Богослов. Ru | Священник Антоний Борисов | 22.01.2009 |
Четыре миллиона человек собрались в эти дни в Вашингтоне, чтобы стать свидетелями начала нового периода в истории США под названием «Барак Обама». В преддверии инаугурации нового президента две трети американцев уверены в том, что Барак Обама сможет спасти погибающую экономику страны. Финансовый кризис заставил рядовых граждан США сплотиться вокруг «президента-надежды» и на время отвлечься от религиозных разногласий.
В США завершились президентские выборы. По их итогам первый пост в стране в течение 4 ближайших лет будет занимать Барак Обама. Его победа стала свидетельством не только того, что американцы готовы видеть во главе государства чернокожего президента, но и того, что религиозные фундаменталисты, которые раньше так уютно чувствовали себя в Белом доме, потеряли популярность избирателей. Причиной тому послужил экономический кризис, вынудивший рядовых американцев отказаться от почти религиозных мечтаний партии республиканцев о глобальном господстве США и заменить их надеждой на то, что более прагматичная партия демократов во главе с Бараком Обамой выведет страну из финансового пике.
Переполненный Вашингтон, количество проживающих в котором за последние дни увеличилось более чем в пять раз, а вместе с ним и весь мир стали свидетелями того, как впервые в истории США во главе этой страны встал чернокожий президент. Барак Обама, «президент-надежда» — так его прозвали американские СМИ — встает у руля «сверхдержавы» в нелегкие для нее времена. Чтобы они закончились, Обама должен совершить экономическое чудо, и ради этого чуда 79% американцев, нынешних сторонников нового президента, готовы на время забыть о целом ряде общественных разногласий, которыми некогда были так увлечены.
Прежнее резкое разделение населения США на «черных» и «белых», христиан и мусульман, католиков и протестантов, похоже, уходит в небытие. Благодаря финансовому кризису религиозные и межнациональные споры вышли из моды. Но как мы прекрасно помним, в недавнем прошлом, когда у власти в стране находились республиканцы, всё было иначе.
Последние восемь лет, когда у власти в США находились Джордж Буш-младший и партия республиканцев, религиозный фундаментализм, который в Америке часто называют «The Religious Right» («Религиозное право»), пользовался в Белом доме теплым приемом.
Что такое «The Religious Right»? В большинстве своем это белые католики или вновь обращенные евангелические протестанты, которые придерживаются буквальной интерпретации Библии и являются противниками абортов. Представители «The Religious Right» составляют 40% электората республиканской партии.
«Республиканская партия, в том виде, в котором она существует сегодня, не может существовать без голосов евангелических христиан и консервативных католиков», — заявляет Ален Херцтке, аналитик социологической компании «Pew Forum». Католики и протестанты составляют сегодня в США дисциплинированное меньшинство, которое по-прежнему имеет значительное влияние на американское общество. Однако, «теперь республиканцы не смогут побеждать только благодаря им — мы все это поняли», — добавляет Херцтке.
Люди, которые не принадлежат ни к какой Церкви, составляют сегодня наиболее быстро растущий сегмент американского населения. В 80-х общественные опросы показывали, что не более 8% респондентов затруднялись определить свои религиозные предпочтения. Сегодня социологическая компания «Pew Forum» обнаруживает, что количество нецерковных людей в США удвоилось, а их общественное положение улучшилось — американцы с высшим образованием все чаще относят себя либо к атеистам, либо к религиозным индифферентам. Их поддержкой Обама сегодня пользуется в первую очередь. Кроме того, за него на прошедших выборах голосовали сторонники абортов и однополых браков.
К данной группе населения присоединились также члены некоторых христианских конфессий. В ходе общественных опросов американцев часто спрашивают, являются ли они «евангеликами» — слово, которое лучше всего объединяет протестантов различных течений. Обычно на этот вопрос следует ответ «да». Однако социологи редко обращают внимание на то, что далеко не все «евангелики» придерживаются радикальных общественных позиций и буквально интерпретируют Библию. К примеру, Джимми Картер и Джордж Буш — евангелики. Но заявления Буша показывают, что он религиозный фундаменталист и каждый свой шаг готов оправдывать Божественным промыслом, в то время как Картер, который придерживается теории эволюции, оказывается в либеральном крыле, которое, как раз, голосовало за Обаму.
Сегодня в США Обаму поддерживают даже сторонники «The Religious Right», которым пришлось выбирать между узкой социальной программой христианских консерваторов и эффективной антикризисной программой либералов. Деньги оказались для них важнее убеждений.
Как заявила вице-президент Family Research Council Кони Маккей, с победой Обамы «Америка потеряла хорошую порцию культурной войны». Теперь становится ясно, что споры о вере и эмбриональных исследованиях в США ведутся, только если с кошельком все в порядке. «Экономика всегда была важнее, а она сейчас в катастрофическом состоянии», — отмечает Маккей.
Рушащаяся экономика заставляет консерваторов забыть также о реформе федеральных судей, об абортах и о гомосексуальных браках. И становится ясно, что в условиях кризиса партия республиканцев теряет своих членов. «Партия республиканцев — это всего лишь машина, в которой путешествуют консерваторы. И если машина сломана, то нужно или ее чинить, или искать другую», — добавляет Кони Маккей.
Что касается самих либералов, то они готовы к диалогу с «The Religious Right». Бёрнс Страйдер, человек, который отвечал за религиозную составляющую предвыборной кампании Хиллари Клинтон, заявил: «Вместо того, что говорить о криминализации женщин, давайте сойдемся в честной дискуссии, и найдем пути для снижения числа абортов». Для консерваторов «это создаст отношения, где острые углы будут сглажены».
Для Алена Херцтке подобная перспектива, когда «культурные вояки» начнут диалог, кажется вполне реальной. «В области гуманитарных проектов и вопросов защиты человеческих прав могут быть созданы самые невероятные альянсы между консервативными евангелическими группами и более либеральными организациями», — заметил он.
Подобные проекты оставляют сторонникам «The Religious Right» возможность заявить о себе в будущем даже после поражения Джона Маккейна на президентских выборах. Во всяком случае, так и не ставшая вице-президентом Сара Пэйлин (которая, кстати, является членом общины пятидесятников, практикующих говорение на языках), уже ободряет своих коллег-консерваторов и строит планы на выборы 2012 года.
Положение консерваторов будет зависеть и от того, как будет управлять страной сам Барак Обама. Если ему удастся вывести США из финансового кризиса, сохранив при этом американские позиции на внешнеполитических рубежах, то даже радикальные консерваторы вряд ли променяют его через четыре года на кандидата от республиканцев — при всех симпатиях чернокожего президента к свободе абортов и однополых отношений.
В огромном списке вопросов, которые возникают при размышлении о новом президенте США, на один из них — «Как будет обстоять дело с американской религиозностью?» — можно ответить уже сегодня. Спокойно. Одиннадцатой заповедью плюралистического общества наподобие американского является — «Не говори плохо о вере ближнего своего». Особенно, когда ни у тебя, ни у него в кошельке ничего нет.