Столетие.Ru | Савелий Носков | 02.02.2009 |
Мир обсуждает итоги выборов Поместным Собором Русской православной церкви Предстоятеля РПЦ. В пестрой мозаике мнений явственно просматривается желание понять, какие изменения могут ждать этот важнейший институт общественной жизни России.
Начнем с соседей. Украинская газета «Сегодня» пишет: «Теперь все задаются вопросом, как изменится РПЦ при Патриархе Кирилле? Пока эксперты склонны считать, что РПЦ выбрала лучшего из всех представленных кандидатов, и его ораторские способности смогут значительно увеличить число прихожан РПЦ. Некоторые называют его современным батюшкой, поощряющим православные рок-концерты и считающим мелкой борьбу с „Гарри Поттером“, идентификационными кодами и „бесовским влиянием телевидения“».
Авторы статьи в «Сегодня» подчеркивают: «Священнослужители и верующие ждут интронизационной речи нового патриарха 1 февраля, в которой он изложит главные тезисы своей программы по развитию РПЦ. Между тем, первое чудо с приходом нового Патриарха уже свершилось. По свидетельствам очевидцев, в храме Христа Спасителя во время выборов замироточила икона Божией Матери „Умягчение злых сердец“».
Особенно значимо замечание этой газеты о том, что митрополит Кирилл — выдающаяся личность, великолепный оратор — настоящий «златоуст». Отмечается также, что он свободно говорит на английском, французском, немецком и, если надо, нередко выступает в роли переводчика.
Газета замечает, что Владыка Кирилл пользуется большим авторитетом среди государственных деятелей разных стран и интеллигенции: «Он хорошо знает европейскую культуру, досконально знает литературу, много цитирует Шевченко, Пушкина. Известно, что новый Патриарх раньше увлекался горнолыжным спортом и скоростным вождением автомобилей».
Русская служба ВВС в своих комментариях к избранию шестнадцатого Патриарха подчеркивает, что он считается одной из самых публичных фигур Русской православной церкви, вот уже почти 15 лет ведет еженедельную телепрограмму «Слово пастыря».
Особо выделяется то обстоятельство, что митрополит Кирилл был одним из организаторов объединения РПЦ и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).
Тони Хэлпин пишет в британской «The Times», что в России митрополит Кирилл — «харизматическая и популярная фигура, у него много сторонников. Его считают модернизатором церкви и самым умелым ее дипломатом: с 1989 года он возглавляет влиятельный отдел ее внешних связей». Автор полагает, что с избранием Патриархом Владыки Кирилла «расширятся усилия по преодолению тысячелетнего раскола между православием и римским католицизмом».
Тони Хелпин замечает: «У Кирилла с Ватиканом сложились хорошие отношения; он много раз встречался с нынешним Папой Бенедиктом XVI. После того, как Бенедикт стал Папой, в одном из своих интервью Кирилл заявил, что сотрудничество „абсолютно необходимо“, и добавил, что место христианских ценностей в мире будет во многом зависеть от характера отношений между православными и католиками — во всяком случае, на европейском континенте».
Жан-Франсуа Вердонне в статье в швейцарской «Tribune de Geneve» подчеркивает, что избрание Патриарха — «событие религиозного, но в то же время и политического, и культурного порядка, поскольку Православная церковь — единственный институт, наряду с государством, охватывающий масштабы всей России».
Здесь же приводится точка зрения парижского историка религии Ж.-Ф. Колозимо, объясняющего, почему выборы Патриарха Московского и всея Руси являются событием не только общенационального, но и международного масштаба.
«Московский патриархат, — говорит профессор Колозимо, — единственный институт, который до сих пор объединяет практически все пространство бывшего СССР, представляя около половины из всех 200 миллионов православных христиан. К тому же, он осуществляет свою деятельность в стране, где тесно переплетаются национальное и религиозное, где духовная, культурная и политическая составляющие всегда взаимосвязаны».
