Русская линия
Русский дом Григорий Тельнов18.01.2006 

Тайна Креста

«Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами…»

Так гласит надпись на кресте-мощевике, который был заказан игуменьей Евфросиньей Полоцкой в 1161 году. В ту пору это была традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным, его все очень боялись.

845 лет Кресту Евфросиньи Полоцкой

Золотой крест преподобной Евфросинии Полоцкой считается величайшей христианской реликвией. Искусствоведы называют это сокровище непревзойдённым ювелирным шедевром Древней Руси. Но для верующего внешняя красота меркнет перед сиянием тех святынь, которые запечатаны внутри креста. Там хранятся кровь Иисуса Христа и частица Креста, на котором был распят Спаситель.

— Крест сделан в 1161 году мастером Лазарем Богшей по заказу игуменьи Евфросинии, — рассказывает профессор Адам Малдис. — Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха. Преподобная Евфросиния велела хранить крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа!

Эта реликвия представляет собой запрестольный крест-мощевик. Высота креста пятьдесят два сантиметра, толщина — два с половиной. Он сделан из кипариса и обложен золотом. Частицы крови Иисуса Христа помещены в высверленную полость лицевой части, у верхнего перекрестья, и запечатаны прочным клеем. В нижней перекладине спрятана частица Древа Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель. С обратной стороны в тайнички запечатаны осколки камней от Гроба Богородицы и Гроба Господня. Замуровали в крест также частицы мощей великомученика целителя Пантелеимона и других святых. Крест украшен драгоценными камнями, золотом и серебром, на нём изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, всех четырёх евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Евфросинии и других святых угодников были выполнены так, что видны даже зрачки глаз!

Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали. Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни.

Завладеть крестом Евфросинии мечтали многие князья. Но святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, первой русской святой (её почитают и православные, и католики — в ту пору христиане были едины), крест стал общенациональным сокровищем всех славян.

Но всегда находились властители, которые пытались посягнуть на него.

— В XIII веке крест был перевезён захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск, — рассказывает профессор Малдис. — После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. В 1563 году крест возвратил в Полоцк Иван Грозный.

Во время нашествия Наполеона оккупанты не тронули крест. В XIX веке святыню привозили для поклонения в Москву и Санкт-Петербург, но всегда возвращали обратно в Полоцк.

В 1921 году крест реквизировали большевики. Сначала он хранился в финотделе в Полоцке. В 1928 году историк Вацлав Вастовский перевёз его в музей в Минск. И уже оттуда крест передали в Могилёв, где он хранился до 1941 года в здании обкома партии. Здесь, в комнате-сейфе, вместе с крестом Евфросинии было много других сокровищ — даже золото из раскопок Помпеи.

— Общая стоимость собранных там к лету 1941 года ценностей была не меньше, чем годовой бюджет нынешней Беларуси, — считает Адам Малдис. — Их успели эвакуировать из Могилёва. И с той поры ни креста, ни других сокровищ никто не видел.

Крест Евфросинии Полоцкой начали активно искать в семидесятые годы. Сначала КГБ, потом Интерпол. Опросили бывшего директора могилёвского музея Мигулина, водителя Поддубского, других участников эвакуации ценностей. Они утверждали, что сокровища передали в Москву, что эту операцию курировал Берия. Припомнили даже, что Лаврентий Павлович прицокивал языком, принимая крест…

Более того, секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пономаренко заявил, что вывозил ценности из Могилёва в Москву сам! Он всегда описывал крест столь точно, как может сделать это только человек, видевший эту реликвию собственными глазами.

Профессор Адам Малдис ищет пропавшие во время войны сокровища всю свою жизнь. О поисках креста Евфросинии Полоцкой он делал доклад на международной конференции в Нью-Йорке.

— Это реликвия мирового значения, — говорит он, — и она должна быть возвращена в Полоцк!

Версий о местонахождении креста было несколько. Его искали в Германии, потом в США. В Музее Моргана находились похожие реликвии. Но креста Евфросинии там не было.

По заказу митрополита Филарета была сделана точная копия креста. Но настоящий искать не переставали. И след реликвии нашёлся.

— Теперь мы располагаем точной описью эвакуированных сокровищ, и можно надеяться, что крест Евфросинии Полоцкой будет обретён. Есть основания полагать, что его присвоил Лаврентий Берия, а после его смерти раритет осел в одной из частных коллекций в Москве. Пусть его нынешний владелец помнит о том, что начертано на кресте.

http://www.russdom.ru/2006/20 0601i/20 060 123.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru