НГ-Религии | 18.01.2006 |
Одновременно мечети открывались и в других субъектах РФ. Теперь, например, обрели свою Соборную мечеть и мусульмане Якутии. Была открыта мечеть и исламский образовательный центр в Саратове. Принято решение о реконструкции всего комплекса Московской Соборной мечети в Выползовом переулке в Москве.
В 2005 году по инициативе Совета муфтиев России (СМР) прошел первый международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар» в Казани.
Российские мусульмане приняли самое активное участие в праздновании 60-летия победы СССР над фашизмом. В СМР прошло чествование ветеранов и участников ВОВ. Традиционно каждый год руководство СМР встречается с нашими единоверцами из арабо-мусульманских стран. В начале прошлого года прошли переговоры с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Осенью мы принимали делегацию Саудовской Аравии, которая прибыла в Москву для празднования десятилетнего юбилея Центра по изучению основ ислама и исламского богословия при Институте стран Азии и Африки.
Однако в минувшем году были и негативные моменты, которые заставили нас почувствовать тревогу и озабоченность. Это касается и случаев исламофобии, и прямых хулиганских действий против имамов и простых верующих.
Важно упомянуть и тот факт, что в минувшем году нами была критически переосмыслена работа СМР в Межрелигиозном совете России. Однако после того, как со стороны Русской Православной Церкви была дана справедливая оценка книги Романа Силантьева, Совет муфтиев вновь готов к возобновлению конструктивной работы в рамках Межрелигиозного совета.
Нельзя не вспомнить и об инициативе российских мусульман и католиков, которая вылилась в успешно прошедшую межрелигиозную конференцию, получившую высокую оценку со стороны российской общественности.
Епископ Егорьевский Марк (Головков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
В 2005 году большая часть нашего народа отметила 650-летие Куликовской битвы, впервые День народного единства праздновался 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери. Таким образом, в России все большее внимание уделяется историческим датам и событиям, связанным с проявлением народного духа и православной верой. Эта тенденция — ответ на стремление некоторых сил в стране «стерилизовать» нашу жизнь в религиозном плане. В 2005 году мы праздновали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Наш народ победил, когда безликая коммунистическая риторика была заменена обращением к великим примерам из истории России и Русской Церкви.
Важнейшее событие прошедшего года — 15-летие со дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия II. Сегодня можно говорить о целой «эпохе» его патриаршества, которая стала периодом созидания Церкви.
Конечно, имели место и прискорбные события, которые затронули все российское общество, например убийства иностранных студентов в Петербурге и Воронеже. В действительности же если человек становится истинно верующим, если он приближается к Христу, то у него существенно снижается «градус агрессивности». Мне кажется, что путь становления веротерпимости в России — это путь углубления веры.
Алексей Лопатин, священник Русской Православной Старообрядческой Церкви, настоятель храма Св. Николы Чудотворца на Бутырском Валу
Два события ушедшего года останутся в памяти старообрядцев надолго. Одно из них — это 100-летие дарования русским старообрядцам свободы вероисповедания.
В связи с празднованием этого юбилея прошла научная конференция, состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополита Андриана (Четвергова) с общественными и политическими деятелями Москвы и России, прошли всероссийские фестивали хорового церковного пения.
Празднование юбилея стало знаком того, что старообрядчество возрождается и готово к диалогу с обществом. Но, к сожалению, неожиданная кончина митрополита Андриана 10 августа во время крестного хода пресекла наши надежды на этот диалог. Митрополит Андриан понимал, что старообрядчество не должно возвращаться к изоляции, что его дальнейшая судьба во многом будет зависеть от того, насколько оно будет нужным русскому народу и России в XXI веке. Те, кому посчастливилось быть рядом с Митрополитом последние полтора года, хорошо знают, как много после его кончины осталось незавершенных дел.
Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России
Для российских католиков, как и для католиков всего мира, прошедший год был особенным в связи с кончиной великого Понтифика наших времен Иоанна Павла II и избранием нового Папы — Бенедикта XVI. Иоанн Павел II сделал многое для возрождения Церкви в странах бывшего СССР и, в частности, в России. 15 лет назад в России было лишь две католические церкви, а сейчас здесь около 250 католических приходов.
В 2005 году улучшились государственно-церковные отношения, по крайней мере на высшем уровне. Стоит обратить внимание и на позитивные сдвиги в отношениях с РПЦ, создание совместной рабочей группы по урегулированию отношений между РПЦ и Римско-Католической Церковью в России, последнее заседание которой продемонстрировало добрую волю обеих сторон в деле укрепления сотрудничества.
Что касается негативных тенденций, то мы испытываем на себе все те отрицательные явления, которые происходят в российском обществе, например бюрократизацию. Однако эти явления касаются нас не потому, что мы католики, а потому, что мы живем в России. В то же время в области отношения к католикам со стороны РПЦ, государства и общества в целом я вижу скорее положительные сдвиги.
