Богослов. Ru | Алексей Беглов | 28.01.2009 |
Аналитическая статья кандидита исторических наук, научного сотрудника Института всеобщей истории РАН посвящена специфике представительства мирян на Поместном Соборе 2009 г.
В работе собора, созываемого для избрания шестнадцатого патриарха Московского и всея Руси, примут участие представители епархий Русской Церкви из числа мирян. Ответ на вопрос, кто будут эти люди, вызывает живейший интерес как у членов Церкви, так и у внешних наблюдателей. Недавно газета «Коммерсантъ» (N 2(4057) от 12.01.2009) обратила внимание, что в числе участников собора присутствуют известные бизнесмены и представители органов государственной власти. Статья «Коммерсанта» даже имела «сенсационный» подзаголовок: «Выбирать нового патриарха будут бизнесмены и чиновники». Однако это утверждение нам представляется слишком поспешным и односторонним. Между тем, состав мирян на грядущем соборе действительно отражает важные тенденции в жизни Русской Церкви и поэтому, безусловно, должен быть предметом внимательного и непредвзятого анализа. Тем более, что списки членов избирательного собора уже опубликованы (см. http://www.patriarchia.ru/db/text/523 777.html). На основании этой публикации мы сделали ряд подсчетов, результаты которых и представим в этой статье.
Миряне в составе епархиальных делегаций
Представители от мирян на грядущий собор выдвигались двумя путями: в составе епархиальных делегаций (подавляющее большинство) и в составе Комиссии по подготовке собора (двое: директор художественно-производственного предприятия «Софрино» и главный бухгалтер Московской Патриархии). Делегации епархий, согласно выработанному Священным Синодом Русской Церкви Положению о составе Поместного собора, состоят, по меньшей мере, из четырех человек: правящего архиерея, его викария / викариев (при наличии), клирика, монашествующего и мирянина. Последние трое избираются на специально созванном для этого епархиальном собрании.
Такой состав епархиальных делегаций на избирательных соборах Русской Церкви существовал не всегда. Так, на Соборе 1917−1918 гг. эти делегации состояли из шести членов: епархиального архиерея по положению и избранных епархиальным собранием двух священнослужителей, один из которых был обязательно в священническом сане, и трех мирян. Тем самым представители духовенства и мирян входили в состав делегации в равном числе: по трое с обеих сторон. Характерно, что в своем Определении о порядке выборов Московского патриарха, принятом летом 1918 г., Собор 1917−1918 гг. сузил состав делегации, направляемой епархиями (всеми, кроме Московской) на избирательный собор, до четырех человек: епархиального архиерея, одного священника и двух мирян. (Подробнее см. нашу статью «Выборы Московского патриарха в актах Собора 1917−1918 гг. и в современной практике Русской Православной Церкви»: http://www.bogoslov.ru/text/377 198.html .)
На избирательных соборах советского периода этот состав был сужен еще больше. На всех трех соборах, 1945, 1971 и 1990 гг. делегации состояли, помимо епархиального архиерея, из одного клирика и одного мирянина. Фактически речь шла о возвращении к норме проекта, подготовленного в 1906 г. Предсоборным присутствием. Он как раз предусматривал такой состав епархиальной делегации. Перед нынешним собором состав епархиальной делегации был расширен за счет включения в нее представителей от монастырей епархии. При этом клирики и миряне на собор 1945 г. назначались епархиальной властью, а на соборы 1971 и 1990 гг. избирались на епархиальных собраниях. Перед нынешним собором в епархиях также прошли собрания по выборам участников собора, причем в ряде епархий выборы прошли на альтернативной основе.
Миряне на соборе: общие данные
В результате каждую епархию Русской Церкви на соборе будет представлять один мирянин. Всего в составе избирательного собора будет работать 164 мирянина, что составляет 22,9% от числа всех соборян.
Нужно сказать, что из всех соборов ХХ века только на Соборе 1917−1918 гг. мирян было больше. Тогда в работе собора принимали участие 299 мирян, что составляло более половины (53,0%) от общего числа соборян. Понятно, что это объяснялось особой структурой соборного представительства, выработанной накануне собора, и описанной нами выше. В соборах 1945, 1971 и 1990 гг. участвовало 38, 78 и 88 мирян соответственно, а в долевом отношении они занимали 18,6%, 33,1% и 27,8% от всех участников соответствующих соборов.
Таким образом, по сравнению с предыдущим избирательным собором число делегатов-мирян выросло в абсолютном отношении почти в два раза. А их место среди остальных участников собора (более чем пятая часть) также представляется довольно значительным.
Женщины на соборе
Одной из существенных черт представительства мирян на нынешнем избирательном соборе Русской Церкви является присутствие среди них заметного числа женщин-делегатов. Нужно сказать, что соборная практика других Православных Церквей не знает участия женщин в их соборах. Не было женщин и среди участников Собора 1917−1918 гг. Однако именно он своим Определением от 20 сентября (н. ст.) 1918 г. «О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения» наделил их правом участия не только в приходских собраниях и советах, но и в епархиальных собраниях, и в епархиальных просветительских, миссионерских, хозяйственных, благотворительных учреждениях. Тем самым Собор открыл женщинам потенциальную возможность участия и в органах высшего соборного представительства Русской Церкви. Значительное число женщин среди делегатов-мирян присутствовало уже на Соборе 1990 г., избравшем Святейшего Патриарха Алексия II. Среди соборян их было тогда 38, что составляло 43,2% от всех присутствовавших на соборе мирян, или 12,0% от всех участников собора.
В этом году в выборах Патриарха будут участвовать 30 женщин-мирянок, что составляет почти пятую часть (18,3%) от числа всех мирян. При этом больше всех женщин в состав Собора делегировали российские епархии: 15 человек, или 21,4% всех российских мирян. Епархии стран СНГ и Балтии будут представлять 9 мирянок (12,9% мирян этих епархий), епархии и приходы дальнего зарубежья — 6 женщин (25,0% мирян этих епархий).
Нужно учитывать, что вообще на грядущем Соборе женщин-соборянок будет гораздо больше за счет инокинь — представительниц женских монастырей. Их число даже превышает число мирянок: 45 монахинь, то есть 28,5% от числа всех представителей монашества. Таким образом, в целом женское представительство на Соборе будет достигать 75 человек, что составит 10,5% от всех соборян. Тем самым, по сравнению с 1990 г., доля женщин на грядущем Соборе уменьшилась среди мирян, но среди всех делегатов осталась примерно на прежнем уровне.
Но действительно важное изменение, произошедшее за последние 18 лет, заключается в том, кто будут эти женщины-делегаты Собора. В 1990 г. это были в основном церковные работники: старосты, регенты, члены приходских советов и ревизионных комиссий… Сегодня среди мирянок, делегированных российскими епархиями, представители приходских структур составляют чуть более четверти (26,7%), но ровно столько же среди них и сотрудниц церковных образовательных и просветительских учреждений (руководители и учителя церковных школ, епархиальных отделов образования и т. п.). Также поровну (по 13,3%) среди российских женщин-мирянок представлены служащие епархиальных структур Русской Церкви, а также церковные журналисты. Наконец, еще 6,7% приходится на представительниц научно-медицинской общественности[1]. Предпринимательниц и чиновниц среди них нет.
Структура мирянского представительства
Вообще именно структура мирянского представительства на предстоящем Соборе представляет наибольший интерес. На Соборе 1917−1918 гг. миряне представляли самые разные категории церковного народа: от профессоров Духовных академий, чиновников синодальных учреждений, инженеров и преподавателей до крестьян с начальным образованием. Все это многообразие в советское время было, по понятным причинам, сведено на нет, и на Соборах этого периода миряне в основном были церковными работниками (старостами, членами церковных советов и т. п.) и представителями духовных учебных заведений. Сегодня для того, чтобы описать мирян, избранных на Собор 2009 г., нам потребовалось распределить их по 9-ти категориям в зависимости от рода их деятельности.
