Русская линия
Фонд стратегической культуры Анатолий Цыганок04.02.2009 

Военно-техническое сотрудничество России и Беларуси

Главной новостью дня 3 февраля стало подписание Россией и Белоруссией соглашения о создании единой системы ПВО. Как заявил главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, в боевой состав единой системы ПВО войдут пять авиационных частей, десять зенитно-ракетных частей, пять радиотехнических частей и одна часть радиоэлектронной борьбы. По словам главкома, эту систему возглавит командующий объединением ВВС и ПВО одной из сторон. При этом командующий будет назначаться на должность президентами двух государств.

Россия и Белоруссия активно участвуют в создании единой системы ПВО уже много лет. В 1995 году Белоруссия вошла в объединенную систему ПВО государств-участников СНГ, что позволило Белоруссии за 12 лет практически полностью обновить и отремонтировать свои средства противовоздушной обороны (производственная база для систем ПВО имеется только в России). А с 2000 года, в соответствии с указом Президента РФ N 1953, поставляются запасные части для систем ПВО Белоруссии. Это позволило значительно усилить Объединенную с Россией систему ПВО.

Начиная с 2001 года о подписании основных документов, регламентирующих военно-техническое сотрудничество, и создании юридических оснований для деятельности совместной с Россией системы ПВО заявлялось не раз. Наконец, трудно рождавшееся Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создание Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации» подписано.

Сотрудничество России со странами СНГ в военно-технической области является моделью отношений крупной страны, какой является Россия, с государствами небольшими (за исключением Украины). В свою очередь и малые государства, не теряя лица, извлекают значительные выгоды из этой ситуации — концентрируют усилия на узких направлениях, выгодно обменивают свою «приверженность военно-техническому сотрудничеству с Россией» на конкретные экономические и политические уступки. Особенно хорошо это получается у Белоруссии.

Поскольку альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве нет, реально военно-техническое сотрудничество выливается в поставки запасных частей, подготовку специалистов, поставки отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе — по бартеру, со скидками или бесплатно. Нелогично совместно производить военную продукцию и одновременно соперничать в военной области. Однако это не исключает соперничества в торговле вооружением с третьими странами, что и происходит реально у России с Белоруссией.

Военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии осуществляется как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности.

Основой такого сотрудничества служат нескольких базовых документов:

— Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве;

— Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере;

— Концепция безопасности Союза Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.1999);

— Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (решение Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22.01.1998);

— Военная доктрина Союзного государства (решение Высшего Государственного Совета от 26.12.2001 г.).

Определяющим документом является именно Военная доктрина Союзного государства, которая имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной целостности и суверенитета наших стран, поддержание стратегической стабильности Союзного государства, создание условий для прочного и справедливого мира.

На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в центре Европы. В их числе радиолокационная станция под Барановичами — станция предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Это — одна из восьми подобных российских станций. Станция под Барановичами предназначена для раннего предупреждения стартов баллистических ракет, в частности, с территории Германии, Франции, Великобритании. Она поставлена на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Подобные станции с советского времени строились в Латвии, на Украине, на Кавказе и под Красноярском в России. Из них собирались сделать пояс защиты центра России против стратегических ракет НАТО. С распадом СССР эти планы были забыты. Станция в латвийском городе Скрундзе была уничтожена, станции под Львовом и на Кавказе так и не достроили, и только Беларусь согласилась дать возможность космическим войскам России достроить станцию и арендовать ее для своих нужд.

Еще одним российским военным объектом на территории Беларуси является пункт управления подлодками в Вилейке. Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.

Северо-западное направление воздушных границ России давно уже прикрывается системой ПВО Беларуси. Собственных войск на северо-западе и западе у РФ практически не осталось. Этот регион — зона ответственности объединенной российско-белорусской системы ПВО, где ведущая роль принадлежит белорусам. Их прямые расходы по защите российской воздушной границы составляют $ 40 млн. ежегодно.

Если говорить об объединенной системе ПВО СНГ в целом, то сегодня это 19 истребительных авиаполков (из них 11 российских), 22 радиотехнические части (9 российских), 2 части радиоэлектронной борьбы (российские), 4 бригады ПВО (все из состава Вооруженных сил Казахстана). На вооружении ракетчиков — зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Оса», «Бук», С-75, С-125, С-200 и С-300 нескольких модификаций. Истребительная авиация вооружена самолетами Миг-21, Миг-29, Миг-31, и Су-27. В Белоруссию в 2006 году были поставлены на перевооружение 115-й зенитно-ракетной бригады 4 дивизиона зенитно-ракетных систем С-300 ПС, которые заменили морально устаревшие С-125. При экспортной стоимости одного дивизиона примерно в 180 млн. долларов Белоруссия получила их по цене государственного заказа примерно 13 млн. долларов, «сэкономив» на этом около 700 млн. долларов.

Постоянно, поочередно в Москве и Минске, проводятся заседания союзной коллегии пограничного комитета Союзного государства. При этом наши белорусские соседи всё время напоминают о том, что они охраняют 2250 км союзной (западной) границы. На самом деле белорусско-литовская граница протянулась на 390 км, белорусско-латышская — 120 км, белорусско-польская -300 км, белорусско-украинская — 750 км, что суммарно составляет только 1560 км. Немного лукавят наши белорусские товарищи, поскольку считают, что охраняют и российско-белорусскую границу, которая пролегла на 780 км. Для России с ее 58 000 км государственной границы она составляет 1,3%, а для Белоруссии — почти 35%. Ежегодно союзный бюджет предусматривает около 100 миллионов рублей на финансирование программы «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации». Напомню, эта программа успешно действует с 1998 года. В настоящее время в соответствии с ней в России обучаются около 100 офицеров и примерно 400 курсантов ВС РБ.

Вполне возможно, что нефтегазовый спор между «Газпромом» и Белоруссией, чуть затушенный, может перерасти в противостояние в военной сфере. Александр Лукашенко может направить России «счёт» за «бесплатное использование территории, арендуемой российскими военными объектами за всё постсоветское времечко». Возможно увеличение цены за аренду земли (правда, пока в Белоруссии нет закона об оценке земель). В состоянии пригрозить Минск и тем, что поскольку СПНР задействуется только в интересах России, можно использовать «Белкосмос» для коммерческой программы контроля за космическим пространством, как это сделано на Украине. Ведь радиолокационный центр за сутки может сопровождать до 3000 космических объектов. Или Белоруссия поднимет цену на аренду, или будет «продавать» России информацию о пролетающих космических объектах. Крайний вариант шантажа — угроза демонтажа РЛС. При этом А. Лукашенко должен учесть (опираясь на аналогичный опыт Латвии), что на демонтаж станции потребуется $ 1,7 млн., на взрыв и уничтожение — около $ 3−3,5 млн., и столько же — на последующую очистку территории, а на консервацию военного городка и инфраструктуры уйдет около $ 1 млн., что суммарно составляет около 8,7 млн. долларов. Потянет ли бюджет такую сумму?

К счастью для России, введенная в строй в ноябре 2008 г. станция СПРН типа «Воронеж» высокой заводской готовности практически закрыла окно невидимости и неслышимости в радиолокационном поле, появившееся после взрыва и уничтожения СПРН на территории Латвии, а также перекрыла пространство контроля СПРН «Волга», дислоцированную в Ганцевичах. Поэтому, в крайнем случае, Россия может и отказаться от СПНР в Барановичах, однако военная безопасность и России, и Белоруссии от этого пострадает. Несколько сложнее с узлом связи ВМФ, но и его в какой-то степени Россия сможет подстраховать узлом связи Калининградского Балтийского района.

Во времена СССР Белорусская ССР обладала определённой специализацией в процессе производства продукции военного назначения.

В настоящее время существует широкий спектр экспортного вооружения, создание которого ведётся с применением комплектующих изделий белорусского производства. Это российские танки (в том числе с Т-90С, Т-80У, Т-72С, Т-55АМ, ПТ-76Б), боевые машины пехоты и десанта всех поколений (БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, БМД-3), бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ-1, БРЭМ-К, БРЭМ-Л), реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град», «Смерч», «Ураган» и реактивные снаряды к ним, самоходные артиллерийские орудия и гаубицы, противотанковые ракетные и зенитные ракетно-пушечные комплексы, стрелковое оружие и средства ближнего боя. К началу 1992 года оборонно-промышленный комплекс Беларуси обеспечивал до 20% от общего объема кооперационных поставок материалов и комплектующих для изделий военного и специального назначения в Россию. Основу поставок составляли пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы. С тех пор доля Беларуси в военных поставках в Россию упала до 8%, но и они важны России.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1903


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru