Православие и современность | 04.02.2009 |
Если помнить о тесной связи всего со всем, то закономерно возникнет вопрос: а нужно думать о том, может ли Церковь Христова изменить общество? Ведь ясно и так: меняет, конечно. Однако все дело в том, каким образом она это делает: преобразовывает «в объеме» или влияет частично? Да и вообще — в чем заключается суть изменений? А может быть, и не должна Церковь что-то менять? Тем более, все общество в целом, состоящее из разных людей, с различным восприятием действительности, как показывает история, измениться не может — как-то вдруг или в одну сторону. Именно о вариантах вопроса «Может ли Церковь изменить общество?» размышляют участники рубрики «Наш опрос».
Священник Алексий Тимаков, клирик храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гальянове, г. Москва:
— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что смысл бытия Церкви на земле заключается в том, чтобы каждый человек возрастал в меру возраста Христова. И это возрастание в конечном итоге приведет человека ко входу в новое царство. И первым гражданином его будет Иисус из Назарета. Что такое Церковь? Это Тело Христово. И каждая личность в Церкви развивается и объединяется вокруг Христа.
Церковь не должна заниматься изменением общества в целом, Церковь меняет конкретного человека. Церковь не строит социальных доктрин и планов в плане преобразования, Церковь зовет каждого человека в Царство Небесное. Здесь вопрос в том, что такое «Царство Небесное». Оно, это Царство, ждет нас исключительно после смерти или оно реально и здесь? Мы помним слова Христа о том, что Царство Божие на земле реально существует. Поэтому преображение даже одной-единственной души в Церкви — это великое благо.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края:
— Промыслительно, что размышлять о том, как Церковь может изменить общество, мне пришлось в день отдания Преображения Господня.
Господь для того и пришел в мир, чтобы не уничтожить, не отменить его, а спасти, изменив и преобразив. Вывести из пропасти смерти — на волю, на свет, в жизнь вечную. И Православие не зря иногда именуют «религией Преображения» — тот свет, который увидели на горе ученики, свет Божественной благодати, пришел в грязь мира сего, чтобы преобразить его. Все две с лишним тысячи лет и до конца мира именно это и делает Церковь Христова — способствует Христу преображать мир через преображение каждого отдельного человека, ведь и глубины ада, и Царство Божие — внутрь нас есть.
И сегодня вопрос о преображении — самый насущный и злободневный (именно он, а не вопросы церковной политики, низвежения и поставления иерархов, соборы, анафемы, расколы — все это важно, но уже второстепенно): Церковь, Тело Христово, наполняющее Фаворским светом мир, дающее смысл и красоту всему — и природе, и творениям ума и рук человека, и общественным отношениям и установлениям, — это ведь мы, христиане. Я, ты, он, она — это и есть Церковь. Преображены ли, прежде всего, мы сами? С энтузиазмом берясь влиять на общество — возводя храмы, устраивая по чину богослужение, совершая крестные ходы, дела милосердия и благотворения, приходя в школы, тюрьмы, хосписы, военные части, заявляя о своей вере со страниц газет и мерцающих мониторов Интернета, идя в народ, во власть, в мир сей — мы с вами, христиане, дали ли возможность Христу повлиять на самих себя, дали ли свету Фаворскому просветить тьму собственного сердца, стали ли близкими Христу или поспешно увлеклись «планов громадьем», бросились перестраивать всё и вся под свой православный лад и строй, и наша проповедь о Христе превратилась в пропаганду? Не о нас ли, чего да не буди, не буди! — грозные слова Христовы о раскрашенных гробах, полных внутри нечистот?… Вот о чем молитвенно, покаянно задуматься — самое время, еще позавчера было самое время, завтра — кто знает, не поздно ли будет. Если Церковь — то бишь мы с вами — превратится в еще один социальный институт, пусть и влиятельный, ее влияние на общество будет со знаком «минус», и лукавый будет торжествовать под маской ангела. Увы, в истории, в том числе и многострадальной российской, как много было тому горьких примеров!..
Владыка Антоний (Блюм) говорил о том, что невозможно прийти ко Христу, если не увидишь свет Христов в глазах ближнего. Глядя на Церковь, на нас с вами — видят ли люди этот свет? Вот по этому критерию и можно судить, влияет ли и как именно Церковь на общество.
Герман Пятов, координатор движения помощи детям-сиротам «Мурзики» и благотворительного фонда «Мурландия», врач-хирург:
— Может ли Церковь изменить общество? Может. И должна. Иначе — в чем ее миссия? Говорим ли мы о Православной, Католической Церквях, об исламе или протестантах, то подразумеваем, что никто из них не ставит цели ухудшить что-то — все говорят о том, что они пришли сделать мир лучше. По большому счету, это касается любой организации: будь то союз любителей пива или общество садоводов-любителей — все намереваются улучшить мир.
Тут же возникает вопрос: что это значит — улучшить? Над ним человечество билось, бьется и будет биться. Это вопрос и для первоклассника — «что такое хорошо и что такое плохо», и для старца — «а так ли я жил, как надо, хорошо или плохо прожил жизнь?».
В случае с Церковью сделать общество лучше — это значит сделать людей духовнее, нравственнее, добрее, честнее — ведь большинство религий призывают к добру, а не ко злу, это очевидно. Как это делать? Думаю, что Церковь должна активнее искать контактов с мирянами. Католические священники часто берут на себя функции тренеров школьных команд, руководителей музыкальных коллективов. Вот и у нас в России наши православные батюшки не чураются наставлять отроков в овладении навыками рукопашного боя, альпинизма (как, например, в Ковалевском детском доме), или даже с байкерами на мотоцикле гоняют. Я думаю, что байкеры в присутствии батюшки будут меньше пить пива, сквернословить и, наверное, больше будут делать добрых дел. Вот и к лучшему!
Если из моего личного опыта исходить, то я был бы рад, если бы наши батюшки, православные священники, не боялись идти в детдома. Я понимаю, что Церковь у нас отделена от государства, но батюшка может посещать детский дом и общаться с сиротами просто как гражданин. Уж поверьте, там, где настоятель местной церкви или монастырская братия окормляют воспитанников местного детского дома, судьба сирот меняется к лучшему. Чтобы мое высказывание по данному вопросу не было просто колебанием воздуха, я готов личными ресурсами и ресурсами нашей организации поддержать настоятелей церквей, расположенных поблизости от опекаемых нами детдомов. Я отдаю себе отчет в том, что далеко не все в обществе, да и в нашей команде разделяют эту мою позицию (к слову сказать, команда Murzik.Ru — светская, а не религиозная, я не отбираю людей по расовой или религиозной принадлежности). Тем не менее, я глубоко убежден в необходимости присутствия Русской Православной Церкви в сиротских учреждениях России. Кстати, американские баптисты во многих детдомах уже работают вовсю.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6096&Itemid=4