Епархии Российской Федерации делегировали на Собор 70 мирян: 55 мужчин (78,6%) и 15 женщин (21,4%). Из них:
1. Сотрудники епархиальных (патриархийных) структур составляют 17 человек, что соответствует 24,3% всех российских мирян.
2. Представители приходских структур — 8 = 11,4%.
3. Регенты — 1 = 1,4%.
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений — 8 = 11,4%.
5. Представители церковно-общественных организаций (братства, сестринства, благотворительные фонды и др.) — 6 = 8,6%.
6. Представители журналистского сообщества — 4 = 5,7%.
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности — 9 = 12,9%.
8. Представители бизнеса — 4 = 5,7%.
9. Представители органов государственного управления — 5 = 7,1%.
10. Нет данных или неопределенные данные[2] - 8 = 11,4%.
Епархии стран бывшего СССР (за исключением России) направили на Собор еще 70 делегатов: 61 мужчин (87,1%) и 9 женщин (12,9%). Из них:
1. Сотрудники епархиальных структур — 11 = 15,7%
2. Представители приходских структур — 5 = 7,1%
3. Регенты — 2 = 2,9%
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений — 1 = 1,4%
5. Представители церковно-общественных организаций (в т.ч. благотворительные фонды) — 3 = 4,3%
6. Представители журналистского сообщества — 1 = 1,4%
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности — 3 = 4,3%
8. Представители бизнеса — 8 = 11,4%
9. Представители органов государственного управления — 1 = 1,4%
10. Нет данных — 26 = 37,1% (в основном за счет Украинских епархий)
11. Неопределенные данные — 9 = 12,9%
Епархии и приходы дальнего зарубежья, включая и Русскую Православную Церковь Заграницей, избрали на Собор еще 24 делегата-мирянина: 18 мужчин (75,0%) и 6 женщин (25,0%). Из них:
1. Сотрудники епархиальных структур — 6 = 25,0%
2. Представители приходских структур — 9 = 37,5%
3. Регенты — 2 = 8,3%
4. Сотрудники церковных образовательных и просветительских учреждений — нет = 0%
5. Представители церковно-общественных организаций — нет = 0%
6. Представители журналистского сообщества — нет = 0%
7. Представители научной, медицинской и художественной общественности — 1 = 4,2%
8. Представители бизнеса — нет = 0%
9. Представители органов государственного управления — нет = 0%
10. Нет данных — 2 = 8,3%
11. Неопределенные данные — 4 = 16,7%
Если суммировать полученные данные, то среди всех приехавших на собор мирян больше всего (39,0%) мы встретим церковных работников: сотрудников епархиальных и приходских структур, регентов. Представители церковных образовательных и общественных организаций (категории 4 и 5), представители церковной интеллигенции (ученые, врачи, иконописцы, художественная общественность и журналисты), а также представители бизнеса и власти разделят между собой места примерно поровну — по 11%. (Еще чуть менее трети придется на тех, данные о ком отсутствуют или неопределенны.) Однако эта усредненная картина может быть конкретизирована применительно к разным типам епархий.
Так, церковные работники среди российских мирян составляют 37,1%, то есть чуть менее данных по всем мирянам — делегатам собора. На втором месте здесь — представители церковного образования и церковно-общественных организаций (20,0%). Чуть уступает им российская церковная интеллигенция (18,6%), а предприниматели и государственные чиновники вообще занимают сравнительно скромное место (12,9%). (Еще о 11,4% российских мирян нет данных.)
Иная ситуация складывается среди мирян, которые представляют епархии ближнего зарубежья. Здесь церковные работники так же, как и в делегациях из России, имеют лидирующее положение, однако занимают только чуть более четверти мест (25,7%). Очень скромно представлены сотрудники церковных образовательных и общественных организаций и церковная интеллигенция (по 5,7%). А вот представители бизнеса и власти, напротив, имеют здесь ровно столько же голосов, что и среди российских мирян, — 12,9%, что по численности дает им второе место после церковных работников. Тем самым, именно среди мирян, представляющих епархии стран СНГ и Балтии, предприниматели вместе с государственными служащими действительно занимают заметное положение. (Нужно, правда, учитывать, что относительно 50,0% мирян из этих делегаций точных сведений вообще не представлено, что заставляет воспринимать полученную картину как предварительную и не до конца точную.)
Наконец, совсем другая картина предстает перед нами при анализе мирянского представительства от епархий и приходов дальнего зарубежья. Здесь вообще отсутствуют представители церковных образовательных и общественных объединений, церковная интеллигенция представлена крайне слабо (4,2%), а первостепенную роль играют церковные работники, которые составляют более 70% делегатов-мирян от дальнего зарубежья. Парадоксально, но именно от этих зарубежных епархий и приходов мирянское представительство на Соборе имеет структуру так сильно напоминающую характер мирянского представительства советского времени, когда число церковных работников среди мирян, приезжавших на соборы, приближалось к 100%. Это можно объяснить тем, что в дальнем зарубежье церковно-общественная активность сконцентрирована именно вокруг приходов и не имеет для себя других форм реализации — в братствах, молодежных объединениях, общественных движениях и т. п., как это происходит в России.
* * *
Тем самым, если по приведенным данным судить о тенденциях церковной жизни, которые существуют в различных частях Русской Церкви, можно сделать следующие наблюдения. Прежде всего, бросается в глаза, что удельный вес церковных работников, хотя и продолжает оставаться в целом значительным, заметно уменьшился по сравнению с советским периодом. Новые формы церковной жизни и новые проблемы, вставшие перед Церковью, создали не существовавшие тогда формы церковно-общественных объединений, представители которых впервые прибыли на Поместный собор Русской Церкви. Безусловно, это один из важнейших итогов прошедшего Патриаршества. Здесь уместно вспомнить, что именно об этом расширении сфер церковной жизни как о насущной задачи Церкви говорил после своего избрания в июне 1990 г. Святейший Патриарх Алексий II:
«Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих».
Характерно, что сотрудники церковно-образовательных учреждений занимают существенное место среди мирян, представляющих российские епархии. Это отражает важность вопроса о церковном образовании в жизни Русской Церкви (российской ее части) в последние годы.
Что же касается присутствия среди делегатов-мирян предпринимателей и чиновников, то нужно иметь в виду, что с точки зрения Церкви они выступают как ктиторы в широком смысле слова, как благотворители и покровители Церкви, как доноры ее начинаний. Думается, что присутствие ктиторов среди соборян явление вполне закономерное и для Церкви не новое. Вспомним хотя бы богатейшего и влиятельнейшего римского чиновника Амвросия, императорского префекта Северной Италии, в 374 г. поставленного по избранию народа епископом города Медиолана (Милана) и оставшегося в церковной истории как святитель Амвросий Медиоланский, один из четырех великих латинских учителей Церкви.
То обстоятельство, что среди наших соборян-ктиторов присутствуют главным образом представители крупного бизнеса и государственные служащие отражает не столько какие-то особые предпочтения Церкви, сколько структуру нашей экономики, в которой крупный капитал и финансово-административные решения чиновника играют определяющую роль. Важно лишь, чтобы между различными группами мирян, которые будут представлены на Соборе, сохранялся здоровый баланс. Такой баланс, как мы видели, безусловно, имеет место между различными группами мирян, представляющих российские епархии. Несколько сложнее в этом отношении дело обстоит с представительством епархий и приходов ближнего и дальнего зарубежья. Здесь явно наблюдается лидерство одной или двух групп мирян — церковных работников и ктиторов.
В любом случае, главной, наиболее важной тенденцией, как нам представляется, следует считать именно усложнение структуры мирянского представительства на начинающемся избирательном Соборе Русской Православной Церкви, что, конечно, отражает усложнение и расширение жизни самой Русской Церкви.