Русская линия
Православие и современность Марина Шмелева04.02.2009 

Высокая поэзия

Неотъемлемой частью утреннего богослужения является чтение канона, который по праву называют словесной иконой празднуемого события или святого. В каноне объединяются историческое повествование, назидательная проповедь и моление.

Большинство богослужебных канонов, которые мы слышим сегодня в храмах, были составлены знаменитыми византийскими песнотворцами: прпп. Андреем Критским, Иоанном Дамаскиным, Космой Маиумским, Стефаном Савваитом, Феодором Студитом, Иосифом Песнописцем. И если мы будем внимательно вслушиваться в слова канона, то сможем разделить переживание праздника с этими поистине великими мужами.

Основные части канона получили название «песней», поскольку в древней Церкви весь канон пелся. В настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении Пасхального канона; в других случаях поется только ирмос, а остальные тропари читаются.

Основанием канонов служат священные песни, большей частью ветхозаветные, составляющие лучшую часть библейской поэзии. Образцом для первой песни канона служит благодарственная песнь Мариам, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15).

Для второй — песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1−43), которую он воспел, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю». Поскольку эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события, она обычно опускается и поется только во время Великого поста.

Третья песнь составлена по образцу благодарственной песни св. Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1−11).

Четвертая песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. З).

Пятая песнь составлена по примеру молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли. Господи Боже, мир даждь нам» (Ис. 26).

Шестая песнь — по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион. 2).

Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи, является образцом седьмой и восьмой песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26−56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57−72).

Девятая песнь величает Деву Марию. В основу этой песни легло собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со св. Елисаветой: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46−55).

Каждая песнь канона состоит из нескольких частей. Ирмос (от греч. «связь») — первый стих песни канона, служит связью между библейскими песнями и последующими стихами (тропарями), посвященными христианскому празднику или памяти святого. Тропари, следующие за ирмосами, восхваляют и прославляют свершившееся новозаветное событие. Их разделяют припевы — молитвенные обращения к Господу, Богородице или святому. Таким образом, ветхозаветное событие в песни канона служит прообразом новозаветного, а то, в свою очередь, прообразует настоящее состояние души каждого молящегося — прошлое и настоящее обретают смы-словое единство в богослужении.

Чтение канона разделяется на три части. После третьей песни читаются седальны — стихиры, или песни, во время которых по Уставу разрешается сидеть. По шестой песни исполняются кондак и икос, прославляющие празднуемое событие или святого, которому посвящен канон. Типикон также предписывает при чтении канона святому после шестой песни читать его краткое житие. Важным моментом, вводящим канон в богослужение, являются малые ектеньи, возглашаемые после третьей, шестой песней и по окончании канона.

В настоящее время каноны пользуются меньшей известностью, чем, например, акафисты. А ведь они составлены святыми Отцами, и воистину являются сокровищницей церковной поэзии. И пусть сложно за одно прочтение осознать всю глубину, запомнить все символы канона, но даже один усвоенный образ может многое поведать молящемуся сердцу.

Чтение канона во время совершения всенощного бдения или полиелейного богослужения совпадает с помазанием освященным маслом. В этот момент в храме начинается движение, разговоры. Верующие прикладываются к иконам, здороваются, обмениваются новостями и совершенно не слышат слов канона. Некоторые прихожане вообще приходят в храм незадолго до помазания и уходят сразу после него. Между тем именно в каноне раскрывается суть праздника. А мы, не слушая его, рассеиваясь на житей-ские мелочи, остаемся лишь сторонними наблюдателями церковного торжества. Будем же стараться принимать в нем деятельное участие и внимательно слушать слова праздничного канона.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6073&Itemid=125


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика