Русская линия
Портал-Credo.RuАрхимандрит Венедикт (Пеньков)22.01.2009 

«Если и от простого христианина Бог требует молитвенности и добрых дел, в какой мере должен обладать этими качествами человек, призванный стоять у руля церковного корабля!»

Всех сегодня интересуют предстоящие выборы патриарха. Церковные люди особо следят за полемикой, разворачивающейся в интернет-сети. Начал эту полемику известный публицист диакон Андрей Кураев. На сайте www.portal-credo.ru было опубликовано его мнение о том, должен ли патриарх быть молитвенником. («Мониторинг СМИ: Диакон Андрей Кураев: Патриарху надлежит быть…молитвенником?») Мнение отца диакона таково: «никакого особого таинства патриаршества нет», «патриарха избирают не для того, чтобы поминальные записочки ему подавать», и должен он быть «прежде всего, политик и администратор».

Будучи на днях по журналистским делам в Козельском районе, я не удержалась от желания побывать в Оптиной пустыни и спросить мнение оптинской братии по поводу качеств, необходимых будущему патриарху. Кем все-таки он должен быть — молитвенником или кризис-менеджером (последнее выражение о. Андрея, правда, из другой статьи)?

К слову сказать, никто из Оптинского монастыря не делегирован на предстоящий Поместный Собор. Даже несмотря на то, что монастырь этот особый — ставропигиальный, то есть находящийся в прямом подчинении патриарха. Братия вспоминает, что в свое время оптинский старец Исаакий был на Поместном Соборе, хотя монастырь не был ставропигиальным. Зато, как уже стало известно из СМИ, представлять мирскую часть Церкви на Соборе будут многие бизнесмены, магнаты, владельцы разных компаний и чиновники. Получается, что на сегодняшний день они лучше знают, какой патриарх нужен современной Церкви. Полагаю, что им по своему статусу будет ближе именно кризис-менеджер.

Итак, тем не менее, сегодня в Оптиной (от этом рассказал наместник монастыря отец Венедикт (Пеньков)) особо молятся о том, чтобы Господь Своею благодатью просветил умы делегатов Собора и чтобы дал Церкви достойного первосвятителя. Молятся и сообща в храме, и келейно.

Оптинская братия удивлена мнением Кураева по поводу качеств, необходимых будущему Патриарху.

«"Портал-Credo.Ru»: Статью отца Андрея Кураева в монастыре читали. Насколько я знаю, практически у всей братии она не вызвала ничего, кроме недоумения. А что Вы скажете по ее поводу?

Отец Венедикт: Сначала вникали, вникали… Может что-то глубокое… да нет там ничего глубокого. Чувствуется, что автор пытается на пустом месте разжечь огонь споров и пустых пререканий. Поэтому нет нужды много говорить, потому что это будет равносильно подливанию масла в огонь в угоду, если не злонамеренному, то, создаётся впечатление, не вполне здоровому автору.

Вопрос ясен, как белый день. Если и от простого человека-христианина Бог требует молитвенности и добрых дел, то в какой же мере должен обладать этими качествами человек, призванный стоять у руля церковного корабля! И вполне закономерно, что весь народ желает иметь именно такого первосвятителя, то есть и молитвенника, и одарённого способностями к делам церковного управления. Молитва — на первом месте. Ведь это обращение к Богу. А без Бога не можем творить ничесоже. Если молитва кривая, то и дела будут кривые.

Мы должны так желать. Другое дело, кого Господь даст нам в соответствии с нашим духовным состоянием… Но так желать — правильно. Кураев же почему-то считает, что это «народное богословие неверно». Нет, оно очень верно. Почему? Да потому что оно по самой своей природе просто, естественно и доступно даже «младенцам», хотя от подобных мудрецов, как Кураев, оно по слову Божию закрыто и утаено.

И вообще никто из христиан — священников ли, епископов или патриархов — никогда не может быть ни добрым и благоразумным политиком, ни администратором, если прежде не будет хорошим молитвенником. Ведь Бог пребывает с нами в наших делах только тогда, когда мы его молитвенно призываем.

Отец Андрей же считает, что достаточно, когда за патриарха молится Церковь. Она-де своими молитвами и восполнит его немощи. Но ведь он сам себе противоречит. Церковь — это народ. А, если такое «народное богословие» неверно, то, значит, и молитва его будет неверна. Какое же тогда «богословие» будет у патриарха? Он сам должен молиться, лично. Да еще на таком служении.

— Скажите, а Святейший Алексий II был молитвенником?

— А как же! Это вообще был удивительный человек. По его молитвам Господь и давал — и ему, и Церкви.

— Отец Венедикт, Господь, конечно, дает, но через руки благотворителей, в том числе политиков и бизнесменов. Может, все-таки хорошо, если Патриарх будет иметь качества кризис-менеджера?

— Простите, так рассуждать мелко и гнусно. Патриарх, прежде всего, перед Богом предстоятель, а не перед президентом, не перед царем, не перед спонсором. Он перед Богом совесть свою должен хранить, а тут такие мелкие хлопоты… Господь за молитвы за добрую жизнь патриарха и сердце президента расположит, и все пошлет необходимое. А в России, кстати, слово менеджер, как заметил один публицист, чаще всего используется в значении «специалист по продажам». Это что — Церковь будем готовить к продаже? Церковь — не организация, а Тело Христово. И говорить о ней только как о некоей структуре — значит полностью не понимать природу Церкви.

В своём первосвятителе народ хочет видеть человека праведной жизни. А молитва — это один из критериев праведности. Народ хочет видеть в патриархе отца, а не ловкого администратора. Этого и вокруг Церкви хватает. Церковь же надмирна и именно этими устремлениями несёт свою миссию в этом мире.

Вообще в данной статье, о которой мы говорим, много несуразностей. Например, он пишет: «Константинопольский собор… постановил — если кто, будучи облачен в малую схиму, будет призван к архиерейскому сану, таковой освобождается от принятых им на себя обетов». Эти слова Кураев оставил без объяснения, а потому можно подумать, что автор считает, что таковому архиерею можно быть освобожденным и от обетов безбрачия. Нельзя же так безответственно писать. Речь может идти об обете нестяжания, потому что Патриарху вручается всё церковное имущество, и то, нестяжание в личном плане остается. Можно было бы указывать и на другие нелепости, но, откровенно говоря, продолжать это весьма и весьма неприятно.

Хотелось бы пожелать авторам подобных статей духовного врачевания и исправления, потому что Господь сказал: «Не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». Так и мы желаем ему только спасения.

***

Я выходила за ворота Оптиной. Вокруг расстилались чудесные дали. В природе царила тишина и гармония. Как бы хотелось такой же гармонии в человеческах делах. Уж слишком много у нас во всем какой-то поврежденности и болезни. И захотелось помолиться за всех по словам Библии: «Молитеся друг за друга, яко да исцелеете».

Беседовала Марина Улыбышева

http://portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1118


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru