НГ-Религии | Станислав Минин | 18.01.2006 |
Либералы и левые утверждают, что ожидаемая реформа Государственного совета по радио- и телевещанию (ГСРиТ) позволит партии власти — «Закону и справедливости» («ЗиС») — контролировать СМИ в Польше. Возмущение у оппозиции вызывают и привилегии, которые новый закон предоставляет так называемым общественным вещателям: для них устанавливается упрощенный порядок получения и продления государственной лицензии.
Пункт о привилегиях для общественных вещателей был внесен в законопроект по инициативе народно-католической партии «Лига польских семей» («ЛПС»), пользующейся поддержкой влиятельного ультраконсервативного католического «Радио Мария». Эта радиостанция согласно действующему польскому законодательству обладает статусом «общественного вещателя». Оппозиция, а также либеральная и левая пресса заявляют, что новый закон о СМИ в буквальном смысле «лоббирует интересы «Радио Мария», известного своей политизированностью и неприятием как социал-демократических, так и либеральных идей.
В «ЛПС», в свою очередь, пытаются отгородиться от подобных обвинений, утверждая, что привилегиями смогут воспользоваться некоторые светские муниципальные радиостанции. В то же время, по данным ГСРиТ, в Польше всего 11 радиостанций относятся к категории «общественных вещателей» и все они принадлежат католическим епархиям, приходам или монастырям.
Некоторые политики и представители польской прессы полагают, что привилегированный статус «Радио Мария» — награда, которую ЛПС получила за поддержку закона, выгодного партии власти. В свою очередь, член парламентской фракции либеральной партии «Гражданская платформа» Ян Рокита считает, что «ЛПС» и «ЗиС» буквально борются за возможность использовать эфир консервативной радиостанции в своих целях. Последние месяцы показали, что «ЗиС» даже побеждает в этом своеобразном состязании. В ряде польских СМИ «Радио Мария» называют не иначе как «радио власти».
Именно в эфире «Радио Мария» премьер-министр страны Казимеж Марчинкевич и члены кабинета министров публично сообщают о решениях правительства, а депутаты «ЗиС» комментируют события в стране и в мире. По словам члена парламентской фракции «ЗиС» и главы польских спецслужб Збигнева Вассермана, «это радио позволило партии заговорить в полный голос».
Человеку, не знакомому с нюансами современной политической и религиозной жизни Польши, может показаться, что партия власти вынуждена использовать в качестве своего «рупора» маргинальную католическую радиостанцию. В действительности «Радио Мария» сегодня — это настоящая медиаимперия местного значения и самостоятельная политическая сила. У радио, созданного в 1991 году в городе Торунь монахами Ордена Искупителя (редемптористами), 5 млн. слушателей (1/8 населения Польши). По инициативе директора «Радио Мария» священника Тадеуша Рыдзыка в 1998 году начала издаваться ежедневная газета «Nasz Dziennik», тираж которой составляет 150 тыс. экземпляров.
В 2003 году Рыдзык также «обзавелся» собственным телевизионным каналом «Trwam» («Пребываю»). С «Радио Мария» и его директором связаны издательский фонд «Наше будущее», фонд «Lux Veritatis», Высшая школа общественной культуры и культуры массмедиа в Торуне. Радио организует паломничества для своих слушателей (так называемой Семьи «Радио Мария»).
Слушатели «Радио Мария» и читатели газеты «Nasz Dziennik» — это преимущественно пенсионеры, домохозяйки, люди со средним образованием, жители малых городов и сел. Что особенно значимо, это стабильно активная часть польского электората, роль которой существенно возросла при невысокой явке, зафиксированной на последних парламентских и президентских выборах в стране.
Политик консервативного толка, становясь «фаворитом» Тадеуша Рыдзыка, получает доступ к влиятельному информационно-пропагандистскому ресурсу и может рассчитывать на поддержку аудитории «Радио Мария» на выборах. Именно это произошло в случае с нынешним президентом Польши Лехом Качиньским и партией «Закон и справедливость», которую возглавляет его брат Ярослав Качиньский.
Несмотря на то что за Польшей прочно закрепилось реноме «форпоста консервативного католицизма в Европе», большинство католических иерархов в стране открыто осуждают тесное сотрудничество «Радио Мария» с новой властью. По словам архиепископа Гданьска Тадеуша Гоцловского, политические, экономические и социальные проблемы, без сомнения, интересуют Католическую Церковь, но сама Церковь не должна заниматься политической деятельностью и связывать себя с тем или иным политическим движением.
Впрочем, архиепископ несколько лукавит: накануне парламентских выборов в сентябре 2005 года Конференция католических епископов Польши (ККЕП) в официальном обращении к избирателям-католикам недвусмысленно заявила о том, какие программные положения политических партий «соответствуют учению Церкви» (см. «НГР» # 14, от 5.10.2005). Назвать польских католических епископов политически неангажированными едва ли возможно, в успехе «ЗиС» есть и их заслуга.
Однако позиции ККЕП и «Радио Мария» по ряду принципиальных вопросов существенно различаются. Безусловно, это не касается проблем биоэтики, семьи или роли христианства в польской культуре. Речь идет, в частности, об отношении к немаловажному для современной Польши вступлению в ЕС. Известно, что и примас Католической Церкви в Польше кардинал Юзеф Глемп, и такие влиятельные польские католические иерархи, как архиепископ Люблина Юзеф Жичиньский и экс-секретарь Конференции католических епископов страны Тадеуш Перонек, в целом позитивно оценивают евроинтеграцию и пытаются определить место Церкви в объединенной Европе. Их позиция полностью совпадает с позицией покойного Иоанна Павла II. В свою очередь, «Радио Мария», не менее активно апеллирующее к авторитету Папы-поляка, склонно считать Евросоюз претворением в жизнь некого «либерально-масонского заговора», а интеграцию Польши в структуры ЕС — процессом, губительным для народа и культуры.
Абсолютно неприемлемым для большинства иерархов Католической Церкви в Польше являются откровенная ксенофобия и антисемитизм Тадеуша Рыдзыка и его соратников. Вопреки постановлениям II Ватиканского Собора «Радио Мария» выступает против диалога с иудаизмом. Критики Рыдзыка утверждают, что позиция скандальной радиостанции по отношению к межрелигиозному диалогу близка к позиции опальных католиков-традиционалистов, в частности последователей архиепископа Марселя Лефевра. В то же время «Радио Мария» объявляет себя «истинно католическим», что вызывает негативную реакцию у католических иерархов.
Еще в 1997 году кардинал Глемп написал официальное письмо настоятелю Ордена редемптористов в Польше, в котором говорилось об отсутствии должного взаимодействия между Тадеушем Рыдзыком и ККЕП. Однако никаких изменений не произошло: Рыдзык продолжил формировать внутри Католической Церкви в Польше собственную, фактически независимую структуру.
В 2002 году авторитетное польское издание «Wprost» открыто заявило об имеющемся внутри польского католицизма противостоянии и о возникновении «Торуньско-Католической Церкви отца Рыдзыка». Все это время директор «Радио Мария» старательно окружал себя ореолом гонимого мученика, а среди польского епископата у радиостанции появлялись сочувствующие, например епископ Адам Лепа, член совета ККЕП по делам СМИ, и епископ Эдвард Франковский, член совета ККЕП по делам общества и семьи.
В 2005 году Юзеф Глемп вновь открыто обвинил «Радио Мария» в том, что его деятельность вносит раскол в Католическую Церковь в Польше. Это заявление было сделано в декабре по итогам визита польских епископов в Конгрегацию по делам вероучения в Ватикане.
Уже в 2006 году нунциатура Ватикана в Польше огласила следующие положения полученного из Рима официального письма: проповедь или интерпретация того или иного явления могут считаться католическими лишь в том случае, если они соответствуют взглядам Конференции католических епископов страны. В противном случае Церковь не несет ответственности за содержание проповеди или деятельность тех или иных структур. Святой Престол в «деле «Радио Мария» поставил точку, и Глемп в очередной раз призвал Тадеуша Рыдзыка к порядку. Однако к этому времени «Радио Мария» успело превратиться в «радио власти».
Надолго ли? Связавшись с откровенно ксенофобскими СМИ, новая польская власть ставит на карту собственное реноме в глазах мирового сообщества. В то же время польские массмедиа играют огромную роль в политической жизни страны, и, учитывая небезоблачные перспективы нового правительства, опора на 5-миллионную группу избирателей может оказаться для «ЗиС» крайне важной.
Прогноз в этой ситуации сделать сложно. В то же время скандал внутри Католической Церкви в Польше лишний раз подтвердил, что современный польский католицизм не является монолитным и фактически состоит из различных политических сегментов. При этом именно лидерам радикальных ультраконсервативных групп удается консолидировать своих сторонников и превратиться в политическую силу.
ККЕП не может опереться ни на современную христианско-демократическую партию, ни на влиятельные СМИ, выступающие с умеренно-католических позиций. В этой ситуации повинен и сам епископат, которому следовало бы воздержаться от официальных заявлений в пользу консерваторов накануне выборов, а оказывать большую поддержку левому правительству, с которым Церкви, кстати, всегда удавалось договориться.