Александр Верховский, директор Информационно- аналитического центра «СОВА»
В 2005 году не были приняты поправки, ужесточающие Закон «О свободе совести», разные варианты которых готовились и казались даже близкими к принятию. Это, конечно, не помешало продолжению дискриминационных практик, в частности сомнительно мотивированным депортациям иностранных миссионеров.
Все более опасные формы принимает борьба с радикальными исламистскими организациями, которая на практике все шире оборачивается юридически необоснованными преследованиями мусульман, подозреваемых в «ваххабизме». Недостаточно эффективно расследуются умножающиеся преступления на почве религиозной ненависти, в первую очередь вандализм по отношению к культовым сооружениям и захоронениям.
Особо отмечу обвинительный приговор организаторам выставки «Осторожно, религия!». Как бы ни относиться к выставке, решение суда — совершенно неправовое. По сути, оно основано на религиозных представлениях, а не на законе.
Конфликты в Межрелигиозном совете России и целый ряд событий конца года (например, дискуссия о гербе Российской Федерации) показали, что прагматический мир между Русской Православной Церковью и мусульманскими организациями под угрозой.
Наконец, надо отметить реакцию общественности и СМИ на смерть Папы Римского. В те дни стало ясно, что идеологический антикатолицизм укоренен в современной России, к счастью, очень слабо. Что касается Дня народного единства, символизирующего единство именно в борьбе с католиками, то есть с поляками, а шире — с Западом, то он был выбран, мягко говоря, достаточно произвольно.
Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР)
В минувшем году был избран новый президиум КЕРООР, а новым президентом Конгресса стал Аркадий Гайдамак. Благодаря его спонсорству мы сумели оказать помощь свыше 100 религиозным организациям и школам, финансировать подготовку раввинов, создать хороший задел на 2006 год, в том числе и в деле реконструкции Большой хоральной синагоги.
В Москве в 2005 году впервые прошел Международный съезд объединений и общин прогрессивного иудаизма, на котором присутствовали представители из более чем 40 стран. Руководство Всемирного совета прогрессивного иудаизма назвало этот съезд лучшим в истории, и это большое достижение для российских евреев. Мы надеемся, что новое руководство Российского еврейского конгресса будет более активно реализовывать программы, содействующие развитию еврейской общины в России.
Негативных тенденций в минувшем году тоже было немало. Это и погромы на еврейских кладбищах, нападения на еврейские детские сады и синагоги, так называемое «Письмо пятисот» и дальнейшие спекуляции вокруг нашего исторического памятника — книги «Кицур Шульхан Арух», это и безнаказанность антисемитских выступлений, издание и распространение антисемитской литературы. Есть проблемы и внутри еврейских общин — в частности, во многих городах не хватает раввинов, а также недостаточно преподавателей в религиозных школах.
Епископ Сергей Ряховский, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)
Хотелось бы отметить возрастающую религиозную активность россиян. В начале 1990-х годов люди зачастую приходили в храмы спонтанно, иной раз следуя моде. Сейчас же я вижу людей, принимающих осознанное решение следовать за Христом. И протестантское направление христианства люди также избирают осознанно. В 2005 году только в Российском объединенном Союзе христиан веры евангельской (пятидесятников) были основаны свыше ста новых общин. Освящено несколько молитвенных домов, хотя нехватка культовых зданий по-прежнему остается для нас одной из главных проблем.
Успешно развивается социальная работа. Созданы новые центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков, их уже более пятисот в России. Они активно сотрудничают с Госнаркоконтролем, различными государственными и общественными структурами. На новый уровень вышли программы помощи беспризорным и безнадзорным детям, доказали свое право на существование детские дома семейного типа. Несколько сот детей за год были усыновлены нашими верующими.
Огромной честью для меня стало приглашение президента войти в Общественную палату РФ. Я расцениваю это не как мою личную заслугу, но как признание заслуг и значимости для России всего евангельского движения.
Анатолий Красиков, руководитель Центра социально-религиозных исследований
Важнейшим итогом 2005 года я назвал бы сохранение фундамента перемен, которые начались в религиозной жизни россиян ровно 15 лет назад. В 1990 году произошло избрание на патриарший престол нынешнего Предстоятеля РПЦ Алексия II, и тогда же был принят первый российский закон «О свободе вероисповедания». Абсолютным новшеством стало установление равенства религиозных объединений перед законом (до 1990 г. они были равны не в правах, а в бесправии). В 2005 году число религиозных объединений, включенных в государственный реестр Российской Федерации, достигло рекордного уровня, а Патриарх и президент вновь подтвердили, что Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство.
«Антисобытием» года стало, по моему мнению, выступление группы депутатов Государственной Думы и их единомышленников из разного рода «патриотических» организаций с требованием объявить вне закона еврейские религиозные объединения. Требование было в конечном итоге отозвано, но дух религиозной нетерпимости продолжает витать среди некоторых членов Думы и известных политиков. Единомышленники политических экстремистов все выше поднимают голову и внутри Русской Православной Церкви. Особенно «отличился» на этом поприще Отдел по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата во главе с протоиереем Димитрием Смирновым.
Опрос подготовили Александр Петров, Станислав Минин
http://religion.ng.ru/facts/2006−01−18/2_dialog.html