Русский дом | Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) | 19.01.2009 |
Божиим провидением в Тихвинском храме поморского северного села Кашкаранцы после пожара 1885 года сохранились лишь две иконы — Тихвинской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Спустя три года Своим образом, храмовой иконой Тихвинской, Царица Небесная явила великое чудо спасения села от страшной катастрофы…
Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы, расположенного на Терском берегу Белого моря, были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера.
Ледяные массы «возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты», что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома — 11−12 метров.
Самым странным при этом являлось то, что не было никаких объективных причин для движения льда на берег, для появления ледяных гор столь фантастической высоты. Стояла спокойная зимняя погода, дул тихий северо-западный ветер. Изучавшие впоследствии этот факт исследователи так и не нашли вразумительного объяснения причин того небывалого явления.
Как сообщали очевидцы этих событий, всем стало понятно, что «Кашкаранцы постигло небывалое до сих пор бедствие» («Архангельские губернские ведомости».1888, N14). Это — научная, мирская оценка фантастического природного явления.
О духовной, мистической подоплёке происходившего можно сказать, что здесь налицо был некий небывалый всплеск извечного и жестокого противостояния между благодатной силой христианских святынь и мрачной злобой сил тьмы, безраздельно владевшей этими землями с незапамятных времён.
В эту ночь, накануне великого церковного праздника Крещения Господня, будто вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням, смести с лица земли селение, основавшееся вокруг мощей трёх преподобных иноков.
Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзуту за священником. В это время настоятелем церквей обоих сёл — Варзути и Кашкаранцев — был иерей Михаил Истомин. К слову сказать, могила его жены, матушки Анны Истоминой, единственная, сохранившаяся до наших дней из всех многочисленных могил, что были рядом с Варзугской Успенской церковью.
«Привыкшие к борьбе с морской стихией поморы вздумали было отстаивать свои родные очаги, — писал некий корреспондент газеты, — но борьба с такой всесокрушающей силой природы оказалась совершенно безуспешной». Все попытки спасти своё селение лишь сильнее выявляли страшную силу движущихся ледяных громад, ломавших брёвна, как спички. К этому времени ледяные горы уже превратили в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна.
К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели поглотить 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами. Лёд приступил к уничтожению жилищ поморов — два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении кашкаранцев.
Всё село устремилось в церковь, где начался слёзный молебен. Люди молились так, как не молились ещё никогда в жизни — всем сердцем. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села — Тихвинскую икону Божией Матери — давнюю заступницу кашкаранцев и всего Русского Севера. Люди встали перед ледяными громадами. Впереди держали икону два помора — староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: «Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице…»
Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть с верой в душе людям. Кто-то стал отодвигать назад детишек, пряча их поглубже в толпу. Люди смыкали ряды и пели. Казалось, ещё мгновение — и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков… И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли — что. А это наступила тишина — лёд встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры.
Какое-то время все стояли, замерев и затаив дыхание. Прислушивались, боялись поверить, что наваждение, кошмар этой ночи закончился, их молитва услышана, и Господь сохранил родные Кашкаранцы заступничеством Тихвинской иконы Божией Матери. Небывалая радость охватила всех, люди обнимались и плакали. Кто-то бросился обнимать священника, кто-то еще продолжал недоверчиво глядеть на застывшие, уходящие в небеса ледяные громады…
Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной и отошёл в сторону, смахивая слёзы, встал на колени. За ним с молитвой опускались на колени все жители села. И долго ещё стояли с иконой два помора, пока каждый из сельчан не подошёл к чудотворному образу, целуя его и благодаря Божию Матерь -Заступницу и Спасительницу этого древнего села, что на Терском берегу, на Кашкаранском наволоке.
Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров.
Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, «движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле -явление совершенно небывалое».
И в памяти жителей села «небывалость» этого явления навсегда осталась связанной с чувством благодарности к Тихвинской иконе Божией Матери и верой в Её неизменное заступничество за село Кашкаранцы.