощрял священников овладевать каким-нибудь ремеслом.

По византийскому образцу святитель составил обряд коронования, который в большей части своей совершается и сегодня.

В 973 году, 11 мая, на праздник Пятидесятницы, в соборе города Бат святой Дунстан короновал Эдгара королем всей Англии, дождавшись, когда тому исполнится 30 лет — канонический возраст для вступление в священство. Сам обряд коронования отражал и выражал взгляды святого Дунстана на сущность королевской власти: христианский король, по мысли святого, должен стать иконой воплотившегося Бога, помазанником Божиим, посредником между духовенством и мирянами. Святой Дунстан был убежден, что центральная королевская власть, противостоящая самоволью местных баронов, скрепляет единство Англии (святой Эдгар был первым королем всей Англии) и предотвращает возможность развязывания феодальных междоусобных войн, в которые впоследствии, в XII веке, будут втянуты норманнские бароны.

Однажды некий «благородный» человек знатного происхождения, отлученный святым Дунстаном от Церкви за канонически недопустимый из-за близкого родства брак (на двоюродной сестре), пожаловавшись Римскому папе, получил от него письменное повеление разрешить брак. Но святой Дунстан не пошел на уступку и, как истинный христианин, ответил, что «скорее отдаст свою жизнь, чем будет неверным Христу». Впоследствии этот граф был приведен к публичному покаянию.

В конце X века Элфрик, монах из Серна в Дорсете, написал следующие слова о правлении короля Эдгара: «Мы можем правдиво сказать, что это было радостное и счастливое для англичан время, когда король Эдгар распространял христианство и воздвиг многие монастыри. А его королевство жило в мире».

В 975 году Эдгар умер, и на трон вступил его сын и ученик святого Дунстана Эдуард. Началась година несчастий для английской земли. Когда закончилось твердое правление святого Эдгара, покровительствовавшего монастырям, некоторые бароны стали захватывать земли многих монастырей. На Соборе духовенства в Винчестере в 975 году, когда женатые священники выразили желание снова поселиться в монастырях, из которых их ранее справедливо попросили удалиться, от распятия, висевшего на стене, донесся голос: «Да не будет этого, да не будет этого». В 977 году в городе Келн графства Уилтшир на другом, проходившем весьма напряженно, Соборе верхний этаж здания, где находились все, внезапно обрушился. Несколько человек погибло, но архиепископ Дунстан, зацепившийся за балку, остался целым и невредимым.

Король Эдуард, как и его отец, тоже покровительствовал монастырям, но он был еще слишком молод, к тому же его предавали даже члены королевской семьи, в том числе и его мачеха. Этот король известен истории и Церкви как святой король Эдуард-мученик, ибо в 979 (или, как говорят некоторые, в 978) году, не достигнув и 20 лет, святой Эдуард был предательски убит заговорщиками, среди которых были ненавидевшие монашество бароны, сплотившиеся против святого Дунстана и Церкви. После святого Эдуарда королем стал его единокровный брат Этельред Нерешительный, который отчасти потворствовал заговору против Эдуарда. По преданию, когда святой Дунстан короновал Этельреда, он предсказал, что, начиная с правления Этельреда, неисчислимые бедствия посыплются на королевский дом и на всю Англию как наказание за грех цареубийства. С этого времени предстоятель Английской Церкви, которому уже было 70 лет, стал отходить от государственных дел; он выезжал теперь из Кентербери только для участия в важнейших праздниках и церемониях, таких как перенесение мощей святого Эдуарда в Шафтсбери и освящение нового кафедрального собора в Винчестере — резиденции английского двора — в 980 году, также перенесение мощей святого Альдгельма из Мальмсбери в мае 986 года, когда вновь появилась угроза нападения датчан.

В эти последние годы земной жизни святителя ему часто являлись видения, ему открывались грозные пророчества о будущем английского народа.

С диаволом, являвшимся святому во плоти, святой Дунстан боролся всю свою жизнь, и рассказами об этом полны народные предания. Все эти годы святого Дунстана особенно вдохновлял его небесный покровитель — святой Андрей. Архипастырь сочинял музыку и работал по металлу (его личные инструменты по обработке металла хранятся в женском монастыре Мейфилд графства Сассекс); он видел голубя, спустившегося с небес (во время своей первой литургии в Кентербери), он предвидел уход в вечность других (например, святой Эдит. — Примеч. перевод.). Святой Дунстан получил от Господа дар прозрения; он имел способность постигнуть Бога и дар слез; он всегда был сосредоточен на молитве: «Он разговаривал с небесами».