В британской «The Times» делается попытка оценить идеологические взгляды митрополита Кирилла и предположить вектор, по которому будет двигаться взаимодействие Церкви и государства: «Избрание Кирилла — это сигнал усиления в России консервативного национализма и полного согласия с решительной политикой Кремля в отношениях с Западом. В 2006 году он критиковал западные понятия о правах человека как противные православному учению. В декларации, принятой Десятым Всемирным Русским Народным Собором, главным автором которой был именно Кирилл, говорилось: «Есть ценности не менее важные, чем права человека — вера, мораль, неприкосновенность святынь и родины. Нельзя позволять создаваться ситуациям, в которых реализация прав человека растаптывает традиции религии или морали, оскорбляет религиозные или национальные чувства, оскорбляет святыни, либо угрожает существованию нашего Отечества».
А «Tribune de Geneve» напоминает читателям, что в последние годы именно Церковь наряду с государством — «один из двух институтов, ответственных за российскую идентичность». Кроме того, пишет швейцарская газета, Русская православная церковь «была одной из главных жертв коммунизма. Больше ни одна церковь Восточной Европы не подвергалась таким гонениям». Митрополит Кирилл, говорится в статье, «активный деятель экуменического движения, он был первым из служителей церкви некатолического вероисповедания, удостоившимся аудиенции Папы римского Бенедикта XVI». Замечается также, что избранный Патриарх является «поборником идеи относительной независимости церкви от государства. У него имидж патриарха, выступающего за большую открытость, приверженца диалога с Европой, способного вести размеренную борьбу с соблазном закрыться от остального мира.
«Это энергичный патриарх, который сможет провести реформы, в которых нуждается Русская православная церковь», — делают вывод швейцарские журналисты.
Эксперты, выступающие в программах ВВС, отмечают, что в современной России РПЦ усилила свое влияние не в последнюю очередь из-за того, что предыдущий Патриарх Алексий II активно высказывался на политические темы, и его наследнику придется самому определить степень близости к Кремлю и вмешательства в политику государства.
По мнению президента Кестонского института по изучению религии в Восточной Европе и бывшем СССР Ксении Деннен, «Кирилл — идеальный выбор с точки зрения государства». Эксперт напоминает, что Владыка Кирилл регулярно выступает за восстановление сильного, могущественного государства. «Его патриотизм основан на представлении о борьбе двух цивилизаций — западной и русской, — замечает Ксения Деннен, — на признании того, что у России всегда будет свой путь, отличный от стран западной демократии». При этом, добавляет в своем комментарии г-жа Деннен, «митрополита Кирилла справедливо считают более открытым к отношениям с западной церковью. Он хорошо образованный человек, говорит по-английски. У него большой опыт работы во Всемирном совете церквей».
ВВС полагает, что политика нового Патриарха Московского и Всея Руси во многом будет продолжением того курса, который вырабатывался годами в период Патриаршества Алексия II.
А швейцарская «Tribune de Geneve», напротив, уверена, что «процесс обновления еще не завершился. Все еще существуют препятствия на среднем административном уровне, где зачастую до сих пор царит антихристианский настрой. Должен еще состояться реальный диалог с интеллектуальными кругами. Будучи наделена моральным авторитетом, церковь не может находиться в гораздо лучшем положении, чем общество, подтачиваемое проблемами постсоветского строя. Ей необходимо провести некую корректировку. Сейчас она на перепутье. Либо она поддается соблазну закрыться от остального мира, либо включается в систему мира глобализированного».
Однако, идея о включении Русской православной церкви «в глобализированный мир», высказанная «Tribune de Geneve», ни в малой степени не отражает тех настроений, что царят нынче не только в светских, но и в религиозных кругах России. Да и замечание о «соблазне закрыться от остального мира» также свидетельствует о неточном анализе сегодняшней политики, проводимой РПЦ. Напротив, воссоединение РПЦ с РПЦЗ, проведенное, в том числе, и при активнейшем участии митрополита Кирилла, свидетельствует об открытости Русской православной церкви миру.
http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/sobitie_mirovogo_masshtaba_2009−01−30.htm