Российская газета | Елена Яковлева | 02.02.2009 |
Вчера в Москве в храме Христа Спасителя состоялась интронизация 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Выбранный на Поместном Соборе Патриарх был возведен на престол во время Божественной литургии, на которой присутствовали президент РФ и премьер-министр правительства, главы и представители православных и других христианских церквей, более 4 тысяч верующих.
К торжеству всех верующих впервые высокое официальное мероприятие, собравшее столько известных людей, началось словами «Благословенно Царство…» и закончилось целованием креста. И можно было строго глянуть на кого-нибудь в невообразимо высоком статусе и дико дорогой куртке и посоветовать ему повернуться лицом к алтарю — не фуршет же, Литургия. Собственно, событием на этот раз было то, что часто пропускается во всех новостях, что не поддается светскому пересказу и не вызывает накаленного интереса, что повторяется в жизни церковного человека каждое воскресенье и что не изменяется тысячи лет — Православная литургия. Интронизация — ее момент.
Но пока под 15-минутный звон с пяти колоколен храма все ожидают нареченного Патриарха, происходят неожиданные знакомства.
— Я знаю его лично, — рассказывает спокойный мирный прихожанин, оказавшийся при ближайшем знакомстве командующим Балтийским флотом, адмиралом Владимиром Валуевым. — Он посещал наши части.
Меняется звон колоколов, и с мороза вплывает белый букет с незнакомыми по нежности и экзотичности цветами — нареченный Патриарх приехал. Он приходит в черной рясе, у входа его в последний раз облачают в голубую мантию митрополита.
— Это, безусловно, значимое для России событие, — кинорежиссер Владимир Хотиненко рад возможности быть свидетелем интронизации нового Патриарха. — Отношение к церкви сейчас поменялось, нами движет уже не праздный интерес, а духовный. Это что-то совсем новое.
Начинается Литургия, в центре храма в шитом золотом одеянии — более 200 архиереев. На интронизацию приехали главы и представители православных и других христианских церквей — Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Варшавский и всей Польши Савва, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, и.о. председателя Священного Синода Сербской церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, другие видные иерархи. Присутствуют видные зарубежные политики.
Православные службы строгие, стульев нет, некоторые гости принесли с собой раскладные стульчики.
«Избави нас от всякой скорби, гнева и нужды», — раздаются прошения ектеньи. «Не надейтеся на князи и на сыны человеческие, в них же нет спасения», — напоминает глас служащего об иных истинах. А вот голос еще пока только нареченного Патриарха раздается «Посети виноград сей…». «Виноград» — это мы.
И вот, наконец, раздается двухголосое троекратное: «Аксиос!» Подчеркнутое, умножаемое хором «Аксиос!» означает «достоин».
Совершается посажение нареченного Патриарха на патриарший синтрон — полукруглую скамью — на горнем месте в алтаре. По свидетельству высоко взобравшихся телевизионщиков входящий на престол Патриарх взволнован. Литургия продолжается.
— Не может быть корабля без кормчего, а Церкви — без пастыря, — говорит нам на выходе из храма писатель Владимир Крупин. — Столько слышу отзывов со всей России, что Пастырь избран достойный, уважаемый всеми. Наблюдая за выборами Патриарха, я на сайте «Русская линия» не выдержал, написал, что нам не надо тыкать в раны и царапины друг друга, враги наши и без нас в них ткнут. Лучше помнить, что наша вера — самая лучшая, самая близкая ко Христу.
А Предстоятель Церкви тем временем выступает со своим первым словом.
Как и все верующие, он обращает внимание на то, что начало его Патриаршего поприща, «которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным», совпало с днем памяти святителя Марка Ефесского — защитника и поборника православной веры.
Подчеркнув, что Патриарх является защитником «внешних канонических рубежей Церкви», Святейший обращает внимание на то, что это служение приобретает особое значение в современной ситуации. Независимые государства на пространстве «исторической Руси» требуют уважения их суверенитета и радения о благе каждого из этих государств, но это не отменяет заботы о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами, чтобы ценностно не распалась «православная цивилизация Святой Руси».
Патриарх говорит о церковной проповеди духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. «Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, — уверен он, — когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни».
Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности, подчеркнул Патриарх.
Предметом особой заботы Церкви назвал Патриарх молодежь, которая, по его мнению, сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве.
— В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям, — сказал Патриарх.
Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры, подчеркнул он.
Не должна быть забыта и забота о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных — «голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых,… взыскующих справедливости».
В конце своей речи Патриарх вспомнил заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». А Святейший Патриарх Алексий II оставил слова, звучащие как надежда и пророчество: «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая».
Впервые в новейшей истории России глава Русской Православной Церкви получил личные поздравления главы государства.
Поздравляя его со вступлением на первосвятительскую кафедру, президент подчеркнул, что «это огромное событие в жизни нашей страны, жизни всех православных народов».
— Это событие, которое открывает и новую эпоху развития православия в нашей стране, создает, мы надеемся, и новые условия для полноценного, солидарного диалога между Русской Православной Церковью и государством, — подчеркнул Дмитрий Медведев.
Подчеркнув, что служение Патриарха — это «действительно исключительно сложный, великий крест», он отметил, что «сегодня, когда Россия развивается, когда мир остается столь же противоречивым и когда он несет на себе такую же печать проблем, как и многие века назад, такого рода совместная работа, работа между государством и Русской Православной Церковью будет обязательно востребована во имя развития нашей страны, во имя развития всех православных народов».
— Россия — сложное государство, — сказал президент, — где живут люди разных народов, разных верований, и в этом смысле миссия Патриарха Московского и всея Руси также является весьма особенной.
Завершил поздравления Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, пожелав новоизбранному Патриарху крепкого духовного и телесного здравия, могучей силы во исполнение Патриаршего служения.