17 мая 988 года, на праздник Вознесения, святой Дунстан, которому было почти 80 лет, произнес три проповеди, вкусил немного еды и прилег отдохнуть. Ему больше не суждено было встать. В пятницу он слег в своей келье, ум же его отстоял далеко от земного. После утрени в субботу, 19 мая, он призвал к себе священников Кентерберийского собора. Один из них отслужил в его келье литургию, и святой Дунстан причастился. Со словами 110-го псалма на устах: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его» архиепископ духовной столицы Англии испустил дух. Утрата такого архипастыря была тяжелейшей потерей. В одном письме того времени его называют «самим Даниилом Израильским, явившимся англичанам в эти трудные, полные опасностей времена». Лишь только он отошел в вечность, как народ начал почитать его как святого своей Церкви и своего острова. В начале XI века к святому Дунстану обращались в молитве с таким воззванием:

«О верный пастырь! твое стадо повсюду угнетено и подавлено;
О служитель Христов! мы погибаем под рукой язычников.
О священник! принеси ту самую жертву:
Твои молитвы угодны Христу,
Ими прощаются наши грехи
И мы освобождаемся из оков зла.
Молись, чтобы неверные и злые
Перестали творить зло на английской земле и среди чад Церкви».

Святого Дунстана называли «непоколебимым»; им восхищались как истинным пастырем; его любили за то, что в нем обитал дух мирен; любили за дружбу со слабыми и нуждающимися, за любовь и способность быть учителем веры. О святом Дунстане было написано: «Вся Англия наполнена его светом». Хронист Эдмер писал: «Как только душа святого Дунстана вознеслась на небеса, Англия сразу стала открытой для вторжения чужеземных врагов». О нем современная поэтесса Шейла Кей-Смит (1887−1956) написала в «Святых Сассекса» так:

«На Мейфилдских холмах звенит железо наковальни Дунстана,
Ибо он молотом выковывает врата Сиона и борется со злом».

Святитель Этельвольд

Святитель Этельвольд родился в Винчестере в зажиточной благочестивой семье в 912 году. Он служил при дворе короля Этельстана, там и познакомился со святым Дунстаном. Святого Этельвольда рукоположили в священника в один день со святым Дунстаном. Рукополагал их Альфедж Винчестерский, будущий святой. Этельвольд некоторое время подвизался вместе со своим другом Дунстаном в Гластонбери, но позднее, возможно не удовлетворившись тем, что святой Дунстан реорганизовывал обитель с большой осмотрительностью, переехал возобновлять и перестраивать монастырь в Абингдоне, взяв с собой монахов из Гластонбери и других обителей. Святой Этельвольд в Абингдоне трудился в монастырском саду; однажды, как говорит предание, по его молитве чудесным образом преумножилось мясо. Как и святой Дунстан, он занимал важное положение при королевском дворе и был воспитателем будущего короля Эдгара.

29 ноября 963 года святого Этельвольда посвятили в епископа Винчестерской кафедры. Его рукополагал святой Дунстан. С характерной для себя целеустремленностью святой Этельвольд, быстро освоившись с положением дел, принялся изгонять лжемонахов из монастыря Олд-Минстер в Винчестере, ведших жизнь во всяческом невоздержании и объедении. Эти клирики подали жалобу королю Эдгару в Винчестере, но эту жалобу передали на рассмотрение архиепископу Дунстану, который подтвердил полную правомерность действий своего друга. Вместо тех лжемонахов святой Этельвольд переместил в Винчестерский собор монахов из Абингдона, тем самым положив начало английской традиции монастырей-соборов, которая продолжалась вплоть до Реформации.

Святой Этельвольд был полон энергии, за что был прозван «Боанергес», то есть «сын грома». О нем говорили, что он был «страшен как лев» для бунтующих и непокорных, но «кроток как голубь» ко всем смиренным. Все, что он имел, он расходовал на Церковь и милостыню, строго хранил пост и молился по ночам, работал все время с таким усердием, какое было бы пагубным для здоровья человека более слабого. Когда в стране начался голод, святой Этельвольд благословил, чтобы церковные сокровища и серебряные сосуды переплавили, а из металла сделали деньги и раздали бедным и голодным людям. Что есть безжизненный металл по сравнению с телами и душами людей, сотворенных Богом и выкупленных дорогой ценой?

Идеалы Этельвольда были поистине высоки. Он был особенно требовательным в отношении послушания. Предание сохранило рассказ, повествующий, как однажды один из противников святителя пытался даже его отравить.

Реорганизовав монастырскую жизнь в Абингдоне, святой Этельвольд принялся за реорганизацию Милтонского монастыря в графстве Дорсет в 964 году, затем монастыря Чертси в графстве Сюррей и обителей Нью-Минстер и Наннаминстер (женской) в Винчестере в 965 году. В 966 году святой Этельвольд возобновил разрушенный монастырь в Питерборо, следующими были монастыри в Эли и Торни в 970 и 972 годах. В этих обителях святитель имел обыкновение во время Великого поста уходить в затвор, чего он всегда очень желал. За свои труды святой Этельвольд стал прозываться «отцом монахов». Но, как и святой Дунстан, святитель Этельвольд подвизался не только на поприще духовном. Святой Этельвольд был строителем, и притом весьма искусным. Подобно покровителю Винчестера святителю Свитину, самостоятельно построившему здесь мост за 100 лет до того, святой Этельвольд соорудил в Винчестере акведук (своего рода водопровод), чтобы снабжать водой монастыри и частные дома. Заботой всей его жизни было превращение кафедрального собора в Винчестере в храм, достойный английских королей, и в украшение королевской резиденции.

Святой Этельвольд был советником короля Эдгара, он был учителем монахов, любителем книжности, переводчиком латинских текстов. В Гластонбери он нес послушание повара, в Абингдоне занимался строительными работами (однажды даже упал с лесов и сломал ребра); он отливал колокола, умел обрабатывать металл, делал потиры, подсвечники и кадила из золота и серебра, а в Винчестере своими руками собрал орган, на котором играли во время королевских праздников. Многие из учеников святого Этельвольда стали аббатами и епископами, некоторым из них предстояло в будущем отправиться нести слово Божие в другие страны, например в Скандинавию. Кафедральный собор города Ставангер в Норвегии, освященный во имя святого Свитина, — одно из напоминаний о миссионерах из Винчестера. В Винчестере святой Этельвольд учредил скриптории. Рукописи «винчестерской школы», богато украшенные яркими миниатюрами, соперничали в своем великолепии с константинопольскими. Святой Этельвольд был вдохновителем школы писавших на родном языке, прославившейся своими переводами. В Винчестере был выпущен и первый английский сборник полифонических (многоголосных) песнопений, называемый «Винчестерским тропарием».

Три знаменательных события относятся к последним годам служения святого Этельвольда: прежде всего принятие в 970 году свода монастырских правил «Regularis concordia», составленного святым Этельвольдом вместе со святым Дунстаном и другими церковными деятелями для 30 реформированных ими монастырей, в основу которого был положен устав святого Бенедикта, — мы говорили уже об этом; также перенесение мощей святого Свитина в 971 году и освящение нового кафедрального собора в октябре 980 года, когда девять епископов сослужили святому Дунстану — «досточтимому старцу с белоснежными седыми волосами, словно это был навещавший нас ангел». Величие и вместительность этого собора были по достоинству оценены лишь со временем, чему способствовали и археологические раскопки.

Выдающийся советник короля, благодетельный епископ и отец монахов, епископ Этельвольд, прозванный Досточтимым, преставился 1 августа 984 года в Беддингтоне в графстве Сюррей. Ему было 72 года, и последние годы жизни он болел. Его мощи вскоре были прославлены чудесами.

Святитель Освальд

Святитель Освальд, по происхождению датчанин, родился в зажиточной благочестивой семье новокрещенных христиан в начале 920-х годов. Его дядей был святитель Ода Добрый, бывший архиепископом Кентерберийским до 958 года. Другим родственником Освальда был Оскител, архиепископ Йоркский. Святой Освальд принял священство и обосновался в Винчестере. Однако светский образ жизни тяготил его, и потому он решил отправиться во Францию и поступить в монастырь Флери. Здесь он выучил все монастырские службы наизусть. Однажды видели, как ангел явился в алтаре, в то время как там служил литургию святой Освальд. Святой Освальд возвратился в Англию в 959 году, а в 961 году он был хиротонисан во епископа Вустерского. В Вустере святой Освальд прежде всего выстроил новый большой собор-монастырь, заменивший прежний, который был слишком мал. Святитель освятил собор во имя Пресвятой Богородицы и устроил в нем монашескую жизнь так, как он видел и был научен за границей.

В 962 году святитель заново учредил монастырь в Сент-Олбанс и основал новый монастырь в Уэстбери-Он-Триме. В 971 году святой Освальд положил начало любимому им монастырю за пределами своей епархии — в Рамси графства Хантингдоншир. Затем он основал еще два монастыря в долине реки Северн — в Ившеме и Першоре, а также возродил обители в Диерхесте и Уинчкоме в Глостершире. В Рамси строительство продолжалось много лет, и наконец здесь поднялась великолепная церковь, имевшая в плане крест, с большой северной и меньшей западной башнями. Эти труды привели к возрождению монашеской жизни в Кроуленде, расположенном в болотистой местности Фенс. Не остается никаких сомнений, что святой Освальд также, как и святители Дунстан и Этельвольд, принимал участие в работе над документом, упорядочившим монашескую жизнь, который был принят в 970 году.

В 971 году святой Освальд стал архиепископом Йорка, при этом оставшись епископом Вустера. Причинами такого не совсем обычного положения стали слабая церковная жизнь на севере Англии после датских завоеваний, а также то обстоятельство, что сам святой Освальд был датчанином по происхождению. В Йорке святитель делал все возможное, чтобы возродить здесь монашество, особенно в городе Райпон, где уже давно существовал монастырь, — но пока усилия его не могли принести плодов в полной мере. Как и святые Дунстан и Этельвольд, святой Освальд уделял внимание и земным делам; у него был практический склад ума, а так как он был вхож к королю, то ему удалось приобрести значительные земли для основанных им монастырей.

До конца своих дней святой Освальд был активным, деятельным епископом, строил церкви и посещал свои монастыри. В 991 году святитель в последний раз совершил поездку в свой любимый монастырь Рамси. Здесь он со слезами на глазах благословил иноков, облобызал их с миром и сказал: «Да соберет нас вместе Господь в Царствии Небесном!» Следующую зиму он провел в Вустере, а затем в последний день февраля (29 февраля 992 года. — Примеч перевод.), он отслужил свою последнюю службу и затем, напевая 15 степенных псалмов, омыл ноги двенадцати беднякам — он так делал всегда во время Великого поста. Преставился святой Освальд, стоя на коленях, со словами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Братия монастыря надели на него новые облачения. Весть о его кончине разнеслась по городам: «Торговцы оставили свои лавки, жены — свои станки; все поспешили к нему — сироты и вдовы, монахи, странники, крестьяне и клирики; все рыдали от горя». Когда тело святителя несли к месту погребения в Вустерском монастыре, белый голубь парил над процессией. Святителя помнили и любили за святую жизнь и ученость, гостеприимство и усердие, за честность и кроткое великодушие. Его почитали святым Божиим, а в 1002 году его мощи были торжественно положены в раку. «Его любили при жизни и почитали после смерти».

Вот история трех святителей английских, тройственно приведших Англию в X веке к ее культурному расцвету. Все трое были и практиками, и созерцателями. Святой Дунстан — трезвый, мудрый и осторожный, архипастырь и государственный деятель, пророк и провидец, отец английского народа. Святой Этельвольд — изгонявший нечестивых (этим подражая Христу, изгнавшему из храма торговцев), построивший акведук для своего народа, мудро наставлявший короля. Святой Освальд — скромный сердцем и украшенный талантами, имевший красивый голос, сострадалец бедным, унаследовавший дух святости и любви от святых Кутберта и Свитина. Каждый по-своему внес свой вклад в возрождение Англии — ее Церкви, культуры, политической, экономической и общественной жизни. Вместе они образуют икону Святой и Животворящей Троицы: святой Дунстан словно бы уподобляется Отцу, святой Этельвольд — Сыну, святой Освальд — Святому Духу. И это тайна трех святителей английских.

Святые отцы Дунстан, Этельвольд и Освальд, молите Бога о нас!


Перевод Дмитрия Лапы

http://www.pravoslavie.ru/put/29 240.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru